Урок по теме "Христианская семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: дать представление о христианском понимании семьи.

Задачи урока.

  1. Воспитательные: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье.
  2. Образовательные: знакомство с составляющими категориями понятия “христианская семья”, раскрытие сущности таинства венчания.
  3. Развивающие: развитие коммуникативных способностей, кругозора, положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока.

Участники: учащиеся 5 класса.

Оборудование: учебник – А. В. Кураев “Основы православной культуры” 4–5 классы, рабочие тетради, компьютер, словарь Ожегова, электронное приложение к учебнику “Основы православной культуры”, музыкальное сопровождение – песни “Ромашка” (исполнители:

А. Приходько, М. Тишман), “Пётр и Феврония” (исполнитель: В. Косарев, хор “Пересвет”), “Ромашковые поля” (исполнитель: группа “Кватро”), “Гимн любви” (исполнитель: группа “Инь-Ян”).

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Ребята, сегодняшний урок мы начнём с песни “Ромашка” (Приложение 1) в исполнении Марка Тишмана и Анастасии Приходько (1-й куплет + припев). Послушайте внимательно и скажите, о чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить. (Дети слушают.)

2) Итак, как бы вы определили тему сегодняшнего урока?

О каких двух половинках поётся в песне?

Как вы понимаете слова, прозвучавшие в песне: “быть в счастье и в горе”, “первый рассвет и последний закат”.

Почему для этой песни выбран именно этот скромный цветок – ромашка? (Ромашка – символ верности и чистоты.)

2. Изучение новой темы.

1) Послушайте определения одного слова из словаря Ожегова и догадайтесь, о каком слове идёт речь.

Это группа живущих вместе родственников.

Это группа людей, сплочённых общими интересами.

(Ответ: семья.)

Сегодня мы расширим наши представления о понятии “семья”, увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие “христианская семья”. Итак, тема нашего урока “Христианская семья”.

 

2) А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор нашего учебника. Откройте страницу 86 и прочитайте первое предложение:  “Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды”. (Дети читают). Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? (С ковчегом.) Почему он использует именно это сравнение?

3) Рассказ учителя.

 Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. (Иллюстрации 1, 2 в электронном приложении к учебнику.)

4) Вопросы.

На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

(Ответы детей.)

Скажите, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (Ответы детей).

5) Интерактивный момент (электронное приложение к учебнику). Атрибуты обряда венчания: иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, обручальное кольцо, венчальные свечи, льняное полотенце. (Учащиеся рассматривают изображения атрибутов обряда венчания, читают подписи к картинкам). Объясните значение каждого атрибута венчания.

6) Обсуждение смысла русской народной пословицы, беседа с учащимися о семейных традициях.

В народе говорили: “Семья без детей что цветок без запаха”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.) Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (Ответы детей.)

7) Рассмотрите иллюстрации 3, 4 в электронном приложении к учебнику и прочитайте 4 абзац на странице 87. Ответьте на вопрос: какую семью можно назвать дружной?

8) Прослушивание песни “Ромашковые поля” (Приложение 2) в исполнении группы “Кватро” (2 куплета + припев).

Как бы вы определили главную тему этой песни?

На каких ценностях, по мнению автора песни, стоит Земля? (Семья, любовь, верность.)

В каком значении употреблены слова “гавань” и “пристань” в песне? Какое похожее слово есть в определении слова семья в нашем учебнике? (Ковчег.)

Почему именно ромашковые поля хотят подарить всем влюблённым исполнители песни?

9) А сейчас послушайте отрывок из песни “Пётр и Феврония” (Приложение 3) в исполнении Владислава Косарева и хора “Пересвет” (1-й куплет + припев).

Рассказ учителя.

Знаете ли вы, кто такие Пётр и Феврония? (Икона в электронном приложении к учебнику.)

В XIII в. жил в Муроме князь по имени Пётр, и овладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девушка, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: “Если я не стану супругой ему, нечего мне и лечить его”. Князь подумал: “Как можно мне, князю, жениться на простой девушке…”. Но болезнь не оставляла его, и тогда он устыдился своей гордости, приехал к Февронии, попросил у неё прощения и обещал жениться на ней после своего выздоровления. Так и случилось, князь выздоровел и взял Февронию в жёны. Но бояре были недовольны, что княгиня Феврония повелевает их знатными жёнами, и пришли к князю в гневе: “Пусть она, взяв богатства, сколько пожелает, уходит отсюда, куда захочет!”. Тогда князь решил покинуть город вместе с Февронией. Уплыли они на корабле из города и вечером пристали к берегу на ночлег. Князь горевал, стал думать, что же теперь с ними будет, но княгиня утешила его, сказав, что Господь не оставит их. Наутро к ним пришли Муромские вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть. Пётр и Феврония возвратились в Муром и в любви и согласии дожили до глубокой старости и умерли в один день. Православные христиане верят, что своими молитвами перед Господом Пётр и Феврония посылают благословение всем, вступающим в брак.

Это пример настоящей христианской семьи.

10) Разделы “Контроль”, “Тренажёр” в электронном приложении к учебнику.

11) Домашнее задание.

Основное:

а) прочитать материал учебника – страницы 86–87, вместе с родителями и ответить на вопросы.

Дополнительное (на выбор):

б) подготовить сообщение о семейных традициях;

в) подготовить рассказ по теме “Христианская семья”, проиллюстрировав его примерами из жизни православных святых

3. Подведение итогов.

Какую семью можно назвать христианской? (Ответы детей.)

Послушайте ещё одну песню – в исполнении группы “Инь-Ян” (Приложение 4) – и запишите из этой песни слова по теме “Семья”, которые вам кажутся главными и очень важными.

Вопросы после прослушивания песни:

Какие знакомые имена вы услышали? (Пётр и Феврония.)

Какие слова вы записали?

Как бы вы назвали эту песню? (Ответы детей.) А называется она “Гимн любви”.

Что бы вы пожелали сейчас друг другу и родителям?

Ребята, а я вам и вашим родителям желаю, чтобы в вашем доме всегда жили любовь, забота, терпение, тепло и взаимопонимание!