Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах, способах получения металлов, коррозии металлов и значении металлов.
Задачи:
- Систематизировать понятийный аппарат: металл, физические и химические свойства металлов, металлургия, виды металлургии, коррозия металлов, биологическое значение ионов металлов;
- Сформировать специальные предметные умения: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием металлов; проводить лабораторные опыты по исследованию химических свойств металлов с соблюдением правил ТБ;
- Формировать общеучебные умения:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать металлы по свойству реагирования с растворами кислот; делать выводы);
- учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и таблицами);
- учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
- учебно-коммуникативных (сотрудничать в группе с одноклассниками);
- Способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- Создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в групповую форму работы;
- Создать условия для развития социально - коммуникативных умений.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации ЗУН (с включением лабораторной работы).
Форма проведения: урок с включением коллективных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Использование педагогических технологий:
- Интерактивная технология с использованием элементов проблемного обучения и технологии критического мышления.
Оборудование:
- образцы четырех металлов: Cu, Mg, Zn, Fe; соляная кислота, штатив с пробирками.
- учебные и наглядные пособия для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008;
- карточки с заданиями для групп на столе каждой группы;
- демонстрационная компьютерная техника;
- таблица растворимости кислот, солей и оснований;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку и деление на группы: четыре группы и одна группа экспертов.
Целеполагание.
Демонстрируется видеоряд слайдов (1-9), на основании которых учащиеся определяют, что М.В.Ломоносов характеризовал как «..светлое тело, которое ковать можно», формулируют тему и цели урока.
Актуализация знаний, обобщение и систематизация.
- Учитель поясняет задачи работы каждой группы и демонстрируется слайд № 11 с критериями оценивания работы групп (для экспертной группы).
- Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по физическим свойствам металлов (Слайд №12), учащиеся групп №3 и 4 получают задания по биологической роли ионов металлов (Слайд) № 13.
- Осуществляется «мозговой штурм»: группы № 1 и 3 отвечают без подготовки, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу данного раздела.
- Учащиеся групп №1 и 2 получают задания по металлургии (Слайд №14), а групп №3 и 4 по коррозии металлов (Слайд №15). Дается время на обсуждение и подготовку.
- Группы № 2 и 4 отвечают, задача остальных групп: внимательно выслушать ответы и, дополнить и задать любые вопросы по теоретическому материалу.
Рефлексия: учащиеся отмечают о том, что не затронут вопрос о химических свойствах металлов и выполняют лабораторную работу по взаимодействию металлов с раствором соляной кислоты (Слайд №16). Участники экспертной группы в это время подходят к каждой группе, оценивают соблюдение правил техники безопасности и собирают листки с выполненной работой.
Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Ученикам всего класса предлагается обсудить проблемные ситуации, характеризующие взаимосвязь свойств и применения металлов, на основе обобщенных знаний о металлах (Слайды № 17-20).
Рефлексия.
- Каждой группе предлагается оценить свою работу на уроке и аргументировать выбор, приклеив свой стикер под выбранным металлом:
- по степени активности группы на уроке: K, Zn, Ag.
- по степени ценности материала данного урока для учеников: Zn, Ag, Pt.
- Эксперты анализируют работу каждой группы, выставляют оценки и зачитывают или демонстрируют на (Слайде №22) синквейн о металлах, составленный ими.
Домашнее задание:
- Обчающимся предлагается составить синквейн о металлах;
- Повторить правила техники безопасности для подготовки к практической работе.
Слайды находятся в презентации (Приложение 2).