В условиях модернизации основного и среднего образования большое внимание уделяется проектной и поисково-творческой работе учащихся, в процессе которой возникает потребность в познании (1,с. 6).
Исследовательский подход – один из способов познания человеком окружающего мира, а дети уже по природе своей исследователи. Большое место в моей работе, направленной на формирование исследовательской деятельности учащихся, занимает подготовка школьников к участию в научно-практической конференции, которая предполагает участие в ней школьников 8-11 классов. По своей форме представляемая учеником работа является проектом, выполненным обычно одним автором. Именно проектная деятельность способна, по мнению современных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он может полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность (2, с.35).
В своей работе использую такие виды учебных проектов как: информационные, исследовательские, практико-ориентированные или социально-значимые, творческие (3, с.19). Научно-исследовательскую работу в школе рассматриваю как создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини-педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть, мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, серьезно увлекающихся химией, желающих продолжить исследовательскую работу и способных выполнять химический эксперимент.
При этом проводятся исследования в области выращивания кристаллов, опыты с комплексными соединениями, выделение индикаторов из комнатных растений и ряд других опытов и экспериментов. При изучении темы «Вещества и их свойства» ученица 8 класса Сергиенко Евгения сделала проект «Уход за комнатными цветами». Цель ее работы было выяснить, как влияют различные добавки на рост растений. Она экспериментально установила, что предложенные ею добавки стимулируют рост растений, повышают их устойчивость. Защита ее проекта вызвала большой интерес в классе.
Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, заново открывают их для себя.
Методика организации исследовательской работы школьников традиционно базируется на основных педагогических принципах: системности, последовательности, целенаправленности. Она включает следующие этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор темы исследования.
2. Постановка цели и конкретных задач
исследования.
3. Знакомство с литературой.
4. Выбор и освоение методики проведения
исследования с описанием эксперимента.
5. Обсуждение результатов исследования.
6. Формулировка выводов и оценка полученных
результатов.
Завершающий этап научных исследований –
оформление работ и их защита с публикацией
основных результатов. Ребятам предлагаю сразу
оформлять свои работы в виде статей объёмом не
более 10 страниц, включая таблицы, рисунки,
фотографии и библиографический список. Это
облегчает процедуру защиты работ и их дальнейшей
публикации.
Для материально-технического обеспечения работ
используем оборудование всех школьных
кабинетов. В случае отсутствия необходимого
оборудования или деталей покупаем их в
специализированных магазинах. Кроме того, в дело
идёт устаревшее и списанное оборудование
местной больницы, аптеки, лабораторий СЭС и
очистки воды.
Защита работ проводится на предметной секции с обсуждения полученных результатов и анализа сформулированных выводов, продолжается на конференциях районного, регионального или даже всероссийского уровней.
Лучшим доказательством действенности предлагаемой методики являются достижения моих учеников:
– 2007-2012гг., муниципальный этап краевой НПК
школьников «Эврика»: секция «Химия»,
«Валеология» – 4 призёра;
– 2009-2011гг., краевая научно-творческая
конференция Малой сельскохозяйственной
академии учащихся Кубани – 2 призёра;
– 2009-2011гг., районный конкурс
учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика Юниор», секция «Химия» – 2 победителя, 2
призёра;
– 2009-2012гг., Всероссийский фестиваль
исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио» (г. Москва) – 3 победителя;
– 2011г., краевой конкурс научно-исследовательских
и прикладных проектов учащихся старших классов
по теме охраны и восстановления водных ресурсов,
в номинации «Технологии водоподготовки, очистки
сточных вод и рационального использования
водных ресурсов» – 1 призёр.
Таким образом, проводимая мною работа с учащимися по проектно-исследовательской деятельности имеет образовательные результаты с рефлексией их собственных достижений.
Библиографический список:
1. Олешков М.Ю. Содержание образования:
проблемы формирования и проектирования //
Педагогика. – 2004. – №6.
2. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от
теории к практике проектно-ориентированного
обучения II Инновационные проекты и программы в
образовании. – 2008. – №1.
3. Советова Е.В. Эффективные образовательные
технологии. – Ростов н/Дону: Феникс. – 2007. – 285 с.