Актуальность: В развитии личности
ребенка, в процессах социализации огромное
значение имеет познавательная деятельность,
которая подразумевает не только процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а главным
образом – поиск и приобретение знаний
самостоятельно или под руководством взрослого в
процессе совместного сотрудничества и
сотворчества.
Важным средством познания ребенком окружающего
мира является не только окружающая его природа,
но и неизведанный мир Вселенной.
Во-первых, потому что это способствует
формированию материалистического
мировоззрения. Во-вторых, у детей развиваются
такие ценные качества, как наблюдательность и
умение осмысливать результаты наблюдений.
В-третьих, ребенок не зазубривая научные истины,
открывает их сам.
Вид проекта: информационно-познавательный.
Сроки реализации: в течение года.
Цель: формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах солнечной системы.
Задачи:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу, цикличности сезонов года.
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь природы и человека в космическом пространстве.
- Развитие познавательных способностей детей, творческого воображения, мышления.
Объект изучения: Вселенная.
Гипотеза: Если сформировать у детей представления о Вселенной, то это будет способствовать развитию социально-активной, творческой личности, способной понимать ценность окружающего мира и бережно относиться к нему.
Участники проекта:
– дети старшего дошкольного возраста;
– воспитатели старших и подготовительных
групп;
– родители детей.
Ожидаемые результаты:
– систематизация знаний детей о Вселенной;
– повышение интереса у детей к поисковой
деятельности;
– повышение заинтересованности родителей в
изучении космоса с детьми.
Этапы работы
1 этап работы – подготовительный
– анкетирование детей и родителей;
– подборка детской и методической литературы по
теме «Космос»;
– создание фонотеки”Космос”
2 этап работы – организационный
– создание уголка «Её
величество Вселенная»;
– создание модели Солнечной системы;
– оформление альбома «Космос глазами
художников»;
– изготовление игр «Звезды на небе»,
«Космические путешествия»;
– составление перспективного плана проекта.
3 этап работы – практический
Работа с детьми
Форма |
Тема |
Ответственные |
Сроки |
Образовательные области: Познание | «Её величество Вселенная». | воспитатели | январь |
|
«Планета Земля – наш общий дом» | воспитатели | февраль |
|
«Солнце – источник тепла и света». | воспитатели | март |
|
«Планеты Солнечной системы». | воспитатели | апрель |
|
«Земля и Луна. Смена частей суток». | воспитатели | май |
|
«Зачем человеку осваивать космос». | воспитатели | сентябрь |
|
«Сколько звезд на небе» | воспитатели | октябрь |
|
Викторина «Вперед к звездам» | воспитатели | декабрь |
Экология | «Будь здоров, Земной шар» | воспитатели | март |
|
«Земля, с днем рождения тебя!» | воспитатели | апрель |
|
«Времена года» | воспитатели | ноябрь |
|
«День – ночь» | воспитатели | декабрь |
Рисование | «Через кисточку – к звездам» | воспитатели | январь |
|
«Путешествие на космическом корабле» | воспитатели | апрель |
|
«Покорители космоса» | воспитатели | май |
|
«Космическая техника» | воспитатели | сентябрь |
Аппликация | «Ракета летит на Луну» | воспитатели | февраль |
|
«Звездное небо» | воспитатели | март |
|
«Космонавты» | воспитатели | октябрь |
|
«Космический дом» | воспитатели | декабрь |
Лепка | «В далеком космосе» | воспитатели | апрель |
|
«Планеты солнечной системы» | воспитатели | май |
|
«Прогулка по Луне» | воспитатели | январь |
|
«Летающая тарелка» | воспитатели | ноябрь |
Конструирование | «Космодром» | воспитатели | февраль |
|
«Планетарий» | воспитатели | сентябрь |
|
«Роботы» | воспитатели | октябрь |
|
«Космическая станция» | воспитатели | декабрь |
Математика | «Тайны звезд» | воспитатели | январь |
|
«Река времени» | воспитатели | март |
|
