Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению 7-9 классы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авторы В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова; под редакцией В.В. Степаковой). Москва «Просвещение» 2010г.
Программа переработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, так как дисциплина «Черчение» вводится из школьного компонента только в 8-9 классах 70 часов из расчета 1 час в неделю.
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
Основные задачи курса. Изменения, происходящие в обществе, влияют на графическую подготовку школьников, что вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, а также форм методов обучения черчению.
Обновление содержания, дисциплины предполагает некоторое расширение предметной области, рассмотрение ее с точки зрения основ графического отображения информации, получаемой в процессе изучения трехмерных объектов, созданных человеком. В связи с этим черчение понимает, как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, и правила выполнения, чтения некоторых видов графической документации.
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Цель обучения черчению конкретизируется в основных задачах:
- Изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов, способов отображения ее на плоскости и правил считывания;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие логического и пространственного мышления, статических. динамических пространственных представлений;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
Содержание курса составляют:
когнитивный компонент, раскрывающий
основные понятия, относящиеся к области изучения
форм и геометрических способов формообразования
предметов, методов и способов графического
отображения информации о трехмерных объектах, а
также правил чтения и выполнения графических
изображений;
деятельностный компонент, в котором
представлены умения, формируемые в процессе
обучения черчению;
творческий компонент, обеспечивающий
развитие логического и пространственного
мышления, пространственных представлений,
творческих способностей, а также приобретение
некоторого опыта в решении задач с элементами
преобразования и конструирования формы
предметов;
эмоционально-чувственный компонент,
направленный на создание положительной
мотивации к изучению курса черчения, активизации
познавательного интереса школьников.
8 класс
РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДМЕГНОМ МИРЕ (3 ч)
Графический язык и его место в передаче информации о предметном мире. Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения. Типы графических изображений: рисунки, наглядные изображения, чертежи, развертки, схемы – и их особенности в передаче информации. Носители графической информации (точки, линии, контуры, условные знаки, цифры, буквы, тексты). Типы линий. Чертежный шрифт (прописные и строчные буквы). Графические материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы. Рациональные приемы работы чертежными инструментами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА, ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НИХ (3 ч)
Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических форм (простые, составные). Форма простых геометрических тел: состав, размеры и т. д. Анализ геометрической формы предмета с натуры, по графическим изображениям.
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДМЕТЕ (28 ч)
Понятие о государственных стандартах ЕСКД.
Основные требования к оформлению чертежей.
Форматы. Масштабы. Чертежный шрифт (цифры, знаки)
(4 ч). Передача информации о форме детали на
чертежах.
Правила нанесения размеров на чертеже (1 ч).
Проецирование как метод графического
отображения формы предмета. Центральное или
перспективное проецирование. Параллельное
(косоугольное, ортогональное) проецирование,
понятие о проекциях. Сравнительный анализ
проекционных изображений (перспективных,
ортогональных, аксонометрических) (1 ч).
Ортогональное проецирование на одну плоскость
проекций. Чертежи плоских деталей, содержащих
сопряжения, вырезы и отверстия различной
конфигурации (3 ч).
Проецирование на две взаимно перпендикулярные
плоскости проекций простых геометрических тел и
моделей. Проецирование на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций (5 ч).
Изображение чертежа: виды (основные, местные) 2ч.
Способы построения ортогональных проекций
(внутреннего координирования, с помощью
постоянной прямой чертежа и др.). Чтение
ортогональных проекций геометрических тел и
деталей. Анализ ортогональных проекций
(отображаемая и неотображаемая геометрическая
информация и пр.) (2 ч).
Операции с трехмерными объектами
(преобразование формы, изменение положения в
пространстве) и отображение их на проекционном
чертеже. Моделирование формы предмета по
заданным условиям и изображение модели на
плоскостях проекций (4 ч).
Аксонометрические проекции. Изометрическая
проекция. Способы построения аксонометрических
проекций некоторых простых геометрических тел и
деталей. Чтение аксонометрических проекций.
Технический рисунок. Приемы выполнения
технического рисунка (6 ч).
9 класс
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИЗДЕЛИИ 15 ч.
Изображение чертежа: виды (основные, местные),
разрезы, вынесенные сечения. Передача информации
о материале. Условное изображение материала в
разрезах и сечениях (9ч).
Выбор главного изображения чертежа и
необходимого числа изображений. Условности и
упрощения на чертежах детали, разрезы на
аксонометрических изображениях деталей (4 ч).
Чтение рабочих чертежей (1 ч).
Конструирование несложных деталей по заданным
параметрам, условиям и функциональному
назначению. Выполнение чертежа
сконструированного изделия (1ч).
СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕЙ (2 ч.)
Понятие об изделии (детали, сборочные единицы,
комплексы, комплекты). Техническая информация об
изделиях (форма, размеры, материал,
функциональное назначение, технические,
технологические и эксплуатационные требования).
Понятие о сборочной единице. Стандартные и
оригинальные детали в сборочных единицах. 1ч.
Общие сведения о соединениях деталей в сборочных
единицах. Разъемные и неразъемные соединения
деталей (резьбовые, шпоночные, сварные, клеевые,
сшивные, заклепочные и др.) (1ч).
ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ НА ЧЕРТЕЖАХ (4ч.)
Условное изображение и обозначение резьбы. Чертежи резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чертеж шпоночного соединения. Чертеж штифтового соединения. Чертеж сварного и паяного соединения. Чертеж клеевого и сшивного соединений. Чертеж заклепочного соединения.
