Модель внутришкольной системы менеджмента качества образования в МОУ Октябрьском сельском лицее

Разделы: Администрирование школы


Главная цель деятельности МОУ Октябрьского сельского лицея в области качества это обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков обучающихся, принципиальной гражданской позиции и высоких морально-нравственных качеств.

Политика лицея в области качества направлена на достижение поставленной цели путем решения следующих задач:

- обеспечение высокой квалификации и мотивации педагогического и вспомогательного персонала лицея;

- обеспечение качества образования учащихся посредством создания положительной мотивации учащихся к обучению;

- непрерывное улучшение качества учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- освоение современных технологий обучения;

- повышение квалификации сотрудников и обеспечение современной учебной базы для организации образовательного процесса;

- создание системы постоянного профессионального обучения в области менеджмента качества всех сотрудников лицея;

- совершенствование системы управления лицея на основе современных методов менеджмента организации;

- совершенствование системы материального и финансового обеспечения, а также социальной защищенности учащихся и сотрудников.

Создаваемая в лицее система менеджмента качества строится на следующих принципах:

принцип ориентации на потребителя (проведение дня открытых дверей, “Школа развития для будущих первоклассников”, курсы по математике, физике, химии, биологии для выпускников основной школы, встречи с родителями по вопросам обучения в лицее, информирование их об успехах учащихся, обеспечение практико-ориентированного обучения, организация ученического самоуправления, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, формирование личностно-профессиональных позиций учащихся, формирование образовательных программ с учетом запросов потребителей),

принцип лидерства руководства (руководитель возглавляет работу рабочей группы по разработке системы менеджмента качества, рабочая группа формулирует цели задачи и содержание деятельности коллектива сотрудников и всех подразделений по внедрению системы менеджмента качества, заместители директора обеспечивают решение задач, связанных с повышением квалификации педагогических работников, организацию научно-практических исследований учителей),

принцип вовлечения сотрудников, принцип процессного подхода (соблюдение определенной последовательности в действиях на всех уровнях управления: осознание необходимости системного анализа деятельности коллектива и его результатов, изучение опыта работы других учебных заведений по внедрению системы менеджмента качества, разработка структуры системы менеджмента качества, определение целей, задач, содержания и их согласованности на всех уровнях, распределение сфер деятельности и ответственности между уровнями управления и сотрудниками по обеспечению качества образования, удовлетворяющего потребителей, контроль и корректирование деятельности сотрудников коллектива),

принцип системного подхода к менеджменту (четкая взаимосвязь между всеми подразделениями, которая позволит выделять проблемы результата, процесса и условий),

постоянного улучшения качества образования (меняющиеся потребности требуют постоянного изменения содержания образования и повышения его качества),

принятия решений, основанных на фактах (собирается и анализируется информация обо всех сторонах деятельности и их соответствия стандартам качества),

принцип взаимовыгодных отношений с партнёрами.

Для разработки политики и стратегии, постановки близких, средних и далеких перспектив предусмотрена организация системы мониторинга качества образования, определены индикаторы, управленческие механизмы и модели мониторинга.

Основными индикаторами мониторинга качества образования является уровень образованности, рассматриваемый как соответствие уровня образованности выпускников требованиям ГОС, а также степень удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг. Инструментарием являются требования к знаниям и умениям выпускников; содержание вопросов и приложений итоговой и промежуточной аттестации; анализ запросов и степени удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. Управленческий механизм – это совокупность управленческих методов, приемов, технологий, предназначенных для целенаправленного решения определенной задачи. В нашем случае это задача внедрения мониторинга в практику внутришкольного управления. В мониторинге используется два управленческих механизма: механизм внедрения мониторингового исследования в систему внутришкольного контроля, экспертизы или в систему информационного обеспечения и механизм использования информации, получаемой в результате проведения мониторинга, в принятии управленческих решений, консультировании и т.п.

В практической реализации мониторинга качества используются три модели мониторинга: ситуационная, экспертная, независимого наблюдения.

Ситуационная модель. Показателями являются мнения, отношение, эмоциональное состояние, интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса: учащиеся, преподаватели, общественность, администрация. Инструментарием являются анкеты и вопросники, психологические тесты. Управленческие механизмы отличаются оперативностью получения информации и реагирования на нее. Рассматривается на оперативных административных совещаниях с принятием решения об управленческом воздействии на ту или иную группу субъектов образовательного процесса.

Экспертная модель мониторинга. Показателями могут служить основные результаты деятельности лицея. Управленческие механизмы нуждаются в первоначальном определении всей управленческой командой жизненно важных для организации индикаторов мониторинга, формировании критериев и показателей экспертизы. Информация в управлении предназначена для определения тенденций развития, разработки соответствующих программных документов. Мониторинг лучше всего проводить в ходе анализа итогов учебного года.

