Проект "Тайны Вселенной"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность: В развитии личности ребенка, в процессах социализации огромное значение имеет познавательная деятельность, которая подразумевает не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом – поиск и приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого в процессе совместного сотрудничества и сотворчества.
Важным средством познания ребенком окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной.
Во-первых, потому что это способствует формированию материалистического мировоззрения. Во-вторых, у детей развиваются такие ценные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. В-третьих, ребенок не зазубривая научные истины, открывает их сам. 

Вид проекта: информационно-познавательный.

Сроки реализации: в течение года.

Цель: формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах солнечной системы.

Задачи:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу, цикличности сезонов года.
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь природы и человека в космическом пространстве.
  • Развитие познавательных способностей детей,   творческого воображения, мышления.

Объект изучения: Вселенная.

Гипотеза: Если сформировать у детей представления о Вселенной, то это будет способствовать развитию социально-активной, творческой личности, способной понимать ценность окружающего мира и бережно относиться к нему.

Участники проекта:

– дети старшего дошкольного возраста;
– воспитатели старших и  подготовительных групп;
– родители детей.

Ожидаемые результаты:

– систематизация знаний детей о Вселенной;
– повышение интереса у детей к поисковой деятельности;
– повышение заинтересованности родителей в изучении космоса с детьми.

Этапы работы

 1 этап работы – подготовительный

– анкетирование детей и родителей;
– подборка детской и методической литературы по теме «Космос»;
– создание фонотеки”Космос”

2 этап работы – организационный

создание  уголка «Её величество Вселенная»;
– создание модели Солнечной системы;
– оформление альбома «Космос глазами художников»;
– изготовление игр «Звезды на небе», «Космические путешествия»;
– составление перспективного плана проекта.

3 этап работы – практический 

Работа с детьми

Форма

Тема

Ответственные

Сроки

Образовательные области: Познание «Её величество Вселенная». воспитатели январь

 

«Планета Земля – наш общий дом» воспитатели февраль

 

«Солнце – источник тепла и света». воспитатели март

 

«Планеты Солнечной системы». воспитатели апрель

 

«Земля и Луна. Смена частей суток». воспитатели май

 

«Зачем человеку осваивать космос». воспитатели сентябрь

 

«Сколько звезд на небе» воспитатели октябрь

 

Викторина  «Вперед к звездам» воспитатели декабрь
Экология «Будь здоров, Земной шар» воспитатели март

 

«Земля, с днем рождения тебя!» воспитатели апрель

 

«Времена года» воспитатели ноябрь

 

«День – ночь» воспитатели декабрь
Рисование «Через кисточку – к звездам» воспитатели январь

 

«Путешествие на космическом корабле» воспитатели апрель

 

«Покорители космоса» воспитатели май

 

«Космическая техника» воспитатели сентябрь
Аппликация «Ракета летит на Луну» воспитатели февраль

 

«Звездное небо» воспитатели март

 

«Космонавты» воспитатели октябрь

 

«Космический дом» воспитатели декабрь
Лепка «В далеком космосе» воспитатели апрель

 

«Планеты солнечной системы» воспитатели май

 

«Прогулка по Луне» воспитатели январь

 

«Летающая тарелка» воспитатели ноябрь
Конструирование «Космодром» воспитатели февраль

 

«Планетарий» воспитатели сентябрь

 

«Роботы» воспитатели октябрь

 

«Космическая станция» воспитатели декабрь
Математика «Тайны звезд» воспитатели январь

 

«Река времени» воспитатели март

 

«Четыре стороны света» воспитатели май

 

«Времена года» воспитатели сентябрь
Беседа «Земля – космическое чудо» воспитатели январь

 

«Такие разные созвездия» воспитатели февраль

 

«Мы любим нашу Землю» воспитатели март

 

«Там, за облаками» воспитатели май

 

«Спутник Земли» воспитатели сентябрь

 

«День Космонавтики» воспитатели апрель

 

«Хочу быть космонавтом» воспитатели октябрь

 