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЕ (12 ч)
Графическая документация на сборочную единицу.
Сборочные чертежи. Спецификация (1ч.).
Изображения на сборочных чертежах (виды, разрезы,
сечения). Условности и упрощения, применяемые при
изображении сборочной единицы (повторяющиеся
элементы, стандартные детали и пр.). Условные
изображения материалов на сборочных чертежах
(1ч.).
Передача информации о размерах сборочных единиц
и деталей, входящих в нее (размеры габаритные,
монтажные, эксплуатационные, характерные и т. д.).
Правила нанесения размеров на сборочных
чертежах (1ч.).
Техническая и технологическая информация на
сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей (2ч.).
Деталирование (5ч.).
Конструирование недостающих деталей сборочных
единиц по заданным условиям. Выполнение рабочего
чертежа сконструированной детали (2ч).
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (1 ч)
Обязательный минимум графических и практических работ 8 класс
1. Анализ содержания информации, представленной
на графических изображениях. Практическая
работа №1
2. Анализ геометрической формы предметов (с
натуры и по наглядным изображениям).
Практическая работа №2
3. Выполнение изображения плоской. детали,
содержащей элементы сопряжений. и деление
окружности на равные части. Графическая работа
№3
4. Выполнение проекционного чертежа детали в
системе двух плоскостей проекций. Графическая
работа №4
5. Выполнение проекционного чертежа детали в
системе трех плоскостей протекций. Графическая
работа №5
6. Выполнение чертежа детали, форма которой
преобразована по заданным условиям. Графическая
работа № 6
7. Выполнение аксонометрической проекции по
проекционному чертежу детали. Графическая
работа №7
8. Выполнение технического рисунка и построение
развертки несложной детали, сконструированной
по заданным условиям из тонкого листового
материла. Графическая работа №8
9. Чтение проекционного чертежа модели детали.
Построение ее изометрической проекции
(контрольная работа). Графическая работа
№9
9 класс
- Выполнение чертежа детали с применением сечений. Графическая работа №1
- Выполнение чертежа детали с применением разрезов Графическая работа №2
- Построение изометрической проекции детали с выполнением выреза ее одной четвертой части. Графическая работа №3
- Чтение рабочего чертежа детали. Практическая работа №4
- Выполнение чертежа детали, содержащего необходимое число изображений (контрольная работа). Графическая работа № 5
- Выполнение чертежа болтового соединения. Графическая работа № 6
- Чтение технической информации, представленной на сборочном чертеже Практическая работа №7.
- Анализ формы сборочной единицы и деталей, ее составляющих (по сборочному чертежу). Выполнение технического рисунка одной из деталей. Практическая работа №8
- Деталирование сборочной единицы (контрольная работа). Графическая работа №10
- Выполнение рабочего чертежа реконструированной детали для сборочной единицы. Графическая работа №11
Основные требования к знаниям умения учащихся
8 класса
Учащиеся должны знать:
- методы графического отображения геометрической информации (метод центрального и параллельного проецирования);
- метод прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три плоскости проекций;
- способы построения проекций;
- Изометрическую проекцию и технический рисунок.
Учащиеся должны уметь:
- рационально пользоваться чертежными инструментами; выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения);
- правила оформления чертежа детали; последовательность выполнения чертежа;
- оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТОВ ЕСКД;
- читать чертежи несложных деталей;
- наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям);
- читать и выполнять проекционные изображения, геометрических тел и моделей деталей;
- осуществлять преобразования простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже;
- анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);
- выполнять чертеж детали, используя виды.
9 класса.
У'чащuеся должны иметь представления:
- об изделиях;
- о деталях и их конструктивных элементах;
- о сборочных единицах;
- о взаимодействии составных частей сборочной единицы и видах соединений деталей в изделии.
Учащиеся должны знать:
- изображения чертежа (виды, разрезы, сечения);
- условное изображение обозначение резьбы;
- виды конструкторской документации на изделие: информационные возможности чертежа общего вида: условности и упрощения, применяемые при изображении сборочных единиц.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять чертеж детали, используя виды, разрезы, сечения;
- отображать форму изделия, выбирая необходимое число изображений (в том числе главное изображение чертежа);
- по сборочному чертежу анализировать форму изделия и деталей, составляющих сборочную единицу;
- выполнять, читать и деталировать чертежи сборочных единиц.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 70 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс.
Учебно-тематический план по черчению
Темы |
Количество учебных часов по классам | Практических работ | Графических работ | |
8 кл. |
9 кл. |
8 кл. |
9 кл. |
|
РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДМЕГНОМ МИРЕ | 8ч. |
– |
1 |
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА, ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НИХ | 3ч. |
1 |
||
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДМЕТЕ | 23 ч |
7 |
||
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ | – |
1ч. |
|
|
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИЗДЕЛИИ | – |
15ч. |
|
5 |
СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НЕЙ | – |
2ч. |
|
|
ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ НА ЧЕРТЕЖАХ | – |
4ч. |
|
1 |
ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СБОРОЧНОЙ ЕДИНИЦЕ | – |
12ч. |
|
5 |
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ | 1ч. |
1ч. |
|
|
Итого |
35 |
35 |
2/7 |
3/8 |
Практических работ |
|
|
2 |
3 |
Графических работ |
|
|
7 |
8 |