Физическая культура и спорт в загородном оздоровительном лагере– важная часть системы физического воспитания детей и подростков. В оздоровительном лагере школьники на практике могут познать и усвоить, что правильный режим, рациональное питание, содержание в чистоте тела и одежды, зарядка, закаливание способствует здоровому образу жизни. Основу же активной, полноценной жизни составляют движения, а значит, занятия спортом, подвижные и развлекательные игры, спортивные эстафеты и соревнования, профессионально-спортивные упражнения, купание, туристические соревнования и походы и т.д.
Комплексное использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды также имеет огромное значение в общем оздоровлении и развитии детей. Ведь мы сами частица природы, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественное природное здоровье, силу и красоту, так необходимую всем людям.
Основные средства физического воспитания:
- Физические упражнения – двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
- Оздоровительная гимнастика – обладает возможностью избирательного воздействия на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций.
- Подвижные игры – развивают физические силы детей, возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества.
- Туризм – это прогулки, походы, и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и переживания в усложненной обстановке.
- Спорт – в отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества.
- Природные факторы – в совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознавая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур – солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.
- Гигиенические факторы – включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим спортивных занятий, отдыха, питания, сна и т.д. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.
Администрация и педагогический коллектив оздоровительного лагеря ориентирует свою деятельность на укрепление здоровья школьников и воспитание бережного отношения к нему. Нацеливает на формирование интересов и потребностей детей в регулярных занятиях спортом, творческом использование физической культуры в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке.
В основе деятельности лежат принципы дополнительного образования:
- массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющий образовательную, познавательную, общественно-полезную направленность;
- развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий;
- дифференцируемый, возрастной и индивидуальный подход в развитии творческой индивидуальности;
- широкий простор для детской инициативы и самостоятельности;
- подготовка к профессиональному самоопределению;
- взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, вожатыми.
Цель программы: формирование у детей и подростков ценностной установки на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоционально-эстетического восприятия физической красоты человека, спортивных достижений, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи программы:
Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Пути и средства реализации целей и задач.
- Круглосуточное нахождение в лагере позволяет создать единое информационное, воспитательное пространство, построить единую систему работы общения, дружбы и понимания.
- Возможность организации всех ведущих видов деятельности: коммуникативной, воспитательной, трудовой, познавательной, образовательной, эстетической, мыслительной.
- Предусматривается свобода выбора занятий по интересам, когда каждый ребенок может стать участником понравившегося объединения и максимально проявить новые творческие способности и даже художественные задатки.
- Профессиональная позиция воспитателей и тренеров-преподавателей: не навредить, не подавлять своей эрудицией, инициативу, исходящую от ребят, дать возможность проявить и показать себя с лучшей стороны, умело и тактично направлять деятельность детей в нужное русло.
- Целесообразны выборы органов самоуправления в лагере, формирование временных творческих объединений по подготовке дел, которые организуют досуг ребят. В инициативную группу входят: зам. Начальника лагеря, воспитатели, особо активные дети и сотрудники лагеря. Инициативная группа, как правило, сама предлагает дело и берется организовать его, задействуя ребят.
Формы организации спортивно-оздоровительной деятельности.
- Организация спортивных отрядов по видам спорта, где содержанием занятия являются основные упражнения того или иного вида спорта.
- Организация и проведение товарищеских соревнований между отрядами.
- Организация и проведение подвижных и спортивных игр разной направленности.
- Организация туристического отряда, который в течение лагерной смены живет на территории лагеря в естественных природных условиях (палаточный лагерь). Организация природосообразного поведения в природе направлено на исследование и практическое улучшение состояние территории, укрепление здоровья, совершенствование навыков туртехники.
- Оздоровительные походы в природу – использование естественных целительных факторов природы (стопотерапия, гидротерапия, ландшафтотерапия, эстетотерапия, лечение тишиной, ароматерапия)
Этапы программы
Подготовительный:
- подбор кадров;
- подготовка педагогического коллектива к реализации программы, индивидуальные собеседования, изучение литературы;
- подготовка методического, обучающего, игрового материала;
- разработка программы смены.
Организационный (3 дня):
- общее знакомство участников смены с подпрограммой;
- образование и организация работы органов самоуправление;
- формирование отрядов;
- тедицинское обследование детей;
- открытие смены.
