Простые и составные числа. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели: обобщение и систематизация знаний, установление связей теории с практикой, развитие познавательных процессов, знакомство с историей математики.

Оборудование: лента с рядом натуральных чисел; таблица простых чисел; портреты Пифагора, Эратосфена, Эйлера, Евклида, Ферма; таблица совершенных чисел; таблицы с магическими фигурами.

Ход урока

“Простые числа остаются всегда готовыми ускользнуть от исследователя”. Г. Вейль

1. Организационный момент

2. Беседа.

Дорогие ребята! Приглашаю вас на экскурсию в мир чисел. Каждый маршрут нашего экскурса начинается “внизу в долине”, то есть с самого легкого и понятного вам, однако потом попадаются места, для преодоления которых требуются кое-какие навыки.

3. Актуализация опорных знаний.

В старину на Руси говорили, что “умноженье – мученье, а с деленьем – беда”. Тот, кто умел быстро и безошибочно делить, считался большим математиком. Ведь в школе тогда учили только сложению, вычитанию, таблице умножения.

Делимость интересовала математиков уже в глубокой древности. Особое внимание они уделяли простым числам.

Итак, 1 маршрут.

Простые числа.

1) Вспомните, какие числа называются простыми, как их найти, сколько их. Интерес древних математиков к простым числам связан с тем, что любое число либо простое, либо может быть представлено в виде произведения простых чисел, то есть простые числа – это кирпичики, из которых строятся остальные натуральные числа.

2) Можете ли вы назвать самое большое простое число?

Греческий ученый Евклид в своей книге “Начала” утверждал следующее: “Самого большого числа не существует”.

Если бы на ленте, где выписаны натуральные числа, в тех местах, где находятся простые числа, зажечь фонарики, не нашлось бы на ленте места, где была бы сплошная темнота. Почти все простые числа нечетные. Только одно простое число четное – это 2, а остальные – нечетные. 2 и 3 – последовательные натуральные простые числа, наименьшие простые, такая пара единственная, где одно число четное, а другое нечетное.

Определение: два последовательных нечетных числа, каждое из которых является простым, называются числами-близнецами (11 и 13, 17 и 19, 29 и 31).

Работа с таблицей. Назовите пару самых маленьких чисел-близнецов, самую большую пару чисел в таблице; сколько таких пар до 100? Ученые не знают самую большую пару чисел- близнецов. Первые глубокие исследования о том, как разбросаны простые числа среди остальных чисел, получил великий русский математик П.Л. Чебышев, основатель и руководитель математических исследований 19 века. До сих пор математики не знают формулы, с помощью которой можно получить простые числа. Так как простые числа играют важную роль в изучении всех остальных чисел, то надо было составить их список. Это впервые сделал александрийский ученый Эратосфен. Он придумал такой способ. Выписывал все числа от 1 до какого-либо числа. Потом вычеркивал 1, затем все числа, кратные 2 (четные), оставалось первое – 3, вычеркивал все числа, кратные 3. Оставались только простые числа.

Доклад ученика: “Решето Эратосфена”.

2 маршрут. История о дружественных числах. В древности было замечено, что числа 220 и 284 обладают удивительным свойством: сумма собственных делителей числа 284 равно 220, а сумма делителей 220 – 284. Делители числа 220: 1, 2, 4, 5, 10, 11, 20, 22, 44, 55, 110. Делители числа 284: 1, 2, 4, 71, 142. (Проверить на доске). Пифагор нашел такую пару около 500 лет до нашей эры. Поэтому пара 220 и 284 называется парой Пифагора. Следующую пару нашел Ибн Аль Бана в 1300 году. Декарт отыскал свою пару в 1638 году. Главным рекордсменом в этом виде спорта в математике стал Леонард Эйлер. Он отыскал 59 таких пар. Сейчас такие пары ищут с помощью ЭВМ.

3 маршрут. Совершенные числа. Еще в древности было замечено, что существуют числа, равные сумме своих делителей, кроме самого себя. Делители числа 6: 1, 2, 3, 6. 6= 1+2+3. Делители числа 28: 1, 2, 4, 7, 14, 28. 28=1+2+4+7+14. (Проверить для числа 496 на доске). Делители числа 10: 1, 2, 5. Их сумма равна 8, это меньше 10 – недостаток; делители числа 12: 1, 2, 3, 4, 6. Их сумма равна 16, это больше 12 – избыток. А числа, у которых сумма делителей равна самому числу, особенно ценили и называли их совершенными.

4 маршрут. Проблема Гольдбаха. Из опыта вычислений люди знали, что каждое число является либо простым, либо произведением нескольких простых чисел. А что будет, если простые числа складывать? Живший в России в 18 веке математик Гольдбах решил складывать нечетные простые числа лишь попарно. Он обнаружил удивительную вещь: каждый раз ему удавалось представить четное число в виде суммы двух простых чисел. Вот эти разложения:

1+3=4; 1+5=6; 1+7=8; 3+7=10; 5+7=12; 3+11=14; 3+13=16…. О своем наблюдении Гольдбах написал великому математику Л. Эйлеру, который был членом Академии наук. Это предположение до сих пор не доказано и не опровергнуто. Оно лишь проверено для всех четных чисел до 1000.

5 маршрут. Магические фигуры. Первые сведения о магических квадратах встречаются в литературе, написанной задолго до нашей эры. Старейший магический квадрат в современной записи выглядит так:

4 9 2
3 5 7
8 1 6

Суммы чисел каждой строки и каждого столбца, каждой диагонали одинаковы.

569 59 449
239 359 479
269 659 149

Высказано предположение, что для любого натурального числа больше 3, существует бесконечно много магических квадратов, составленных из различных простых чисел.

Сообщение ученика о других магических фигурах.

Итог урока. Вот и закончился наш экскурс, где мы познакомились с самыми капризными и строптивыми из всех объектов в математике. Хочу напомнить, что начали мы с известных нам понятий, а затем обнаружили, что вопросами, связанными с этими числами, занимается современная математика. “Эта наука, как многолетний дуб, раскинула такие могучие ветви, что ни один математик, даже “самый маститый”, уже не в силах изучить всю математику в целом, а избирает лишь какую-нибудь ее ветвь”, – говорил А.И. Маркушевич. Мы с вами сегодня выбрали ветвь простых чисел.