Цель: создать условия для осмысления блока новой информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи:
- Когнитивные:
- способствовать формированию понимания причин разнообразия рельефа, как результата деятельности внутренних и внешних процессов.
- Операциональные:
- способствовать обучению учащихся выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе изучения нового материала;
- способствовать развитию интеллектуальных навыков: анализа, синтеза, оценки.
- Аксиологические:
- подвести кадет к пониманию того, что для сохранения чего-либо важного на Земле необходимо, чтобы человек жил в гармонии с природой.
Тип занятия: комбинированное.
Форма организации: урок
Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), атлас «Планета Земля-6», видеофрагмент «Гималаи» (спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.), учебник «География. Планета Земля – 6 класс», электронное приложение к учебнику.
Методы и приёмы организации учебной деятельности: Метод проблемной учебной задачи, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Проверка готовности к работе.
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Наше занятие мы начинаем с чтения одного
любопытного текста (Приложение
1).
В 1929 году на западе Китая работала экспедиция.
В ходе археологических раскопок была найдена
глиненная табличка с древним писанием. Учёным
удалось перевести сохранившийся текст. В
тексте говорилось о некоем магическом кристалле,
обладающем сверхъестественными силами, который
был скрыт от глаз людей. В писании указывалось
место, где этот предмет был оставлен. Давайте
прочитаем текст и попробуем определить место
нахождения кристалла.
Герой этой записки писал:
… Там горы пиками взметнулись выше облаков,
А к югу от расщелины вела дорога вправо.
Там было не спокойно, и земля дрожала, будто у неё озноб,
Я добирался долго до привала.
Я видел с высоты полёта птиц,
Как реки прорезаются в ущельях,
Как великаны – горные хребты
Идут один другому параллельно.
Священная река берёт начало здесь,
А устремившись вниз, на юг, течёт к стране загадок,
Стране Богов, стране равнин,
Где никогда культура не придет в упадок ….
Наш « Фантион» – магический кристалл
Покоится среди высоких скал…
3. Постановка проблемной учебной задачи
Где же может находиться артефакт?
Проведём анализ текста:
Вопросы:
1. Какой рельеф характерен для данного района?
Горы или равнины? (Горы)
2. О каких горах по высоте идёт речь? Что является
подтверждением? (Высочайшие)
3. В записке говорится об отдельных горах или
горной системе (стране)? Что в тексте
подтверждает это? (Система)
4. Из других наук, из общих знаний вспомните, о
какой реке может идти речь? ( Инд)
5. В записке учтено направление реки. Куда она
течёт? В какую страну? (Индия)
6. Какие бывают равнины по высоте?
8. Какая страна находится к югу от указанного
места?
9. Какая равнина по высоте, занимает большую часть
указанной страны?
10. Где, вероятнее всего, находится артефакт? (Гималаи)
11. Что мы знаем об этой горной системе?
12. Что нам делать со столь интересным документом?
13. Что мы можем предпринять?
14. Есть ли вероятность того, что мы найдём его в
этом месте? Почему?
Воспитанники высказывают предположения о возможности нахождения артефакта.
Всё, что вы сказали можно разделить на
группы. Одни считают, что вероятность есть,
другие, что нет. Но с точки зрения
географии (археологии), в первую очередь,
необходимо ответить на вопрос. Какой?
Нам необходимо знать возраст записки.
Как учёные определяют возраст находок?
Радиоуглеродный метод позволил определить
возраст находки, писание
датировалось 3 тысячелетием до н.э.
Значит с момента, когда артефакт оказался в этом
месте прошло около 5 тыс. лет.
Теперь зная примерный возраст события, что нам
необходимо узнать?
4. Решение учебной проблемной задачи
Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент
«Образование Гималаев» (спрашивайте материал у
автора статьи – прим. ред.)
Какая информация в/ф помогает нам сделать
окончательный вывод о судьбе артефакта?
Вопросы:
1. Как образуются горы на Земле?
По ходу беседы предлагается заполнить
маршрутный лист, часть 1 «Внутренние процессы» (Приложение 2).
Работа с атласом стр. 21
2. Какие силы заставляют двигаться плиты?
3. Как движутся Евразиатская и
Индо-Австралийская плиты относительно друг
друга?
4. Какой тип движения существует ещё?
Приведите пример.
(Учебник стр. 58, рис. 4.19., атлас стр. 21, карта
«Литосферные плиты» )
5. Почему Гималаи называют складчатыми горами?
Как это связано с их происхождением?
(Работа с учебником стр. 59, рис. 4.20).
6. Приведите примеры складчатых гор в России.
7. Что характерно для всех складчатых гор
планеты?
На доске схема «Образование складчатых гор,
равнин, глыбовых гор»
8. В чём суть процесса?
9. Могут ли горы образоваться на равнине?
10. Внутренние силы разрушают или создают?
Внутренние процессы и разрушают и создают. У
любого процесса нет однозначного результата.
