Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Цели:
- систематизация, обобщение знаний учащихся, проверка уровня усвоения темы;
- развитие познавательного интереса учащихся, внимания, памяти, культуры речи;
- воспитание ответственности, уважительного отношения к мнению одноклассников.
Оборудование: проектор, сигнальные карточки, карточки-задания, доска для табло, листы с заданиями для практической работы.
Форма урока: урок-соревнование.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Мы начинаем урок-соревнование. Тема урока: «Линейная функция и её график».
На прошлом уроке мы разделили класс на команды, дали им название, выбрали капитанов.
II. Разминка.
Командам необходимо ответить на вопросы (правильный ответ – 1 балл).
Вопросы:
- Что называется функцией?
- Назовите способы задания функции.
- Какая функция называется линейной?
- Что является графиком линейной функцией?
- Сколько точек необходимо для построения графика линейной функции?
- Как называется иначе независимая переменная?
III. «Экспресс-опрос»
Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами. Всем участникам необходимо ответить на вопросы по рисунку (правильный ответ – 1 балл).
Вопросы:
- На каком рисунке изображен график функции, которую мы не изучали?
- На каком рисунке изображен график функции у = b?
- На каком рисунке изображен график функции у = kx + b, у которой k> 0?
- На каком рисунке изображен график функции у = kx + b, у которой k< 0?
IV. «Найди ошибку»
Ученик для построения графика линейной функции у = - x + 3 составил таблицу. Найдите ошибку, которую допустил ученик (правильный ответ – 1 балл).
x | 0 | 5 |
y | 3 | 4 |
V. «Эстафета»
С помощью графика движения автобуса необходимо ответить на вопросы. Участники команд по очереди отвечают на вопросы и записывают ответы. На последний вопрос отвечает капитан команды.
- На каком расстоянии от города Aнаходился автобус через 3 часа?______ км.
- Через какое время после начала движения автобус находился на расстоянии 250 км от A? Через______ ч.
- Сколько было остановок на маршруте?______.
- На какое время автобус останавливался в пункте C?______ ч.
- Каково расстояние между пунктами C и D?______ км.
- Сколько времени затрачено на переезд из пункта C в пункт D?______ ч.
- Какова средняя скорость движения на этом участке?______ км/ч.
1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла.
VI. «Выбери правильный ответ»
Линейная функция задана формулой y = -2x + 6. Найдите значение аргумента, при котором значение функции равно 16. Укажите номер правильного ответа.
- 5;
- 11;
- -11;
- -5.
Для ответа воспользуйтесь карточками с цифрами (правильный ответ – 1 балл).
VII. «Установите соответствие»
Установите соответствие между графиком линейной функции и условием, которое выполняется для этой функции (правильный ответ – 2 балла).
А | Б | В |
VIII. «Зашифрованное слово»
Задание: Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин «функция». Для этого определите, в каких точках графики функций пересекаются с осью ординат.
(1 место – 5 баллов, 2 место – 4балла, 3 место – 3 балла)
- y = x + 3
- y = 2x – 1
- y = - 3x + 4
- y = x + 2
- y = - 3
- y = 6
- y = -5
К | Ц | Т | Б | Й | И | Л | Д | А | Е | Р | Н |
(6;0) | (0;-5) | (2;0) | (0;2) | (0;4) | (0;6) | (0;3) | (4;0) | (-5;0) | (0;-1) | (-3;0) | (0;-3) |
Ответ: _____________________.
IX. Практическая работа
№1 На чертеже изображена линия, которая называется парабола. Это график функции y = . Дополните чертеж графиком функции y = -x + 2. Определите координаты точек пересечения графиков (правильное решение – 3 балла).
x | ||
y |
Ответ:_________________________.
№2
Дополните чертеж изображением оси Оy так, чтобы получился график указанной функции (единичный отрезок – 1 клетка). Используя данные чертежа, узнайте координаты точки В (правильное решение – 2 балла).
Ответ: В ( ; ).
X. «Конкурс художников»
Задание: Постройте точки в системе координат и соедините их последовательно.
(3;0), (1;2), (-1;2), (3;5), (1;7), (-3;6), (-5;7), (-3;4), (-6;3), (-3;3), (-5;2), (-5;-2), (-2;-3), (-4;-4), (1;-4), (3;-3), (6;1), (3;0), глаз (-1;5).