Основной (16 дней):
- работа отрядов по реализации цели и задач смены (проведение спортивно-оздоровительной деятельности). В соответствии с программой смены в зависимости от возраста направленности деятельности отряды занимаются различными видами спорта, а также спортивно-досуговой и туристической деятельностью;
- различная игровая и досуговая деятельность (занятия в кружках по интересам, культмассовые мероприятия, спортивные соревнования);
- работа психологической службы;
- методическая и организационная работа с пед.коллективом лагеря.
Заключительный (2 дня):
- подведение итогов реализации программ;
- закрытие лагерной смены;
- рбработка результатов смены, подготовка аналитических материалов по итогам работы смены.
День в лагере условно делится на три периода:
- Первый – время до обеда. В это время дети занимаются спортивно-оздоровительной деятельностью по различным видам спорта, проходят туристический практикум, организуется развивающая деятельность.
- Второй – время после полдника. Это время в лагере отводится на интеллектуальные, спортивные мероприятия, встречи с интересными людьми, т.е. такие, которые не требуют сложной дополнительной подготовки.
- Третий – время после ужина. В это время с детьми проводится культурно-массовая работа. Вся она имеет спортивную направленность.
В соответствии с основной идеей организации смены весь лагерь условно делиться на шесть отрядов, между которыми ведется соревнование. Каждый отряд имеет собственную атрибутику: флаг, эмблему, знаки отличия.
Отбор участников смены
Отбор участников смены строится на основе заявок в оргкомитет смены. Участниками смены могут быть: учащиеся школ и их руководители, занимающиеся спортом, руководители с группой детей занимающихся туризмом, воспитанники кружков Центра внешкольной работы с руководителями, а также все желающие, ознакомившиеся и принявшие основные задачи смены.
Материальная база
- Выгодное местонахождение загородного лагеря “Черёмушки” (привлекательный ландшафт, расположен в 40 км. От города Муром, лагерь расположен на берегу реки Ушна, в сосновом бору, в экологически чистой зоне).
- В лагере имеются: 12 спальных корпусов, библиотека, комната психологической разгрузки, комнаты для кружковой работы, музыкальная комната, клуб, летняя эстрада, медицинский кабинет, столовая, баня, футбольное поле, спортивная площадка.
- На летнюю оздоровительную кампанию 2007 приобретено современное игровое оборудование, оборудованы комната психологической разгрузки и музыкальная комната.
- Оздоровительный лагерь “Черемушки” является наиболее востребованным у детей (Ежегодно в лагере отдыхают более 600 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет), с детьми работают опытные педагоги, психолог, руководители кружков ЦВР.
Устав олимпийской деревни
Права:
- право безопасности жизни и социальной защищенности;
- право участия в управлении сменой (избирать и быть избранным в органы самоуправления);
- право на получение информации;
- право на планирование и оценку работы;
- право критики и предложения;
- право на собственное мнение;
- право коллективного и индивидуального творчества;
- право инициативы;
- право на познание и развитие;
- право на взаимопомощь и поддержку;
- право на любовь и взаимопонимание;
- право на уважение личности.
Обязанности:
- четкое выполнение программы лагерной смены и распорядка дня;
- обязательное прохождение эколого-туристического практикума;
- соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины;
- выполнение органов самоуправления и педагогического коллектива в рамках их компетенции;
- соблюдение чистоты и порядка в корпусах и на территории лагеря.
Девиз:
Не можешь – сумей!
Не знаешь – узнай!
Не бойся тропы отвесной.
Пробуй! Дерзай! Сверкай!
Чтоб жизнь интересная стала песней.
Игровая модель смены
Реализация спортивно-оздоровительной смены осуществляется в форме игры. Весь лагерь – олимпийская деревня, жизнь которой подчинена девизу “Мы всегда сильнее всех, впереди нас ждет успех!” Органом самоуправления является “Совет физоргов”. Каждый отряд представляет страну, имеющую направленность одного из видов спорта:
- Футландия (страна мяча)
- Водоландия (страна водных видов спорта)
- Атландия (страна легкой атлетики)
- Тенландия (страна тенниса)
- Ритландия (страна ритмических видов спорта)
- Турландия (страна туризма)
Каждую страну возглавляет физорг и спортивный комитет. У каждой страны есть своя символика: герб, флаг, отличительные знаки.
Все отдыхающие жители олимпийской деревни, имеющие свои права, соблюдающие законы и выполняющие свои обязанности.
