Урок географии по теме "Растительный и животный мир России"

Разделы: География


Цели и задачи урока: познакомить с различными растительными сообществами, расширить знания о животном мире. Рассмотреть взаимосвязи растительного и животного мира с климатом, почвами, водами. Сформировать представление о причинах разнообразия растительных и животных сообществ. Развивать познавательный интерес, учить коллективной работе.

Средства обучения: атласы, магнитная схема «Факторы, влияющие на растительный и животный мир». Учебник И.И. Бариновой «География России. Природа», раздаточный материал (карточки с заданиями, мини-тест), карта «Растительность», компьютер, проектор.

Опережающие задания: по группам подготовить слайды с изображениями растений и животных арктических пустынь, тундры, лесов, степей и пустынь.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация и целеполагание. Вступительное слово учителя.

Слайд с изображением различных природных сообществ.

Растительность – один из важнейших компонентов природы. Какова её роль? (возможные ответы: корм для животных, пища для человека, защита почв от эрозии, выделение в атмосферу кислорода…)

Животные – часть природного сообщества. Как они связаны с растениями? (отв.: пищевыми цепями).

Что мы можем узнать на сегодняшнем уроке о растениях и животных? (Совместно с учителем формулируют тему и цели урока).

3. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Ребятам предлагается прочитать первый пункт параграфа 18. Через 3-4 минуты ответить на несколько вопросов по прочитанному:

  • Что является главным в живой природе? (растительность)
  • Животный или растительный мир богаче по видовому составу? (животный)
  • Виды каких растений преобладают в растительном мире? (травянистых)
  • Кто держит первенство среди представителей животного мира? (насекомые)
  • Растения существуют в разнообразных растительных сообществах. Чем обусловлено такое разнообразие? (ученики предлагают варианты ответов, выходят к доске и добавляют на магнитную доску части схемы «Факторы, влияющие на растительный и животный мир»).

Групповая работа. Класс делится на группы с учётом домашних опережающих заданий. Каждая группа получает карточку с вопросами. На работу отводится 7-8 минут. Для выполнения задания ученики используют текст учебника, карты атласа, материал из домашних заданий.

Карточка 1 группы.

  1. Где в России можно встретить растительность арктических пустынь?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Карточка 2 группы.

  1. Где в России можно встретить тундровую растительность?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Карточка 3 группы.

  1. Где в России можно встретить таёжную растительность?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются в темнохвойной и светлохвойной тайге?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Карточка 4 группы.

  1. Где в России можно встретить растительность смешанных и широколиственных лесов?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются в лесах Русской равнины и Приморья?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Карточка 5 группы.

  1. Где в России можно встретить степную растительность?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Карточка 6 группы.

  1. Где в России можно встретить растительность пустынь и полупустынь?
  2. Каковы там природные условия?
  3. Какие растения и животные встречаются?
  4. Как они приспособились к природным условиям?

Отчёт групп о выполненной работе (15 минут). Ученики кратко характеризуют природные сообщества, сопровождая рассказ показом по карте и демонстрацией приготовленных слайдов. Выслушивают ответы других групп.

Закрепление материала. Ученики, работая в парах, выполняют задания мини-теста. Задание: подчеркнуть правильный ответ.

  1. Природная зона, где нет деревьев, потому что не хватает влаги: тайга, тундра, степь, пустыня.
  2. Самая холодостойкая хвойная порода: сосна, пихта, ель, лиственница.
  3. Территория России, где растут светлохвойные леса: Русская Равнина, Западно-Сибирская равнина, Восточная Сибирь.
  4. В тундре не обитают: лемминги, песцы, белые медведи, северные олени.
  5. Природное сообщество, где животные распределены по ярусам: степь, тайга, тундра, пустыня.
  6. Царство пресмыкающихся: тундра, леса, степь, пустыня.
  7. Природная зона, где животные обитают стадами: тундра, тайга, смешанный лес, степь.
  8. Для растительного покрова тундры не характерны: ягель, брусника, типчак, голубика.

Самопроверка. Ученики сравнивают свои ответы с верными, показанными на слайде.

Слайд с мини-тестом, с подчёркнутыми правильными ответами.

Рефлексия. Удалось ли достичь поставленных целей? Что на ваш взгляд получилось хорошо? Что можно было бы добавить (изменить)? Подведение итогов.

Домашнее задание. Параграфы 25, 26. Составить кроссворд по теме «Природные сообщества»