Форма урока: урок-собеседование.
Тип урока: урок-путешествие.
Место урока в учебном процессе: урок-углубление.
Цель: раскрыть многообразие произведений музыки и живописи, связанных одной тематикой.
Задачи:
образовательная: углубить знания о связи музыки и живописи, познакомить с новыми композиторами, их произведениями, а так же репродукциями картин, соответствующими этим произведениям;
развивающая: закрепить знания о духовной музыке, как об одном из направлений мирового музыкального наследия;
воспитательная: воспитание уважения к музыкальному и художественному наследию и вечным человеческим ценностям.
Методы: ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой, метод обобщения.
Оборудование: портретная галерея, репродукции с изображением органа, музыкальный центр, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, ноты “Хорошо темперированный клавир” И-С.Баха, т.I, классная доска.
Структура урока:
- оргмомент;
- повторение (домашнее задание);
- мотивация;
- тема урока;
- новый материал (знакомство с И.-С. Бахом);
- слушание музыки;
- новый материал (знакомство и Ш.Гуно)
- слушание музыки;
- творческая работа;
- вывод;
- фонопедическая дыхательная гимнастика;
- вокально-хоровая работа.
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Виды деятельности: творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.
ХПИ: Уважение к духовному наследию разных народов способствует внутреннему обогащению и воспитанию всесторонне развитой личности.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
У: Вспомните, пожалуйста, что мы делали на прошлом уроке?
Д: Мы отправились в путешествие по Европе и побывали в двух странах: Австрии и Италии.
У: Что дало нам это путешествие?
Д: Мы познакомились с австрийским композитором Францем Петером Шубертом и итальянским мальчиком, певцом Робертино Лоретти.
У: Какое произведение, написанное этим композитором, мы услышали в исполнении Робертино?
Д: Произведение называется “Аве, Мария!”, что в переводе с латыни означает: “Привет, Мария!”
У: Что вы узнали об этом произведении?
Д: Это христианское католическое произведение, посвященное благой вести о будущем рождении Иисуса Христа, которого христиане разных стран называют сыном Божьим. В честь этого известия у европейских христиан есть праздник Благовещение. Этот же праздник празднуется и в России, 7 апреля.
У: Только ли музыку о Благовещении на прошлом уроке мы узнали?
Д: Еще есть картина с таким же названием.
Проектируется картина Симона Вуэ “Благовещение”. (Рисунок 1)
У: Как вы думаете, можно ли этот сюжет изобразить по-другому?
Д: Наверное, можно. Ведь разные художники по-разному могут представить и изобразить один и тот же сюжет.
У: Совершенно верно. Взгляните на экран. На слайдах вы увидите репродукции с картин “Благовещение” Леонардо да Винчи и других великих художников.
Демонстрация слайдов с различными репродукциями на тему Благовещения. (Рисунок 2)
Мотивация:
У: А мог ли другой композитор написать другое музыкальное произведение с таким же названием?
Д: Коли разные художники писали картины на один и тот же сюжет, то, наверное, и композиторы тоже могли написать свою музыку об этом событии.
У: Тема урока “Благовещение” (на доске) и мы вновь отправляемся в путь. Продолжим наше путешествие по европейским странам. Я напоминаю, что культурный путешественник, во избежание недоразумений, прежде чем отправиться в какую-либо страну, узнает из различных источников особенности культуры, быта и религии народа той страны, куда он собирается поехать.
Сегодня мы с вами побываем еще в двух странах. Посмотрите на стенд с репродукциями. Это самый большой и мощный музыкальный инструмент на нашей планете – орган. Органы делают в Германии по заказам из разных стран и городов мира. Подробнее об этом инструменте мы узнаем на одном из будущих уроков. А сегодня я познакомлю вас с творчеством величайшего немецкого органиста и композитора Иоганна Себастьяна Баха (заносим в тетрадь имя композитора). Послушайте одно из его произведений. Это Прелюдия до мажор. Прелюдия - это вступление (слово на доске, записываем в словарь).
Слушание Прелюдии C dur из “Хорошо темперированного клавира” И.-С. Баха в исполнении учителя.
У: Понравилась ли вам эта музыка?
Как правило, дети хорошо воспринимают это произведение и отзывы всегда положительные.
У: Однажды, через полтора столетия после кончины Баха, в другой европейской стране, Франции, композитор Шарль Франсуа Гуно, вдохновленный этой прелюдией Иоганна Себастьяна Баха, создал свой музыкальный шедевр. На общепринятый текст католической молитвы “Аве, Мария!” он написал свою мелодию, а Прелюдию Баха использовал в качестве аккомпанемента. Что из этого получилось, мы сейчас послушаем.
Слушание “Аве, Мария!” И.-С. Баха – Ш.Ф. Гуно. Запись на латинском языке (или исполнение учителем).
У: Понравилось ли вам это произведение?
Творческая работа. Как правило, произведение производит разное впечатление. Идет сравнительный анализ с произведением Ф.-П. Шуберта, прослушанном на прошлом уроке. Определение исполнителя, тембра голоса и инструментов аккомпанемента, характера произведения, средств музыкальной выразительности.
У: Как видим, библейские сюжеты нашли свое воплощение в произведениях разных авторов и в разных видах искусства. А это значит, что интерес к духовному наследию у разных народов в разное время не ослабевает. Но ни одно из этих произведений, ни “Аве, Мария!” Шуберта, ни “Аве, Мария!” Баха – Гуно, не является молитвой. Это просто гениальная музыка, написанная на известные слова.
Каков будет вывод по теме урока?
Вывод: на один и тот же сюжет в мире создано много прекрасных произведений живописи и музыки и все они посвящают в историю, религию и культуру народов разных стран.
У: Что означает - Благовещение?
Д: Название образовано из словосочетания – благая весть.
У: Верно. Что же такое благо? Найдите другие словосочетания со словом “благо”.
Д: Благо – это очень хорошо. Благое дело, благие мысли, благоденствие, благополучие…
У: Думаю, не надо ничего объяснять в этих словосочетаниях. А кто из вас совершал благие дела? Или собирается сделать что-то во благо других, нуждающихся в помощи и поддержке? Кто для вас совершил благой поступок?
Ответы учащихся.
У: Уж коли разговор у нас о благе, споем песню А.Савельева “Доброта”. На что надо обратить внимание в первую очередь?
Д: На правильную посадку и правильность взятия дыхания.
У: Верно.
Фонопедическая гимнастика.
Распевание (мажорная гамма восходящая и нисходящая вокализом на фонему “Е”)
Вокально-хоровая работа.
Рефлексия: (в каких странах “побывали”, с какими композиторами познакомились, какие произведения слушали, что такое прелюдия, что такое Благовещение).
Оценивание.
Домашнее задание: написать рассказ на тему “Мои благие дела”.