Направляет и координирует всю деятельность в лагере Вице президент олимпийского комитета (заместитель начальника) и судейский совет (вожатский отряд)
Схема самоуправления. (Приложение 1)
Ожидаемый результат
В результате выполнения спортивно-туристической программы в оздоровительном лагере “Черемушки” каждый ребенок имеет возможность:
- формирование потребностей в здоровом образе жизни;
- закрепление навыков общения в коллективе;
- формирование потребности занятий спортом, интереса к внеурочной деятельности;
- приобретение навыков тур. техники;
- приобретение знаний несовершеннолетними об ответственности за правонарушения, развитие у них умений конструктивного общения в подростковой среде;
- приобретение и совершенствование физических качеств – выносливости, силы, ловкости, быстроты;
- достижение намеченных спортивных результатов по различным видам деятельности;
- освоение необходимых трудовых навыков;
- овладение и закрепление на практике санитарно-гигиенических правил, и уже без принуждения, соблюдение режима дня, выполнение посильной работы;
- появление значимого взрослого в жизни ребенка;
- повышение уровня творческой активности детей, появление у них стойкой мотивации к познавательной деятельности.
Все это в последствии благотворно отразится на отношение к учебе и тренировкам, и возрастающим требованиям подготовки к самостоятельной жизни.
Также пребывание в лагере должно подарить детям яркие, радостные воспоминания о летних днях, проведенных в компании друзей, без пап и мам, в окружении “стихий” – чистого воздуха, солнца, прозрачной речки, щедрой земли и ночного костра. Разнообразный досуг должен сделать отдых ребят полноценным, жизнь – интересной, а воспоминания – приятными.
Основное содержание программы
Блоки программы
I. Развитие творческих и познавательных способностей.
Занятия в кружках:
- Изодеятельности “Радуга”.
- “Юный турист”.
- “Ритмика”.
- “Психологическая поддержка”.
- Клуб “Затейник”.
Проведение интеллектуальных игр:
В ходе интеллектуально-познавательных игр ребята развивают свой интеллектуальный уровень. В процессе игры развиваются мыслительные способности детей, расширяется кругозор. Поэтому главная задача игр – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием и смыслом.
- “Брейн-ринг”.
- “Звездный час”.
- “Умники и умницы”.
- “Счастливый случай”.
- “Экологическая викторина”.
- “Слабое звено”.
- “Знай права и соблюдай законы”.
- Познавательная викторина.
II. Оздоровление детей.
Пропаганда спорта – как важного и неотъемлемого составляющего современной жизни. Спортивные командные состязания для ребят – это и потребность растущего организма, и удовольствие. В них дети демонстрируют силу, ловкость, быстроту, в них присутствует дух соперничества, переживания за успех товарища, в них зажигательное комментирование, поддержка болельщиков, накал страстей и взрывы эмоций. Это всегда праздник среди повседневных хлопот и забот, который дарят детям взрослые.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:
- “Часы спорта и веселых испытаний”.
- “Спартакиада”.
- Турнир по теннису.
- Чемпионат по футболу.
- Соревнование по волейболу.
- Соревнование по пионерболу.
- Операция “Солнце, воздух и вода”.
- “Робинзонада”.
Проведение акции “Мы за здоровый образ
жизни!”:
III. Коллективно творческие дела.
В плане смены ребятам предлагается комплексная программа коллективно-творческих дел, развлекательных конкурсов, с учетом возрастных особенностей и способностей, увлечений и желаний детей. В общелагерные мероприятия предполагается вовлечь всех детей, что способствует их знакомству, сплочению коллектива, созданию эмоционального фона общения, доверительности и доброжелательности отношений, развитию таких важных качеств личности, как наблюдательность и внимание, воображение и интуиция, умение самому выразить ту или иную эмоцию и выслушать, понять мысль другого.
- “Утренняя звезда”.
- “День поэзии” - конкурс чтецов.
- “День творчества”.
- “День краеведения”.
- “День мальчиков” - “Мистер лагеря”.
- “День девочек” - “Мисс лагеря”.
- Праздник танца.
- Конкурс клипов “Клип-кляп”.
- “День театра” - конкурс инсценированной сказки.
- “День именинника”.
- Родительский день.
- “День леса”.
- Игра “Робинзонада”;
- “День памяти и скорби” - конкурс военно-патриотической песни.
План-сетка мероприятий. (Приложение 2)