Список используемой литературы:
- С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин Алгебра и начала анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – 8-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники, 2010. – 430 с.
- Корянов А.Г., Прокофьев А.А. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2012 Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней (типовые задания С1)
- Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Материалы курса «Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 104 с.
- Обучающая система Д. Гущина «Решу ЕГЭ» http://reshuege.ru/
Цели занятия:
- Образовательные
- обобщение и систематизация теоретического материала по тригонометрии;
- знакомство с геометрическим способом отбора корней в тригонометрических уравнениях;
- применение изображения корней на тригонометрической окружности для последующего отбора корней с учетом имеющихся ограничений в заданиях С1 ЕГЭ по математике.
- Развивающие
- развитие внимания;
- формирование самостоятельности в мышлении.
- Воспитательные
- привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, навыков самопроверки.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Объявление темы и целей занятия
Слайд 2
Задание С1 ЕГЭ
| Контролируемая деятельность | Уметь решать уравнения и неравенства |
| Элемент содержания | Решение тригонометрического уравнения с отбором корней |
| Характеристика задания | Может содержать тригонометрические функции, логарифмы, степени, корни, показательную функцию. |
| Комментарий | Как правило, требует: 1) замены
переменной, позволяющей свести уравнение к
квадратному; |
Слайд 3
Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях:
- арифметический;
- алгебраический;
- геометрический;
- функционально-графический.
Графический способ основан на использовании двух моделей:
- изображение корней на тригонометрической окружности и их отбор с учетом имеющихся ограничений;
- изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.
Слайд 4
Тема занятия: «Отбор корней в тригонометрических уравнениях геометрическим способом (подготовка к ЕГЭ, С1)».
Цели занятия:
- повторить основные теоретические сведения по тригонометрии;
- рассмотреть геометрический способ отбора корней с помощью числовой окружности в тригонометрических уравнениях;
- рассмотреть примеры заданий С1 ЕГЭ.
3. Актуализация знаний
Решение подготовительных упражнений:
Слайд 5
№1 Запишите все числа, соответствующие точкам числовой окружности

Слайд 6
№2 Изобразите на числовой окружности точки, соответствующие углам:
а) 30°, –30°, 30° + 180°, 30° + 360°, 30° + 90°, 180° –
30°, 270° – 30°, 360° – 30°, 30° + 720°, 30° + 360°n, 30° + 180°n,
30° + 90°n, где n
Z;
б)
где n
Z.
№3 Изобразите на числовой окружности
множества решений неравенства:
а)
;
б)
;
в)
.
4. Решение тренировочных упражнений
На занятии рассматривается геометрически
способ отбора корней с помощью числовой
окружности.
Учащиеся фронтально обсуждают решение задач.
Задания представлены на слайдах.
Рассмотрим на примерах, в каких случаях удобно
применять тригонометрическую окружность:
Слайд 7
- при выявлении общих корней уравнения или объединении их решений;
№1 Решите уравнение cosxcos5x = 0
Решение:

Рассмотрим уравнение
.
n = 5k + 2

Ответ:
.
Слайд 8
- при отборе корней на промежутке, длина которого не превосходит 2?;
№2 Дано уравнение
.
а) Решите уравнение.
б) Укажите корни уравнения, принадлежащие
промежутку
.
Решение:
![]()
sin 2x = cos x
2sin x cos x = cos x
cos x (2sin x – 1) = 0
cos x = 0
или
2sin x – 1 = 0
![]()
Отбор корней
Ответ:
,
,
;
.
Слайд 9
- при решении уравнений, содержащих естественные ограничения, связанные с областью определений или областью значений функций, входящих в уравнение;
№3 Решите уравнение ![]()
Решение:
![]()


или

решений нет
.
![]()
Ответ:
.
5. Самостоятельное решение примеров заданий С1.
Слайд 10
Учащиеся получают карточки с условиями заданий В1. Учащиеся решают задания с последующей проверкой.
№4 Решите уравнение ![]()
№5Решите уравнение
.
Найдите все корни этого уравнения,
принадлежащие отрезку
Ответы:
| Задания С1 | ответ |
| № 4 |
|
| № 5 |
|
6. Подведение итогов занятия
Слайд 11
Задание для самоподготовки к ЕГЭ.
№6 Решите уравнение ![]()
№7 Решите уравнение ![]()
Найдите все корни этого уравнения,
принадлежащие отрезку