Построение развивающей образовательной среды как условие реализации ФГОС в школе-интернате требует учета особенностей внедрения ФГОС:
- ФГОС - общественный договор между семьей, обществом и государством;
- впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;
- впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;
- впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;
- ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут бытьреализованы различные модели образования.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала школы, не только смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают новое содержание образования (конкретные инструменты), обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
- обеспечение индивидуализации процесса обучения;
- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью обучающихся);
- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Поэтому вся деятельность ОУ в парадигме современных требований направлена на решение следующих задач:
- Совершенствовать процесс внедрения ФГОС НОО и реализовать эксперимент по введению новых ФГОС на ступени основного общего образования школы-интерната.
- Оптимизировать институциональную систему оценки качества образования в системе показателей, способах обработки и хранения информации на основе единой электронной базы данных и автоматизированных инновационных систем (“Сетевой город”, “Сетевой регион”, системы защиты персональных данных), др.
- Совершенствовать IT-пространство школы-интерната через повышение уровня материально-информационно-технической, учебно-методической базы, обеспечивающей условия реализации ФГОС НОО и ООО второго поколения и способствовать овладению ИК-культурой всех участников образовательного процесса через тьюторское сопровождение.
- Организовать планомерную организационно-управленческую работу для обеспечения результативности и качества урочной и внеурочной деятельности в школе-интернате через применение интерактивных средств и различных форм обучения для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений способных детей.
- Обеспечивать поддержку и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников через совершенствование материально-технической базы и применения здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Основные направления реализации Программы развития МОУ “Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда” на 2013-2017 гг. коррелируют с требованиями ФГОС:
1. Образовательная деятельность:
- воспитание личности, осознающей важность самообразования и образования в рамках меняющихся социокультурных условий, осознающей ценность образования, умеющей применять полученные знания на практике, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- ориентация образовательного процесса на системно-деятельностный подход, обеспечивающий индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, воспитанника.
2. Внеурочная деятельность: изменение и обновление воспитательной среды, способствующей становлению социальной компетентности обучающихся, воспитанников, как совокупности условий, ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально-значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, социальной ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию.
3. Здоровьесбережение: совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды через внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения валеологического сопровождения обучающихся, воспитанников школы-интерната, а также совместной деятельности участников образовательного процесса, а также других заинтересованных социальных институтов, которые заинтересованы в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на сохранение и укрепление здоровья.
4. Социализация и инкультурация воспитанников интерната: культурная трансмиссия детей коренных малочисленных народов Севера посредством интеграция личности в быстроменяющееся информационное общество, приобретение опыта для исполнения социальных ролей и освоение присущего этнокультуре миропонимания и поведения.
5. Методическая и инновационная деятельность: диверсификация научно-методического и информационного сопровождения профессионализма педагогов в рамках требований ФГОС, способствующая положительной динамике качества образования.
6. Укрепление материально-технической базы: расширение IT-пространства школы-интерната, обеспечивающее обучающихся, воспитанников и педагогических работников необходимыми ресурсами и благоприятными условиями: реализация проекта “Кочевая школа”; совершенствование оснащения образовательно-воспитательного процесса; обеспечение локальной сетью пространство школы-интерната; поддержка функционирования школьного сайта; обеспечение информационной поддержки всех участников образовательно-воспитательного процесса.
7. Совершенствование системы государственно-общественного управления. Внедрение эффективных механизмов взаимодействия школы-интернатас органами власти, социальными партнерами, родителями (законными представителями) в интересах ребенка с целью включению общественности в процесс принятия управленческих решений, направленных на развитие школы-интерната.
8. Контролинг. Совершенствование системы внутришкольного мониторинга эффективности реализации управленческих проектов; совершенствование методического сопровождения инновационных и экспериментальных площадок и проектов различного уровня
Анализ требований ФГОС к качеству условий для построения развивающей образовательной среды в ОУ указывает на следующую классификацию ресурсов:
- нормативные - Устав ОУ, текущая документация, локальные акты;
- кадровые ресурсы - профессиональная компетентность каждого члена педагогического коллектива;
- информационно-методические - образовательные программы ОУ, программы методической работы, методические материалы, доступ к информационным ресурсам;
- материально-технические - оснащение и оборудование образовательной деятельности в школе-интернате;
- морально-этический - как единое понимание всеми субъектами образовательного процесса миссии школы-интерната, согласованность профессионально-нравственных позиций коллектива, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности;
- социально-демографические - актуальный уровень внутренних ресурсов учебного успеха обучающихся, воспитанников, особенности родительско-детской общности, конструктивные связи с учреждениями: социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности;
- финансовые.
Особенности введения ФГОС ООО можно условно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования, при этом нам необходимо ответить на два вопроса:
- Какие условия по требованиям ФГОС в нашей школе-интернате реализуются на недостаточном уровне?
- Какие группы ресурсов нам необходимо развивать в нашей школе-интернате для реализации всех требований ФГОС к условиям образовательного процесса
В условиях реализации ФГОС требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами:
1) информационно-методическим,
2) материально-техническим,
3) финансово-экономическим,
4) кадровым,
5) психолого-педагогическим обеспечением.
Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников школы-интерната требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при аттестации.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Структура норматива рассматривает обеспечение условий для реализации ФГОС ООО. В “Положение об оплате труда” включен пункт о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результата. В базовую часть оплаты труда педагогических работников школы-интерната введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности. Финансовое обеспечение школы-интерната направлено на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которое осуществляется согласно нормативу.
Изменения произойдут в системе повышения квалификации кадров: это проектирование и внедрение новых организационных моделей, разработка и введение новых финансово-экономических механизмов, нового содержания повышения квалификации педагогических работников через создание стажировочных площадок, тьюторства, создание и реализацию инновационных моделей аттестации кадров, отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва. На последнюю составляющую хотелось бы обратить особое внимание, поскольку формирование кадрового резерва в связи с ротацией кадров в школе-интернате актуально.
Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на инновационное поведение. Он должен быть не транслятором знаний, не “урокодателем”, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать.
Кадры школы-интерната должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.
Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Что касается материально-технического обеспечения, здесь нам также предстоит большая работа: совершенствование бизнес-плана по оснащению образовательного процесса, изменение требований к информационной среде ОУ, разработка планов по поэтапному оснащению школы-интерната материально-техническими и информационными ресурсами.
И последний момент, на котором хотелось бы остановиться: организационное обеспечение введения ФГОС ООО. Несколько важнейших моментов, которые, на мой взгляд, не являются очевидными:
- координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ;
- создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
- создание технологий ресурсно-сберегающего менеджмента в образовании;
- создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования;
- создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы-интерната. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы.
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса.
Вопросы информатизации школы-интерната нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации).
Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, воспитанников, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных, автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое.
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
- технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);
- организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе);
- человеческий (ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса).
На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации мы частично справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащается школа-интернат, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен “переработать” эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс. На сегодняшний день в учебной работе школы-интерната стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:
- мультимедийное сопровождение уроков;
- компьютерный контроль знаний различного уровня;
- использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;
- электронные лабораторные практикумы;
- поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
- использование различных видов Интернет-тренажеров.
- Применение в работе лего-конструкторов и др.
Следовательно, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) в школе-интернате, так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности - это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает “шока настоящего”, образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:к результату образования,к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации стандарта.
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства имеющееся ресурсное обеспечение позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы ОУ, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.