Путешествие оловянного солдатика

Разделы: Классное руководство


Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

Франция, XVIII век. Правительства сменялись одно за другим. Император Наполеон Бонапарт начал длительную борьбу со многими странами за утверждение господства Франции в Европе. Границы западноевропейских государств он переделывал по своему усмотрению. «Я буду властелином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её! (Наполеон Бонапарт)

Инициатором развязывания войны стал Наполеон. Всё население России поднялось на борьбу с иноземными захватчиками. Для России эта война стала Отечественной, освободительной, в которой приняли участие не только Армия, но и мирные жители-представители всех социальных сословий.

Наполеон рассчитывал в ходе кратковременной кампании нанести России военное поражение и заключить новый мирный договор, по которому Россия была бы вынуждена соблюдать континентальную блокаду, принять участие в походе на Индию и следовать французской политике.

Утром 24 июня 1812 года армия Наполеона Бонапарта форсировала реку Неман и вторглась в пределы России. В её состав входили французы, итальянцы, поляки, австрийцы, немцы, испанцы, бельгийцы.

Во главе французской армии стояли генералы и маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат. Численность наёмной армии была более 600 тысяч человек! В своей победе Наполеон не сомневался и планировал завершить войну в течение 1-2 месяцев.

Французское вооружение превосходило русское по качеству, но русская армия имела больше запасов пороха, ружейных патронов, превосходила в артиллерии.

Русские солдаты отличались военной выучкой доблестью и стойкостью. Возглавляли русскую армию генералы: Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Раевский, Ермолов. Были организованы армейские и крестьянские партизанские отряды.

Бородинская позиция выбранная Кутузовым ограничивала возможности Наполеона в выборе манёвра из-за местности пересечённой массой речек и ручьёв, впадающих в реку Колучу и Москву-реку.

Кутузов видел свою главную задачу в том, чтобы остановить наступление французов и защитить Москву!

Силы сторон были примерно одинаковы. В боях были многочисленные потери у советских войск.

13 сентября 1812 года состоялся военный совет в деревни Фили. Ожидать неприятеля в позиции или сдать столицу без сражения? Решение – отступить, чтобы сберечь армию и соединиться с войсками, которые идут к ней на подкрепление. «С потерей Москвы не потеряна ещё Россия!»(Кутузов.)

Вместе с армией – население покинуло город Москву. Русская армия отступала по рязанской дороге 2(14) сентября и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

Наполеон подошёл к Москве и остановился на поклонной горе. Но город был пуст. То тут, то там вспыхивали пожары.

С каждым днём пребывания в Москве наполеоновская армия теряла боеспособность, падала дисциплина. Солдаты отказывались подчиняться офицерам. Партизаны и казаки постоянно нападали на фланги противника. Александр 1 отверг, не принял три попытки Наполеона вступить в мирные переговоры. Наступили холода, голод. Наполеон был вынужден отступить, взорвав часть кремлёвской стены, Арсенал, часть Никольской башни, кремлёвские соборы и другие постройки.

7(19) октября 1812 года ( через полтора месяца после нападения) был принят рапорт французов об уходе из Москвы. «С сей минуты Россия спасена!» ( Кутузов)

Посмотрите сценку «Военный совет в Филях».

Дети одеты в гусарские костюмы, под музыку песни «Гимн Бородино» входят в зал и садятся за стол по кругу. На столе лежит карта военных действий.

Действующие лица:

  1. Полковник Пайсий Кайсаров(с блокнотом)
  2. Фельдмаршал Михаил Кутузов(сидит в кресле)
  3. Генерал- лейтенант Пётр Коновницын (нога на ногу)
  4. Генерал-лейтенант Николай Раевский
  5. Генерал-лейтенант Александр Остерман Толстой
  6. Генерал Михаил Барклай де Толли
  7. Генерал-лейтенант Фёдор Уваров(с картой)
  8. Ведущий

Военный совет в Филях начинается.

Ведущий: 1(13) сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный Совет русского командования, на котором решалась дальнейшая судьба русской Армии и Москвы.

Кайсаров:26 августа развернулась битва. Много потерь, много!

Коновницын: Застонала земля и пробудила спавших воинов!

Кутузов: На этом совете нам предстоит обсудить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать столицу без сражения? Прошу членов совета высказать своё мнение!

Раевский: Сражаться до победы!

Толстой: Силы иссякают, потери многочисленны.

Барклай де Толли: Надо подумать, что делать дальше?

Кайсаров: А что предлагаете вы, фельдмаршал?

Кутузов: Считаю необходимым - отступить. С потерей Москвы не потеряна ещё Россия.

Первое - считаю своим долгом сберечь армию.

Второе – сблизится с войсками идущими на подкрепление.

Третье – уступив Москву – приготовим гибель неприятелю!

При уничтожении армии и вся Россия будет потеряна!

С потерей Москвы не потеряна ещё Россия. Вы согласны?

Все хором: Так точно!

Генералы отдают честь и расходятся.

Детям предлагаются конкурсы гусаров.

1) Узнай имя полководца

( на доске карточки с пронумерованными буквами)

12-34-567

Ку-ту-зов

12-34-56-78

На-по-ле-он

2) Закончи пословицу.

За битого, двух небитых дают. Корень ученья горек, зато плод его сладок. Готовь сани летом, а телегу – зимой. Не изведав горького, не узнаешь сладкого. Один в поле не воин.

3) Найди склад с боеприпасами.

Детям выдают карточки со схемой класса, где по рядам спрятаны шоколадные медали. Например: 1ряд – 3,6 парты; 2ряд – 2,5 парты; 3ряд – 1,4 парты. Так все дети получают сладкий приз.

4) Солдаты – вперёд!

Детям раздают листы бумаги на которых изображены фигуры солдат и заготовки одежды (брюки, сапоги, китель, фуражка). Дети выполняют аппликацию и размещают войско на доске.

Список используемых источников:

  1. «Методическое приложение к демонстрационному материалу» к.и.н., заслуженный учитель России М. Н. Чернова, 2012