«Четыре стороны света» | воспитатели | май |
|
«Времена года» | воспитатели | сентябрь |
Беседа | «Земля – космическое чудо» | воспитатели | январь |
|
«Такие разные созвездия» | воспитатели | февраль |
|
«Мы любим нашу Землю» | воспитатели | март |
|
«Там, за облаками» | воспитатели | май |
|
«Спутник Земли» | воспитатели | сентябрь |
|
«День Космонавтики» | воспитатели | апрель |
|
«Хочу быть космонавтом» | воспитатели | октябрь |
|
«Почему космонавтов называют героями» | воспитатели | март |
|
«Уроки Гагарина» | воспитатели | декабрь |
|
«В солнечном царстве – космическом государстве» | воспитатели | ноябрь |
|
«Космонавт-2 Герма Титов – наш земляк» | воспитатели | апрель |
Наблюдения | – за движением солнца по небосводу; – за облаками; – за луной; – за долготой дня; – за небом (вечерним, ночным, утренним). |
воспитатели | в течении года |
Опыты | «Звезды светят постоянно» | воспитатели | январь |
|
«Солнце высушивает предметы» | воспитатели | май |
|
«Где бывает зорька?» | воспитатели | сентябрь |
|
«Далеко –близко» | воспитатели | октябрь |
|
«Чем ближе, тем быстрее» | воспитатели | ноябрь |
Экскурсия | В планетарий | воспитатели, родители | 2 раза в год |
Игра | Настольные игры: «Звезды на
небе» Подвижные игры: «Сбей метеорит»; Сюжетно-ролевые игры: «Космическое путешествие»; |
воспитатели | в течении года |
Релаксация | «Парим в космосе». Прослушивание инструментальной музыки в аудиозаписи. |
воспитатели | в течении года |
Праздники и развлечения | «Если только захотим в космос точно
полетим» «И неизведанным планетам присвоят наши имена» «День Земли» |
воспитатели; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель. |
апрель июнь май |
Трудовая деятельность | «Наведём порядок на планете Земля» | воспитатели | в течении года |
Чтение художественной литературы | Загадки, стихи о космосе. Детские энциклопедии. Журнал «Мой кроха и Я», Солнечная система. М. 2009 Журнал «Мой кроха и Я», Человек на луне. М. 2009 Николай Носов. «Незнайка на Луне» Я познаю мир. «Космос». Докучаев Ю. «Урок Гагарина». Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп». |
Работа с родителями
Консультации | «Малышам о звездах и планетах» «12 апреля – Всемирный День авиации и космонавтики» «Штурманы космических трасс» |
воспитатели воспитатели воспитатели |
январь апрель сентябрь |
Праздники | «Если только захотим, в космос точно полетим» | воспитатели; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель. |
апрель |
Экскурсия | в планетарий | воспитатели, родители | 2 раза в год |
Выставки, конкурсы | «Раз планета, два планета» | воспитатели | апрель |
Работа с воспитателями
Консультации | «Дошкольникам о космонавтике» | воспитатели | январь |
Мастер-класс | Изготовление поделок на тему: «Освоение космоса» | воспитатели | апрель |
Оформление экспозиций, фотоальбомов | «Вперёд к звёздам» | воспитатели | ноябрь |
4 этап работы – итоговый
– диагностика;
– выставка детских работ «Вперёд к звёздам»;
– викторина «Её величество Вселенная».
Результаты проекта:
Диагностические исследования показали, что у
детей систематизировались имеющиеся знания о
Вселенной, что способствовало развитию у детей
познавательной сферы об окружающем мире, а также
повышению их эрудиции.
Появился интерес к поисковой деятельности, дети
научились составлять схемы, решать кроссворды. У
родителей появился стойкий интерес в
приобщении детей к познанию Вселенной, 82% семей
стали посещать планетарий ежемесячно.
Литература:
1. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. 2-е изд.
М., 1983
2. Детские энциклопедии
3. Докучаев Ю. Урок Гагарина.
4. Журнал «Мой кроха и Я». Солнечная система. М. 2009
5. Журнал «Мой кроха и Я». Человек на луне. М. 2009
6. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. 3-е
изд. М., 1986
7. Левитан Е.П. Малышам о звездах и
планетах М.: Педагогика-Пресс, 1993
8. Николай Носов. Незнайка на Луне
9. Я познаю мир. «Космос».