Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока.
Дидактическая: обобщить с учащимися знания при составлении линейных программ на Паскале, обобщить знания учащихся о сере и ее соединениях, обобщить полученные знания при выполнении тестов и составлении программ на Паскале и проверить программы на компьютер.
Развивающая: развивать способности самостоятельного анализа представляемого материала, творческого самовыражения; развивать образное, критическое, дивергентное мышление.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к технике, воспитывать учащихся как личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную ориентироваться в окружающей действительности, экологическое воспитание.
Методы обучения: практический, игровой.
Формы учебной работы:
- коллективная работа;
- индивидуальная работа
Дидактическое оснащение урока и ТСО: класс учебной вычислительной техники, ABC Pascal, “Информатика 9” Б.Бурибаев и др., карточки с заданиями, программа на компьютерах Паскаль, проектор, экран, интерактивная доска, физкультминутка, карточки с заданиями для закрепления, Приложения 1-6, Видеоролик “Кислотные дожди”.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы веществ: серная кислота, сульфат натрия, сульфит натрия, универсальный индикатор, хлорид бария, соляная кислота, минеральная вода, одноразовые стаканы, салфетки.
Ход урока
I. Постановка цели урока
Учитель И: Ребята сегодня мы с вами проводим интегрированный урок по химии и информатике. Мы с вами обобщим знания, которые получили при изучении темы по информатике линейные операторы на Паскале.
Учитель Х: А перед началом урока давайте, ребята, проведем с вами гимнастику для мозга, эти простые упражнения приводят к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности.
Перед началом упражнений, а также перед контрольными и самостоятельными работами, рекомендуется выпить воды.
Мозговая гимнастика.
Задержите дыхание.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
Кнопки мозга.
Это серия упражнений, которая включает “электрическую систему” организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.
- Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т.д.
- Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.
- Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает сосредоточиться на запоминании нового материала.
- Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.
Слон.
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма “интеллект-тело”, улучшает концентрацию внимания.
Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. (Можно выполнить одно из этих упражнений)
II. Всесторонняя проверка знаний
Учитель: Перед началом работы давайте повторим пройденный материал, для этого поиграем в игру “Крестики-нолики”, (класс делим на 2 команды – “Крестики” и “Нолики”, таблички расставить на столы) таблица на экране.
Один из учащихся показывает на компьютере ответы учащихся.
За правильнее ответ учащиеся рисуют крестик или нолик на интерактивной доске.
1. Оператор ввода данных. (READ)
2. Оператор вывода данных (WRITE)
3. Типы данных (INTEGER, REAL, BOOLEAN, CHAR и т.д.)
4. Операция присваивания (:=)
5. Структура программы на Паскале (program var begin end.)
6. Она прозрачна, как вода
Не пахнет и густа как масло
А воду лить в нее всегда
При растворении опасно!
Из колбы пар, вода шипит
Как будто в ней змея лежит
И вольно и невольно
Ужалить может больно. (Серная кислота)
7. Нагреем в чашке голубую соль
Не голубой, а белой станет соль
Затем польем чуть-чуть водой
Соль снова станет голубою. (Медный купорос)
8. Я всюду есть – но по немножку.
Черню серебряную ложку.
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит. (Сероводород)
9. Я готова вам признаться:
Вижу я себя на троне
В восьмиатомной короне.
Не парю я в атмосфере,
Тяжко мне живется... (Сере)
10. Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей. (SO2)
Вопрос на засыпку. Чем отличается операторы ввода и вывода READ – READLN, WRITE – WRITELN.
Вопрос на засыпку. Почему кислород, находящийся в одной группе с серой, имеет постоянную валентность, равную двум, а сера – переменную: два, четыре и шесть.
Учитель И: А теперь выполним тестовые задания.
Тестовые задания на экране. Учащиеся выполняют задания, обмениваются карточками и выставляют оценки.
После выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют правильные ответы на доске
III. Закрепление знаний
Учитель Х: А теперь выполним задания по группам.
Класс делится на 2 группы. 1 группа выполняет эксперимент (в парах), 2 группа работа по карточкам.
Учитель проверяет практические работы сам. Работы по карточкам сдают учителю.
Учитель И: Сегодня на уроке мы составим программу на Паскале для решения задачи по химии.
Задача. Найти массу, образовавшегося осадка, при взаимодействии 31 г серной кислоты с хлоридом бария.(54 г серный кислоты, 100 г серной кислоты).
Сначала надо составить формулу для вычисления, т.е. составить алгоритм решения задачи, затем составить программу и проверить ее на компьютере.
ABC Pascal - запуск программы.
Основная структура программы на рабочих столах
Program himiya;
Var :real;
Begin
readln( );
:= ;
writeln( );
End.
Учитель: А теперь приглашаем сесть за компьютеры, записаться в журналах рабочего места и приступайте к работе.
Задания на карточках.
Практическая работа
Задание 1. Составить программу по условию задачи.
Задача. Найти массу, образовавшегося осадка, при взаимодействии 31 г серной кислоты с хлоридом бария.(54 г серный кислоты, 100 г серной кислоты) - три условия.
Задание 2. Проверить на компьютерах с помощью программы ABC Pascal.
Учащиеся составляют программы на компьютерах и показывают учителю.
Приложение 6 - для проверки.
Учитель И: Немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Учащиеся выполняют упражнения по снятию напряжения с глаз.
Учитель Х: И в завершение урока посмотрим видеоролик.
Приложение 7. Видеоролик “Кислотные дожди”
IV. Задание на дом: по ОИВТ - конспект в тетради, §3.4, логические задачи,
по химии – подготовиться к зачету по теме “Сера и ее соединения”.
V. Рефлексия. Оценки за урок.
В оставшееся время работа с кроссвордом, логическими задачами, которые учащиеся подготовили к уроку.