Цели:
- обучающая – закрепить знания и умения по теме «Обыкновенные дроби»; нахождение части числа; нахождение числа по его части;
- развивающая – логическое мышление; связь с историческими фактами;
- воспитательная – аккуратность, внимание, трудолюбие.
Оборудование: маршрутный лист с названием тропинок, две индивидуальных доски, тесты на два варианта, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как вы уже успели заметить, у нас на уроке присутствуют гости (можете обернуться, посмотреть), они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать.
– А теперь внимание на меня. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по тропинкам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом «В математику тропинки одолеем без запинки». Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Ребята, а что мы с вами возьмём в путешествие? (ответ ребят…)
– Молодцы! Мы возьмём в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме «Обыкновенные дроби».
– Путешествие будем совершать вот по этому маршруту (показываю на маршрут), где указаны тропинки путешествия.
II. Устные упражнения
– Итак, ребята, двигаемся по первой тропинке, которая называется «Отвечай-ка».
– В этом задании (показывают доп. доску) надо вставить пропущенные числа. Кто желает выполнить это задание?
– А в этом задании нужно по рисунку найти неизвестное и определить тип задачи. Кто желает выполнить это задание? (показываю доп. доску)
1)
(Тип: нахождение части числа 120 : 10 · 6 = 72)
2)
(Тип: нахождение числа по его части 30 : 3 · 8 = 80)
– Пока ребята выполняют задания, мы с вами (обращаюсь к классу), ребята, работаем устно.
1) Какая часть фигуры закрашена?
2) Как называются эти дроби? (обыкновенные)
3) Как называется число, стоящее над чертой? (числитель)
4) Как называется число, стоящее под чертой? (знаменатель)
5) Как называются дроби:
половина, треть, четверть
6) Как называется:
а) одна сотая доля метра (сантиметр)
б) одна тысячная доля тонны (килограмм)
в) одна шестидесятая доля часа (минута)
г) одна двадцать четвертая доля суток (час)
д) одна двенадцатая доля года (месяц)
– Молодцы!
– А теперь проверим, как ребята справились с заданием.…(имя) надо было вставить пропущенные числа (индивидуальная доска с решением – вывешиваем, и идет проверка).
(Оценивается работа)
А …(имя) надо было по рисунку найти неизвестное и определить тип задачи. (Идет объяснение решения, оценивается выполнение работы)
III. Отработка умений и навыков
– Итак, с заданиями первой тропинки мы справились и переходим на вторую тропинку «Посчитай-ка».
– Открываем тетради, записываем число ….. и тему урока «Обыкновенные дроби».
– На слайде дана задача (читаю) и к ней два решения. Какое из решений вы считаете выполнено правильно и почему? Задача 1. Какова длина дороги, если её составляют 10 км? 10 : 2 · 5 = 25 (км) или 10 : 5 · 2 = 4 (км) (Первое, так как 10 км – это всей дороги, т.е. 10 : 2 · 5 = 25, так как во всей дороге частей) – Какой тип задачи? (Нахождение числа по его части) |
– А теперь обратим внимание на вторую задачу (читаю) Задача 2. Длина дороги равна 30 км. Заасфальтировали дороги. Сколько км дороги заасфальтировали? 30 : 3 · 5 = 50 (км) или 30 : 5 · 3 = 18 (км) (Второе, так как вся дорога 30 км, что составляет 5 частей 30 : 5, а заасфальти-ровали 3 части, значит 30 : 5 · 3 = 18) Тип задачи? (Нахождение части числа) |
– А сейчас разобьемся на два варианта и двое ребят от каждого варианта пройдут к доске решать самостоятельно задачи (учебник):
I – № 928 с.144 | II – № 908 с.143 |
42 : 7 · 5 = 30 (т) Тип: нахождение части числа |
10 : 5 · 6 = 12 (с) Тип: нахождение числа по его части |
– Проверяем решения. Молодцы! Какой тип задач?
IV. Физкультминутка
– Ну что, ребята, мы отвечали, считали, и нас ждет третья тропинка «Отдыхай-ка».
– Давайте немного отдохнем.
– Все встали, вышли из-за парт. Сделаем гимнастику на дыхание: через нос глубоко вдыхаем, резко выдыхаем через рот, и так три раза. Хорошо, сели!
– А сейчас гимнастика для глаз. Закрыли глаза (я показываю зеленый прямоугольник), открыли – посмотрели на прямоугольник, закрыли – открыли, поводим глазами по углам фигуры.
– А теперь разомнем пальчики и встряхнем плечи. Достаточно.
V. Контроль знаний
– Двигаемся дальше – и следующая тропинка «Порешай-ка».
– На этой тропинке будем работать самостоятельно.
– У каждого из вас на парте лежат листы с заданиями. Обратите внимание, что к каждому заданию дано несколько ответов. Вам надо выбрать один из ответов, который вы считаете верным, и обвести букву, соответствующую вашему ответу. В итоге вы получите слово, которое запишите в тетрадь. Решения, если надо, выполняйте в тетради.
– Если сделает кто-нибудь вперед, то выполняет в тетради № 955 из учебника.
1. 20 минут составляют: п) половину часа; н) четверть часа; м) треть часа. 2. На рисунке закрашено: 3. метра составляют: б) 30 см; к) 60 см; л) 75 см. 4. Таня прочитала 120 страниц, что составляет книги. Сколько страниц в книге? с) 180 страниц; т) 150 страниц см; р) 130 страниц см. 5. Точка А имеет координату: а) е) ; и) 6. Как называется десятая доля дециметра: л) миллиметр; м) сантиметр; р) метр? |
1. 30 минут составляют: н) четверть часа; л) треть часа; п) половину часа. 2. На рисунке закрашено: 3. килограмма составляют: е) 200 граммов; а) 400 граммов; и) 600 граммов. 4. Дима потратил 150 рублей, что составляет всех его денег. Сколько денег было у Димы? н) 250 рублей; р) 90 рублей; т) 200 рублей. 5. Точка В имеет координату: о) у) ; ю) 6. Как называется десятая доля сантиметра: б) метр; в) дециметр; д) миллиметр? |
– Итак, ребята, я смотрю, вы работу уже закончили. Не забудьте составить слово и записать в тетрадь. Выполненные задания передаем с задних парт на первые и сдаем. Оценки за работы скажу на следующем уроке.
– Если вы всё правильно сделали, то у I варианта должно получиться слово «Максим». Поднимите руку, кто это слово получил… Молодцы! А у II варианта слово «Плануд». Поднимите руку, кто это слово получил… Молодцы!
– а вместе вы получили словосочетание: Максим Плануд.
VI. Исторический экскурс
– И это словосочетание поможет нам перейти на следующую тропинку «Узнавай-ка».
«Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет…»
Лейбниц
– Произошло слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломаные числа». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий монах, ученый-математик Максим Плануд, живший в 13 веке. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
– На следующих уроках мы будем учиться сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить дроби.
VII. Задание на дом
– И осталась последняя тропинка «Задавай-ка».
– Я думаю, вы догадались, чем мы будем заниматься на этой тропинке (ответы ребят), конечно, запишем домашнее задание:
- № 952 (а, б)
- № 960
- № 964 (1)
VIII. Итог урока
– Наше путешествие закончено.
– И действительно, каждую тропинку мы преодолевали без запинки.
– И давайте ещё раз повторим: Что показывает знаменатель? Числитель?