Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса “Система подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в новой форме”.
Цель данной программы: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса;
- комплексная работа с текстом;
- развитие речи учащихся.
Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах: “Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету” (приказ МО от 15.05.98 №1236). “Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету” (приказ МО от 30.06.99 №56).
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Структура программы.
Программа состоит из четырёх разделов.
I раздел. Введение.
Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).
II раздел
Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка.
III раздел.
Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.
IV раздел
Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.
Эффективность программы.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Программа рассчитана на 32 учебных часа.
Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
- Фонетика и графика.
- Лексика и фразеология.
- Морфемика и словообразование.
- Грамматика. Морфология.
- Грамматика. Синтаксис.
- Орфография.
- Пунктуация.
- Речь.
- Языковые нормы.
- Выразительность русской речи.
III. Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.
Итоговый контроль.
Тематическое планирование
№ | Тема | Формы и методы работы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Содержание и структура экзаменационной работы. | Сообщение | 1 |
2 | Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. | Практикум. Входящий контроль |
2 |
Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса. | |||
3 | Фонетика и графика | Практикум. Тематический контроль |
1 |
4 | Лексика и фразеология | Работа со словарём. Практикум. |
1 |
5 | Морфемика и словообразование | Работа по таблице. Практикум |
1 |
6 | Грамматика. Морфология. Классификация слов по частям речи. | Парная работа. Тематический контроль |
1 |
7 | Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы предложений. Простое осложнённое предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложные предложения. | Практикум. Тематический контроль |
3 |
8 | Орфография. О/Ё после шипящих и Ц. Употребление Ъ и Ь. Орфограммы в корне. Правописание приставок, окончаний и суффиксов (кроме Н/НН). Н и НН в разных частях речи. НЕ с разными частями речи. Правописание наречий, сложных и служебных слов. |
Беседа. Работа в паре. Практикум. Тематический контроль |
3 |
9 | Пунктуация. Тире между членами предложения. Пунктуация при однородных членах, при прямой речи, диалоге и цитировании. Знаки препинания в сложном предложении. | Работа в паре. Практикум. Тематический контроль. |
1 |
10 | Речь. Текст. Последовательное расположение частей текста. Типы речи. Стили речи. | Групповая работа. Практикум |
1 |
11 | Языковые нормы: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. | Практикум | 1 |
12 | Изобразительно-выразительные средства языка | Коллективная работа | 1 |
13 | Создание сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения | Лекция | 1 |
14 | Анализ исходного текста | Практикум | 1 |
15 | Способы моделирования вступления | Практикум в парах | 2 |
16 | Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний | Работа в группах. Практикум |
2 |
17 | Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения. | Работа в парах | 1 |
18 | Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2013 г. Текущая диагностика. Коррекция по результатам диагностики. | Практикум. Текущий контроль |
6 |
19 | Итоговая работа (пробная экзаменационная работа) | Итоговый контроль | 2 |
Литература
1. ГИА-2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 80 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).
2. ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).
3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.
4. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007 – 144 с.
5. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
6. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 126.
7. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.
8. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.