Создание гор Гималаев началось около 50 млн. лет
назад, а пик создания пришёлся на 20 млн. лет
назад. Значит вероятность того, что артефакт
сохранился есть?
Что может произойти ещё?
Какими грозными, стихийными явлениями
сопровождается горообразование
Есть ли действующие вулканы в Гималаях?
Рассказ учителя о лакколитах Кавказа.
Тематическая физминутка, выполняется стоя.
Звучит тихая музыка. Представьте, что вы оказались на вершине высочайшей горы. Вам холодно. Обхватите себя руками и сожмите так, как будто вы пытаетесь согреться. Повторите 3 раза. Вдохните глубоко, откройте глаза. Попытайтесь нарисовать цифру 8 в вертикальной плоскости левой рукой, правой рукой, двумя руками. Встряхните кисти. Садитесь.
Представьте, что по какой-то причине рост гор на Земле прекратился. Изменятся ли они или останутся без изменений?
Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с текстом учебника, заполним маршрутный лист, часть 2 «Внешние процессы» (Приложение 2).
Работа с учебником стр. 62-64
5. Систематизация знаний и умений
Проверяем заполнение таблицы.
Вопросы:
1. На что направлены, как правило, внешние силы?
На созидание или разрушение?
2. Где внешние процессы действуют более
«агрессивно», в горах или на равнинах?
3. Какие внешние процессы могут препятствовать
нам в поисках артефакта?
На доске иллюстрация «Разрушение гранита»
4. Какой процесс показан на доске?
5. С чем можно сравнить гранит?
6. К чему приводит действие силы тяжести? Где оно
более ярко проявляется. В горах или на равнинах?
7. Какую работу совершают текучие воды? Какие
формы рельефа создают?
На территории Ставропольского края ярко проявляется эрозионная деятельность текучих вод. Как следствие – овражный рельеф.
Картины с овражным рельефом Ставропольской возвышенности.
6. Какую работу проводит ветер?
В районе КМВ, в Ставропольском крае, в районе
города Кисловодск есть местечко, куда приезжают
туристы, чтобы посмотреть на работу ветра – это
«гора – кольцо».
7. Какие ещё процессы, происходят под
воздействием внешних сил? Что такое карст?
Приходим к выводу, вероятность того, что мы найдём артефакт, ничтожно мала, потому что всегда действуют два противоположных процесса: внутренние и внешние, изменяющие рельеф.
8. Что помимо сил природы может
препятствовать решению нами поисковой задачи?
Деятельность человека это немаловажный фактор
изменяющий рельеф.
Заполняем маршрутный лист, часть 3 «Деятельность человека» (Приложение 2)
Вопросы:
1. Как человек может изменить рельеф? Назовите
формы рельефа.
2. Деятельность человека направлена на
разрушение или созидание?
На доске картина «Кинжал-гора, уничтоженная человеком»
Рассказ о горе Кинжал.
Человек, если даже сам не разрушает, то способствует разрушительной силе воды, ветра. Например, эрозия почв, в результате распашки, вырубки деревьев и др.
3. Способен ли человек противостоять разрушительной силе природы? Как?
6. Решение проблемы. Подведение итогов занятия
Планета Земля живёт своей собственной жизнью,
изменяя свой облик. Жизнь планеты и жизнь
человека не очень гармоничны. Сегодня идёт
борьба между силами природы и силами разума.
Многое то, что нам даёт природа, мы не храним.
Вернёмся к проблеме урока. Что влияет на
сохранность ВАЖНОГО, на планете Земля?
Влияет природа, человек и наше отношение,
позволяющее сохранить всё ВАЖНОЕ пусть не
навечно, но, по крайней мере, надолго.
7. Рефлексия. Применение знаний в иной ситуации
Решим задачу.
Представьте, что вы специалист, который должен
дать заключение о характере рельефа
территории и возможном ее хозяйственном
использовании. Вам известны только координаты и
имеются карты.
а) определите по координатам территорию
б) форму рельефа
в) виды хозяйственной деятельности.1) 55о с. ш. 85о в. д.
2) 20о ю. ш. 45о з.д.
3) 60о с. ш. 80о в. д.
Ответьте на вопросы:
– Какая форма более удобна для хозяйственного
использования?
– Где изменение рельефа происходят
интенсивнее: на равнинах или в горах?
– Что для вас сегодня осталось непонятным? Как с точки зрения географии, геологии можно объяснить исчезновение легендарной Атлантиды?
8. Рефлексия. Задание на самоподготовку
Обсуждение задание на самоподготовку.
Какой вопрос, возникший сегодня на уроке вам
хотелось бы рассмотреть более подробно?
Подумайте над интересующим вас вопросом,
оформите результат в виде творческой
работы (презентация, сообщение-рассуждение и др.).
§ 19,20., тренажёр стр. 47 (5), 48 (10-13), 49 (14), 50 (2, 3*),
51 (4*,7), 57 (13, 15*,17).