Воспитательные возможности афоризмов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Важную роль в формировании личности играет культура, в том числе, традиционная культура воспитания, с самого раннего детства нацеливающая на сохранение свойственного ребенку пластичного контакта с окружающим миром, на следование непреходящим истинам, добру и красоте. В афористических изречениях проповедуется жизнь в соответствии с логикой природы, гармонизирующей существование человека. Афоризмы - своего рода рецепты этой гармонии, сформулированные задолго до появления современных религий и заключающиеся в следовании простым и доступным предписаниям, делающим человека мудрым, доброжелательным и по-своему счастливым. Тематически всеохватные афоризмы, предельно короткие по форме и беспредельно глубокие по смыслу, говорят о животрепещущих и вечно актуальных вопросах морали и истины в их взаимопроникновении. Эти два фундаментальных начала: познание и нравственность, а также взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека и определяют доминанту афористического творчества народа.

Афористическое наследие, как и вся народная культура, носит синкретический характер. Афористические формы, будучи выражением философских, педагогических знаний народа, вместе с тем являлись источником агрономических, астрономических, метеорологических, медицинских и пр. знаний, а также несли информацию эзотерического характера, неназойливо нацеливающую личность на восприятие человека, как творца и созидателя добра, на приятие и бережное созидание мира, на передачу жизненного опыта, профилактику ошибок, индивидуальных и социальных бед.[4,с.7-8]

Несомненно, познавательное и воспитательное значение афоризмов. Для многих мыслителей знакомство с афоризмами явилось своеобразной школой мудрости, истоком духовного самосовершенствования. Возможности афоризмов при обсуждении проблем нравственности особенно велики. Нравственность – эта такая сфера культуры, где слово – не просто «изреченная мысль», самоценная в своем языковом бытие, а как бы «тень дела» (Демокрит), человеческого поступка, поведения. [3,7]

У Л.Н.Толстого, как известно, был свой избранный круг мыслей и афоризмов на каждый день. Почему не предположить, что такие же мудрые, духовно родственные мысли может избрать себе каждый человек, кому небезразличны в наш век судьбы нравственности.

Употребление в повседневной речи малых фольклорных форм придает ей образность, фигуративность, яркость, тот особый колорит, который делает ее экспрессивной и действенной. «Я, одним словом своим делаю из труса храбреца, вора превращаю в честного человека, на мои глаза не смеет показаться мошенник» - так определял весомость своей речи, полной афористических вкраплений, один из кабардинских гегуако, народных сказителей. Такие мудрые старцы, владеющие всем богатством культурного наследия народа, обладающие эзотерическими знаниями этноса, владели механизмом превращения народного афоризма в воспитательное средство, когда ситуация провоцирует использование сентенции, а заключенный в ней скрытый глубинный смысл и сила слова, экспрессия «работают» на улучшение, облагораживание личности.[4,с.8]

Афоризмы, характеризующиеся плотностью информации, эмоциональностью, общепрогностической настроенностью, как бы нацеленной на вечность, и сейчас весьма жизнеспособны, а фиксированные в них наблюдения миллионов людей над собой и своими собратьями оказывают авторитетное влияние и на современного человека.

В учебно-воспитательной работе современной школы, возможно, самое широкое использование педагогического потенциала народной афористики, которая характеризуется устремленностью к духовности, нацеленностью на бесконфликтность, уступчивость, добро, истину, любовь.

Предшествующие достижения культуры не отрезаны от нас. Они в своих непреходящих образцах живут в настоящем и будут жить в будущем. Наша духовная культура – это и плод прошлого, и семя будущего.

Развитие культуры похоже на течение реки: устремляясь к морю, она всегда остается связанной со своими истоками.

Глубокие, яркие афоризмы, выражающие интересы людей и созданные ими или принятые ими, укрепляют нравственный облик человека, возвышают его достоинство, украшают его речь, составляют праздничные одежды его души.

Афоризмы дают богатую утонченную духовную пищу для самостоятельного размышления. «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют читателя самого думать», - писал Л.Н.Толстой.

Действительно, порой достаточно краткого и насыщенного мыслью высказывания, чтобы возбудить рой ассоциаций и мыслей. Это похоже на то, как в беседе остроумных людей едва уловимый намек доставляет значительно большее интеллектуальное наслаждение, чем утомляющее описание подробностей.

Чтение афоризмов – это не только интеллектуальное наслаждение, но и одно из важнейших средств развития культуры мысли и речи. Они шлифуют, заостряют ум, а речь делают яркой и действенной. М.Горький говорил, что афоризмы учат сжимать слова, как пальцы в кулак. [1,с.8]

Усилению воспитательного, психотерапевтического воздействия формул пожелания блага способствовало их произнесение в особые моменты психофизической жизни ребенка.

Множество афоризмов призывает избегать ссор, негативных состояний духа, быть терпимым, не злословить, стойко переносить жизненные невзгоды, дает рецепты сохранения душевного равновесия.