Модель независимого наблюдения. Показателями могут быть учебно-воспитательные результаты и достижения в деятельности лицея, состояние здоровья учащихся и преподавателей, состояние социального заказа лицею, доверие общественности, степень удовлетворения лицеем образовательных потребностей учащихся, уровень профессионализма преподавателей и администрации, наличие и качество инновационных процессов в лицее и т.п. Управленческие механизмы внедрения модели мониторинга независимого наблюдения: необходимо включить в функциональные обязанности администрации лицея и обязательно подробно разъяснить в должностных инструкциях с указанием индикаторов, инструментария, документов мониторинга. Механизм использования информации мониторинга реализуется посредством информирования педагогического коллектива о тенденциях происходящих изменений и предупреждения о наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

На схеме показана взаимосвязь процессов измерения, мониторинга и улучшения качества. Приложение 1

Одной из форм долгосрочного планирования и достижения качества являются стратегические программы. Это Программа развития лицея до 2015 года и Образовательная программа (далее – Программы ).

В лицее создан рабочий орган, который управляет ходом выполнения Программ – Координационный совет, в состав которого входят представители педагогического коллектива, администрации, учредителя, государственно-общественного органа управления лицеем, органов ученического самоуправления. Координационный совет дает оценку реализации плана мероприятий Программ. На данном этапе развития лицея наиболее важными являются следующие направления деятельности:

- подготовка педагогического коллектива для реализации Образовательной программы (обновление целей и содержания, технологий образования, создание системы обеспечения нового качества образования и др.);

- ресурсное обеспечение реализации Образовательной программы (программно-методическое, материально-техническое, кадровое, финансовое);

- мониторинг хода реализации Образовательной программы и Программы развития (определение перечня показателей мониторинга в соответствии с поставленными целями и задачами в Образовательной программе; организационное и научно-методическое обеспечение мониторинга);

- информационное обеспечение реализации Образовательной программы с целью придания положительного имиджа лицею.

Разрабатываемая модель управления реализацией Программ, позволит своевременно вносить коррективы, развивать достигнутые результаты и эффекты в процессе их дальнейшей реализации. Координационный совет:

- ежегодно уточняет перечень программных мероприятий, при необходимости вносит коррективы и изменения в план мероприятий;

- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

- ведет ежеквартальную отчетность по реализации Программы;

- с учетом финансовых средств на реализацию Программы ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям;

- ежегодно отчитывается перед педагогическим коллективом, родителями о ходе реализации Программ, о достигнутых результатах и доводит план действий на следующий год. Четкое и грамотное руководство ходом реализации Программ предполагает разработку критериев оценки результатов. Наличие таких критериев позволит реально оценить степень достижения запланированных результатов.

Приведем перечень показателей оценки эффективности мероприятий Программы развития лицея:

1. Соответствие содержания образования государственному стандарту:

- процент обеспеченности учебного плана рабочими учебными программами, соответствующими государственному стандарту: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (определяется процентное соотношение рабочих учебных программ по каждой ступени отдельно и средний показатель по лицею);

- процент охвата будущих первоклассников предшкольным образованием;

- процент охвата учащихся 8, 9-х классов предпрофильной подготовкой (в соответствии с их запросами, потребностями и возможностями);

- процент охвата учащихся 10-11-х классов профильным обучением (с указанием конкретных профилей);

- процент учащихся 10-11-х классов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам;

- процент выпускников, продолжающих обучение по выбранному в лицее профилю (по каждому профилю);

- процент охвата учащихся дополнительным образованием (в лицее, в системе учреждений дополнительного образования детей);

- процент охвата основным общим образованием несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, проживающих в микрорайоне лицея;

- процент выпускников 9-х классов, успешно завершающих среднее (полное) образование.

2. Эффективность использования новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса:

- процент педагогов, использующих новые педагогические технологии;

- эффективность используемых педагогических технологий (выявляется через конечные результаты деятельности лицея и соответствие уровня обученности учащихся уровню их обучаемости);

- процент успеваемости учащихся по лицею, ступеням обучения, предметам, учителям;

- соответствие уровня обученности учащихся уровню обучаемости;

- результативность участия учащихся в олимпиадах, научно- исследовательских проектах, творческих конкурсах;

- динамика показателей здоровья учащихся;

- процент учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;

- процент педагогов, ведущих инновационную (экспериментальную) работу по выявлению эффективности применяемых педагогических, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе лицея.

