Урок-соревнование по теме "Линейная функция и ее график". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль

Цели:

  • систематизация, обобщение знаний учащихся, проверка уровня усвоения темы;
  • развитие познавательного интереса учащихся, внимания, памяти, культуры речи;
  • воспитание ответственности, уважительного отношения к мнению одноклассников.

Оборудование: проектор, сигнальные карточки, карточки-задания, доска для табло, листы с заданиями для практической работы.

Форма урока: урок-соревнование.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы начинаем урок-соревнование. Тема урока: «Линейная функция и её график».

На прошлом уроке мы разделили класс на команды, дали им название, выбрали капитанов.

II. Разминка.

Командам необходимо ответить на вопросы (правильный ответ – 1 балл).

Вопросы:

  1. Что называется функцией?
  2. Назовите способы задания функции.
  3. Какая функция называется линейной?
  4. Что является графиком линейной функцией?
  5. Сколько точек необходимо для построения графика линейной функции?
  6. Как называется иначе независимая переменная?

III. «Экспресс-опрос»

Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами. Всем участникам необходимо ответить на вопросы по рисунку (правильный ответ – 1 балл).

Вопросы:

  1. На каком рисунке изображен график функции, которую мы не изучали?
  2. На каком рисунке изображен график функции у = b?
  3. На каком рисунке изображен график функции у = kx + b, у которой k> 0?
  4. На каком рисунке изображен график функции у = kx + b, у которой k< 0?

IV. «Найди ошибку»

Ученик для построения графика линейной функции у = - x + 3 составил таблицу. Найдите ошибку, которую допустил ученик (правильный ответ – 1 балл).

x 0 5
y 3 4

V. «Эстафета»

С помощью графика движения автобуса необходимо ответить на вопросы. Участники команд по очереди отвечают на вопросы и записывают ответы. На последний вопрос отвечает капитан команды.

  1. На каком расстоянии от города Aнаходился автобус через 3 часа?______ км.
  2. Через какое время после начала движения автобус находился на расстоянии 250 км от A? Через______ ч.
  3. Сколько было остановок на маршруте?______.
  4. На какое время автобус останавливался в пункте C?______ ч.
  5. Каково расстояние между пунктами C и D?______ км.
  6. Сколько времени затрачено на переезд из пункта C в пункт D?______ ч.
  7. Какова средняя скорость движения на этом участке?______ км/ч.

1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла.

VI. «Выбери правильный ответ»

Линейная функция задана формулой y = -2x + 6. Найдите значение аргумента, при котором значение функции равно 16. Укажите номер правильного ответа.

  1. 5;
  2. 11;
  3. -11;
  4. -5.

Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами (правильный ответ – 1 балл).

VII. «Установите соответствие»

Установите соответствие между графиком линейной функции и условием, которое выполняется для этой функции (правильный ответ – 2 балла).

  1.  
  2.  
А Б В
 

VIII. «Зашифрованное слово»

Задание: Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин «функция». Для этого определите, в каких точках графики функций пересекаются с осью ординат.

(1 место – 5 баллов, 2 место – 4балла, 3 место – 3 балла)

  1. y = x + 3
  2. y = 2x – 1
  3. y = - 3x + 4
  4. y = x + 2
  5. y = - 3
  6. y = 6
  7. y = -5
К Ц Т Б Й И Л Д А Е Р Н
(6;0) (0;-5) (2;0) (0;2) (0;4) (0;6) (0;3) (4;0) (-5;0) (0;-1) (-3;0) (0;-3)

Ответ: _____________________.

IX. Практическая работа

№1 На чертеже изображена линия, которая называется парабола. Это график функции y = . Дополните чертеж графиком функции y = -x + 2. Определите координаты точек пересечения графиков (правильное решение – 3 балла).

x
y

Ответ:_________________________.

№2

Дополните чертеж изображением оси Оy так, чтобы получился график указанной функции (единичный отрезок – 1 клетка). Используя данные чертежа, узнайте координаты точки В (правильное решение – 2 балла).

Ответ: В ( ; ).

X. «Конкурс художников»

Задание: Постройте точки в системе координат и соедините их последовательно.

(3;0), (1;2), (-1;2), (3;5), (1;7), (-3;6), (-5;7), (-3;4), (-6;3), (-3;3), (-5;2), (-5;-2), (-2;-3), (-4;-4), (1;-4), (3;-3), (6;1), (3;0), глаз (-1;5).

XI. Подведение итогов