«Почему космонавтов называют героями» воспитатели март

 

«Уроки Гагарина» воспитатели декабрь

 

«В солнечном царстве – космическом государстве» воспитатели ноябрь

 

«Космонавт-2 Герма Титов – наш земляк» воспитатели апрель
Наблюдения – за движением солнца по небосводу;
– за облаками;
– за луной;
– за долготой дня;
– за небом (вечерним, ночным, утренним).
воспитатели в течении года
Опыты «Звезды светят постоянно» воспитатели январь

 

«Солнце высушивает предметы» воспитатели май

 

«Где бывает зорька?» воспитатели сентябрь

 

«Далеко –близко» воспитатели октябрь

 

«Чем ближе, тем быстрее» воспитатели ноябрь
Экскурсия В планетарий воспитатели, родители 2 раза в год
Игра Настольные игры:

«Звезды на небе»
«Солнечная система»
«Космические путешествия»
«Времена года»
«Похожие слова»
«Метеоритный дождь»
«А что, если…»
«Кем быть?»
«Расположи планеты правильно».

Подвижные игры: 

«Сбей метеорит»;
эстафета
«Между планетами».
«Солнце и планеты»; 
«Чья команда вперед».

Сюжетно-ролевые игры:

«Космическое путешествие»;
«Тренировка на космодроме».
Игра – импровизация «Обитатели космоса».

воспитатели в течении года
Релаксация «Парим в космосе».
Прослушивание инструментальной музыки в аудиозаписи.
воспитатели в течении года
Праздники и развлечения «Если только захотим в космос точно полетим»
«И неизведанным планетам присвоят наши имена»
«День Земли»
воспитатели;
инструктор по физическому воспитанию;
музыкальный руководитель.
апрель
июнь
май
Трудовая деятельность «Наведём порядок на планете Земля» воспитатели в течении года
Чтение художественной литературы Загадки, стихи о космосе.
Детские энциклопедии. Журнал «Мой кроха и Я»,
Солнечная система. М. 2009
Журнал «Мой кроха и Я», Человек на луне. М. 2009
Николай Носов. «Незнайка на Луне»
Я познаю мир. «Космос».
Докучаев Ю.
«Урок Гагарина».
Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп».
   

Работа с родителями

Консультации «Малышам о звездах и планетах»
«12 апреля – Всемирный День авиации и космонавтики»
«Штурманы космических трасс»
воспитатели
воспитатели
воспитатели
январь
апрель
сентябрь
Праздники «Если только захотим, в космос точно полетим» воспитатели;
инструктор по физическому воспитанию;
музыкальный руководитель.
апрель
Экскурсия в планетарий воспитатели, родители 2 раза в год
Выставки, конкурсы «Раз планета, два планета» воспитатели апрель

Работа с воспитателями

Консультации «Дошкольникам о космонавтике» воспитатели январь
Мастер-класс Изготовление поделок на тему: «Освоение космоса» воспитатели апрель
Оформление экспозиций, фотоальбомов «Вперёд к звёздам» воспитатели ноябрь

4 этап работы – итоговый

– диагностика;
– выставка детских работ «Вперёд к звёздам»;
– викторина  «Её величество Вселенная».

Результаты проекта:

Диагностические исследования показали, что у детей систематизировались имеющиеся знания о Вселенной, что способствовало развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышению их эрудиции.
Появился интерес к поисковой деятельности, дети научились составлять схемы, решать кроссворды. У родителей появился стойкий интерес  в приобщении детей к познанию Вселенной, 82% семей стали посещать планетарий ежемесячно.

Литература:

1. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. 2-е изд. М., 1983
2. Детские энциклопедии
3. Докучаев Ю. Урок Гагарина.
4. Журнал «Мой кроха и Я». Солнечная система. М. 2009
5. Журнал «Мой кроха и Я». Человек на луне. М. 2009
6. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. 3-е изд. М., 1986
7. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах  М.: Педагогика-Пресс, 1993
8. Николай Носов. Незнайка на Луне
9. Я познаю мир. «Космос».