3. Повышение качества лицейского образования:

- выравнивание стартовых возможностей учащихся, поступающих в 1-й класс;

- повышение функциональной грамотности выпускников лицея (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся);

- соответствие качества образования требованиям государственного стандарта общего образования на каждой из ступеней образования (по данным независимой экспертизы, аттестации ОУ, результатам ГИА и ЕГЭ);

- улучшение социальной ориентации и конкурентоспособности выпускников лицея на рынке образовательных услуг (продолжение образования по выбранному в лицее профилю, трудоустройство выпускников и т.п.).

Руководство лицея обеспечивает доведение, понимание и эффективную реализацию всем персоналом лицея политики в области качества. Политика реализуется на всех уровнях управления и может подвергаться анализу и пересмотру в случае необходимости. При этом каждый сотрудник лицея несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество своей работы.

Миссия лицея: обеспечить общую культуру и высокую компетентность выпускника лицея за счет эффективной организации и высокого качества образовательного процесса. Политика качества и миссия доведены, доступны и приняты всеми сотрудникам и учащимся лицея.

Директор лицея определяет главное направление развития, заместители директора как следующий уровень в системе управления напрямую связаны с сотрудниками. Именно от согласованности этих уровней в структуре управления зависит скорость и успешность внедрения системы менеджмента качества в образовательном учреждении. Для руководителей всех уровней управления реализация этого условия предполагает:

- умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;

- понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них;

- принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон;

- формирование ясного видения будущего лицея, а также ценностей и этических ролевых моделей на всех его уровнях;

- создание в лицее атмосферы доверия;

- предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчётности;

- поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности лицея;

- ведение открытого и честного обмена информацией;

- непрерывное обучение сотрудников;

- постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности лицея;

- применение стратегии учебного заведения для достижения установленных целей и показателей.

Сотрудники всех уровней составляют основу лицея, и их полное вовлечение дает возможность с выгодой использовать их способности, при этом руководство стремится к тому, чтобы цели лицея совпадали с личными целями сотрудника: повышение благосостояния, карьерный рост, потребности в самовыражении или уважении и другие. В лицее ведется работа, направленная на повышение мотивации сотрудников к качественному труду и вовлечению их в процессы постоянного улучшения ее деятельности. Организована работа по обучению сотрудников и непосредственно администрации вопросам создания системы менеджмента качества, через организацию учебно-методических семинаров, самообразование и др.

Со стороны сотрудников ожидается:

- принятие ответственности за определенный круг задач и решение возникающих при этом проблем;

- активный поиск возможностей для улучшений;

- активный поиск возможностей повышения уровня компетентности, знаний и опыта;

- свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп;

- сосредоточение на создании ценности для потребителей; новаторство и изобретательность при формулировании будущих целей организации;

- стремление к улучшению имиджа лицея у потребителей, местного сообщества и общества в целом;

- получение удовлетворения от работы;

- энтузиазм в работе и гордость за принадлежность к своему учреждению.

Следует отметить, что соблюдение последних двух позиций способствует поддержанию демократического стиля управления в лицее, на основе которого создается культура лицея. Данный стиль основывается на том, что сотрудник в лицее проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заинтересованность и в том, как организована его работа, в каких условиях он трудится, какую пользу своим трудом приносит лицею. Демократический стиль управления проявляется, прежде всего, в гласной отчетности, коллегиальном принятии решений. Для реализации основных положений политики качества создана рабочая группа по разработке и документированию системы качества образовательной деятельности. В нее входят ведущие специалисты в области учебной и методической работы, специалисты в области качества:

- директор – руководитель Службы качества;

- заместители директора по УВР, НМР; ВР (осуществляют непосредственный контроль внедрения системы качества);

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- руководители кафедр.

Основные задачи группы: разработка концепции системы качества лицея; документирование процессов образовательной деятельности; разработка предложений (проектов документов), для обеспечения деятельности системы качества.

Директором утверждена организационная структура системы качества лицея. Она представлена на схеме. Приложение 2

При создании системы менеджмента качества руководство учитывает четыре фактора:

- открытость информации об успешности, деловых планах, перспективах и проблемах с целью получения обратной связи с сотрудниками;

- необходимость создания условий работникам для повышения мастерства и развития навыков эффективной коммуникации, группового принятия решений, построения команд, лидерства, поскольку, без соответствующих навыков человек не может участвовать в функционировании организации и влиять на ее деятельность;

- награждение за вклад в успехи;

- перераспределение полномочий с учетом личностных и профессиональных качеств сотрудников.

Эффективное вовлечение работников в деятельность требует одновременного использования всех четырех факторов. Таким образом, создание в лицее системы менеджмента качества позволит повысить качество лицейского образования.