Цели занятия:
Коррекционно-образовательная: познакомить детей со звуком [о] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение выделять звук [о] в слове.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать речевое внимание детей.
Материал: бабушка (воспитатель группы), картинки (дом, озеро, облако, осень, солнце, кот, укроп, овощи и фрукты, рыбы), игрушки: ведро, удочка, кочки, озеро.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Психогимнастика.
Л: Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!
Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.
2. Сообщение темы занятия.
Л: Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова). Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [о]). Сегодня мы познакомимся со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].
3. Характеристика звука [о].
Л: Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются). Спойте звук [о]. Что-нибудь мешает воздуху убежать изо рта? (Нет). Если ничего не мешает, значит это звук гласный или согласный. (Гласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
4. Развитие голоса и дыхания.
«Звуковая дорожка». Пропевание звука [о] по звуковой дорожке.
5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].
Л: А, О, И, П, О, У, О, К, О.
ОП, МА, КО, ОС, ЗИ, ФО, ОЛ.
6. Произношение звука [о] в словах. Определение места звука [о] в слове.
Л: Нам пришло письмо от бабушки Оли. Повторите ее имя. Какой первый звук в этом слове? (Звук [о]). Бабушка Оля прислала фотографию своего дома. Есть ли звук [о] в слове дом? Где слышится звук [о]? (В середине слова). Дом бабушки Оли стоит у озера. Где стоит дом бабушки Оли? (У озера). Какое сейчас время года? (Осень). Какой первый звук в слове осень? (Звук [о]). Бабушка Оля пригласила нас к себе в гости.
Включается музыка и дети идут к дому бабушки Оли.
7. Закрепление знаний об овощах и фруктах.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Хотела я вам приготовить угощение, но кот-проказник перемешал все фрукты и овощи. Помогите мне их разобрать. Скажите, а вы знаете, где растут овощи? (На грядке, в огороде). А где растут фрукты? (На дереве, в саду).
Дети расставляют картинки с изображением овощей и фруктов под изображениями сада и огорода.
Молодцы. Хорошо справились с заданием.
8. Физкультминутка. Выполнение движений с проговариванием чистоговорки.
Ох-ох-ох, лучше всех горох (большой и указательный пальцы ритмично соединяются).
Ха-ха-ха, это чепуха (хлопают ритмично в ладоши).
Ор-ор-ор, всех вкуснее помидор (стучат ритмично по коленям кулаками).
Овь-овь-овь, сладкая морковь (хлопают ритмично ладонями по коленям).
Ла-ла-ла, вкусная свекла (сжимают пальцы в кулаки).
Оп-оп-оп, душистый укроп (руки вверх, сжимают ритмично в кулаки).
9. Выделение звука [о] в словах.
Я знаю, что вы ищете предметы в названии которых есть звук [о]. Я вам помогу. Посмотрите на наши фрукты и овощи. В названии каких овощей и фруктов есть звук [о].
Дети по очереди подходят к доске, на которой расставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Берут картинку, называют и складывают в корзинку.
Ребята, у нас есть небольшое озеро в котором водится рыба. Вы хотите пойти на рыбалку? Для этого мы возьмем удочку и ведро. В слове удочка есть звук [о]? А в слове — ведро? (Дети произносят слова, выделяя голосом звук [о]).
Дети идут за бабушкой по тропинке.
Осторожно, ребята, не намочите ноги. Наступайте на кочки. На что мы должны наступать, чтобы не замочить ноги? (На кочки). В слове кочки есть звук [о].
Дети встают на кочки вокруг озера.
Куда мы пришли? (К озеру). Я вижу рыбу, сейчас мы ее поймаем. Кого мы поймали? (Окуня). В слове окунь есть звук [о]. Вижу еще рыбу. Что это за рыба? (Это сом). В слове сом есть звук [о]? (Есть).
Нам пора возвращаться в детский сад. Идем по дорожке. Посмотрите вверх. Что проплывает над нами? (Облако).
До свидание, ребята! Приходите еще.
10. Итог занятия.
С каким новым звуком вы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Каким цветом мы обозначаем его на схемах?
Назовите слова со звуком [о].