Чтение афоризмов это одно из средств развития культуры мысли и речи. Афоризмы шлифуют и заостряют ум, а речь делают яркой и действенной. Многие из афоризмов предстанут перед вами в качестве своего рода зеркала, и в нем вы увидите себя с разных сторон. Кого-то оно заставит от души посмеяться, кого-то, возможно, пристыдит, кого-то взволнует, настроит на глубокие раздумья, вызовет на откровенный разговор со своей совестью, заострит нравственное самосознание и, быть может, побудит к исправлению недостатков. Афоризмы помогают осмыслить роль личности в миропорядке, всмотреться в картину общественной нравственности. Они обладают способностью жить вне контекста. Большинство афоризмов преследуют цель не только ответить на вопросы о смысле бытия, но и предупредить ошибочное и порочное.[1,8]

Использование воспитательно-образовательных возможностей афористического арсенала традиционного воспитания - важный фактор этнопедагогизации содержания домашнего воспитания. Краткость, тематическая всеохватность и глубокое смысловое содержание позволяют имплантировать афористические изречения в любую речевую ситуацию, диалог или монолог. Особая воспитательная ценность афоризма в том, что он, как знак, символ несет информацию обо всем том, что проповедует педагогическая традиция народа, смежные средства традиционного воспитания, но в отличие от последних, благодаря своей минимизированной форме, актуализируется в речи по мере возникновения такой необходимости, предопределяя модель поведения и влияя на самовыражение людей.

Можно выделить следующие функции афоризмов значимые с педагогической точки зрения: социализирующая, воспитательная, развивающая, мотивирующая, вербально – образная, креативная. Назначением этих функций является раскрытие и творческая реализация личности ребенка. Афоризмы ориентированы на социально- педагогический эффект.

Использование афоризмов в образовательном процессе позволяет разрешить насущные педагогические проблемы:

  • позволяет взрослому и ребенку понять друг друга
  • способствует активизации познавательных и творческих способностей учащихся и педагогов.

Все вышесказанное позволяет широко использовать афоризмы в воспитательной деятельности в школе. Как в учебной деятельности – используя афоризмы в тематике урока(см.Приложение №3), так и во внеурочной деятельности - часов общения, различным по тематике.

Опыт работы показывает, что афоризмы вызывают интерес у учащихся, это подтверждается результатами анкетирования. Цель проведенного анкетирования – выяснить насколько жанр афоризмов был эффективно применен на уроках и часах общения и интересен учащимся. После проведения этих уроков, часов общения, мини исследований (проектов), детям было предложено ответить на вопросы анкеты (см.Приложение №2). В опросе участвовало 67 школьников.

На вопрос нравиться ли вам включение афоризмов в тематику уроков/часов общения 67 детей ответили – да.

64 ребенка отметили, что использование афоризмов и работа с ними на уроках/часах общения была целесообразной, 3 ребенка затруднились ответить на этот вопрос.

Все учащиеся выразили желание в дальнейшем продолжать знакомство с афоризмами.

На вопрос чему, по их мнению, способствуют афоризмы, дети ответили следующим образом:

  • Пониманию, что проблемы – это этапы на жизненном пути – 52 ребенка
  • Освещению путей решения проблем – 63 ребенка
  • Пониманию способов познания человеком мира – 49 детей
  • Формированию убежденности, что трудности полезны, так как это жизненный опыт – 62 ребенка
  • Раскрытию нравственных ценностей – 67 детей
  • Убежденности в том, что все будет хорошо – 38 детей
  • Развитию уверенности, что все в руках человека, что из любой ситуации можно выйти победителем – 65 детей
  • Заставляют задуматься о смысле жизни и других философских вопросах – 67 детей
  • Украшают речь человека – 67 детей

Дети работали в творческих группах по поиску информации об авторах тех или иных афоризмов, их деятельности, занимательных моментах их жизни, искали информацию о странах, где они проживали. Таким образом, они развивали свою социокультурную, информационную, коммуникативную компетенции, расширяли свой кругозор, учились работать в группах с различными источниками. Данный вид работы понравился 100% детей, и они посчитали ее полезной и познавательной.

Отвечая на вопрос «Изменилось ли ваше отношение после осмысления афоризмов к тем или иным проблемам?» 73% учащихся отметили, что стали больше задумываться о тех или иных проблемах, анализировать ситуации и соотносить их с тем, что они видят в реальной жизни, а также в то, что из любой ситуации можно найти выход и получить положительный опыт даже из негативной ситуации.

Среди ценностей, которые содержаться в тех или иных афоризмах, дети выделили те, которые показались наиболее ценными для них: жизнь, знания, человек и его психологический комфорт, отечество, природа, дружба, отношения между людьми.

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: жанр афоризмов интересен современным школьникам. Афоризмы обладают огромным воспитательным потенциалом, и их использование может стать эффективным способом приобщения учащихся к нравственно – духовным ценностям человечества, служить средством адаптации ребенка в социокультурном пространстве.

Афоризмы как источник и средство народной педагогики прошло многовековую проверку на эффективность и гуманизм в воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. В мире мудрых мыслей./Сост. С.Х.Карин.- М.: Знание, 1962.- 359с.
  2. Порог ментальности российских и английских людей при соприкосновении культур. Р.П.Мильруд – И.Я.Ш., 1997, №4.
  3. Разум сердца/Сост. В.Н.Назаров, Г.П.Сидоров.-М.: Издательство политической литературы, 1989.- 294с.
  4. Н.Т.Федоренко, Л.И.Сокольская. Афористика. – М: Просвещение, 2001-362 с.
  5. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры.- М.: Пед.поиск, 1997.-77с.
  6. Энциклопедия/ Сост. И общ.ред.А.А.Грицанов, Г.В. Синило.- Мн.: Книжный дом, 2007.- 960с.
  7. Афористические жанры фольклора как средство народного воспитания/ З.Цаллагова – http://www.darial-online.ru

Приложение