Цели и задачи урока:
- Овладение картиной мира
- Объяснять, что такое права человека
- Чувственно-эмоциональное отношение к миру
- Замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка
- Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
- Познавательный аспект
- Создать условия для самостоятельного добывания знаний
- Развитие мышления
- Анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать
- Формирование гуманного отношения на уроке
- Условия для самооценки
1. постановка проблемы
Дети разыгрывают ситуации.
-Мы находимся в библиотеке и слышим диалог мальчика и девочки.
-Мне нужен свежий воздух ( открыв форточку)
-Но тогда я могу заболеть ( закрыв форточку)
-Ты не имеешь права мешать мне заниматься
-Ты тоже нарушаешь мои права
-О каких правах идёт речь? Какие противоречия вы заметили? ( мальчик и девочка защищают свои права)
-Какой возникает вопрос?
Кто прав в споре о своих правах? Какие права есть у каждого человека?
2. Актуализация знаний
-В каком государственном документе эти права записаны? ( в конституции РФ)
Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше.
( права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян)
-Как вы думаете, в современной России у людей равные права?
-А какие это права? Давайте разберёмся.
На доске
Знаем | Не знаем |
У граждан есть права и обязанности, которые записаны в Конституции | Какие права человека есть в современном обществе? |
В истории были времена, когда люди имели разные неравные права и обязанности | Равные ли права у современных людей? |
3. Открытие нового знания (поиск решений)
Дети работаю с картинками сказочных героев (работа в группах, тетрадь, страница 12)
-Подумайте и запишите, какие права человека нарушаются?
-Как вы решили, какие права человека нарушают на вашем примере? (для каждой группы)
-Как вы понимаете это право?
Согласно золотому правилу нравственности, нужно относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть пользуясь своими правами, надо также соблюдать права других людей.
-Какие личные права есть у каждого человека в современном обществе? Прочитайте стр. 40-42 учебника.
-На что же имеет право человек в современном обществе?
- На жизнь
- На свободу и личную неприкосновенность
- На защиту чести и достоинства
- На образование
- На медицину и обслуживание
- На отдых и труд
-Какие же права нарушаются у сказочных героев? ( подвести итог по картинке)
-Распространяются ли на ребёнка все перечисленные права? Или у него есть особые?
Проверьте себя по тексту фрагмента «Права детей – особые» (дети читают)
-Что можем добавить?
- право на любовь и заботу
-На какой вопрос ответили?
-А что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (обязанности)
Что такое обязанности?
-Могут ли люди существовать без обязанностей?
-Какой вопрос у нас остался? (равны ли права у современных людей?)
-Как вы считаете? (прочитать рамочку «права человека»)
4. Применение знаний (самооценка)
Найти в тетради, стр.24 №3
Соедините стрелками предложения с рамкой «права человека»
Давайте проверим!
Дай себе самооценку…
5. Итог
-Что же мы хотели сегодня выяснить?
Мы ответили на эти вопросы. Но как выйти из конфликтной ситуации, нашим героям, не нарушая, права друг друга? (ответить дома)
6. Домашнее задание
Стр. 22 №1
Стр. 24 №4