Цели:
- Закрепить знания учащихся по таблице умножения и деления;
- Развивать навыки устного счёта;
- Умение составлять задачи по выражению;
- Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Картинки с изображением лесных жителей: белочки, зайца, ёжика;
- Картинка с изображением лесной феи и её дворца;
- Карточки с напечатанными примерами;
- Карточки с нарисованными маленькими зверятами для самостоятельной работы;
- Цветные карандаши;
- Учебник «Математика 3 класс. 1 часть», автор М.И. Моро;
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007;
- Интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С. Маршак
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке математике мы совершим путешествие в сказочную страну Волшебных красок.
Нам нужно помочь маленьким зверятам, которых нарисовал Вова. Он не раскрасил их. И над ними все другие звери смеются. Поможем им?
На пути в сказочную страну нам повстречается много лесных жителей. Вместе с ними, мы вспомним, чему научились, изучая табличное умножение и деление. Отправляемся в путь?
III. Устный счёт.
Математический диктант.
Выполнив задание, мы отгадаем, кто первым встретится нам на пути.
Для этого записываем ответы в тетрадях.
а) Какое число меньше 18 в 9 раз?
б)На сколько 45 больше 5?
в) Во сколько раз 28 больше 4?
г)Найдите произведение чисел 5 и 6.
д) Какое число надо умножить на 7, чтобы получилось 42?
е)Делимое 45, делитель 5. Найдите частное.
ж) Увеличьте 9 в 8 раз.
Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания.
30 | 7 | 72 | 6 | 9 | 2 | 40 |
Ч | Л | А | Е | О | Б | К |
Какое слово получилось? Кто нам встретился? (Белочка)
Что вы знаете про этого зверька?
(Этот зверёк рыжего цвета с большим пушистым хвостом. Питается орехами и грибами.)
Молодцы! А теперь посмотрите видео-фрагмент о белочке.
(Показ на интерактивной доске материала о белке.
Белочка приготовила вам задания.
Первое задание: игра «Калькулятор»
(Игра направлена на отработку таблицы умножения и развитие внимания.)
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
+ - * : |
К доске выходит ребёнок в костюме белочки и молча показывает указкой на цифры и знаки. Учащиеся следят за указкой, устно решают примеры, набранные белочкой, и цифровыми веерами показывают ответы.
Второе задание белочки:
Составьте задачу о белочке по выражению 5 х 3 – 6, используя слова: грибы, орехи, шишки.
(У белки в дупле 5 орехов, грибов в 3 раза больше, чем орехов, а шишек на 6 меньше, чем грибов. Сколько шишек у белки?)
Найдите значение выражения и сформулируйте ответ. (9 шишек в дупле у белки)
Молодцы!
Отправляемся дальше в путь.
Физкультминутка.
В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте)
И поёт: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)
Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)
Математику я знаю, (Повороты туловища влево- вправо.)
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)
Навстречу нам идёт заяц.
Что вы знаете об этом зверьке? Расскажите. Заяц небольшой зверёк. Шерсть у него летом серая, а зимой белая. Питается растительной пищей).
Молодцы! А теперь посмотрите видео- фрагмент о зайцах.
Показ на интерактивной доске материала о зайцах.
IV. Закрепление изученного материала.
Первое задание зайца:
Поставьте знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы равенства стали верными.
1 вариант | 2 вариант |
16*8*9=72 | 13*5*8=64 |
8*4*4=36 | 7*3*4=40 |
9*3*6=27 | 28*7*5=9 |
5*6*7=23 | 35*5*9=16 |
Взаимопроверка.
Второе задание зайца:
(Выходит к доске ученик в костюме зайца и прикрепляет магнитом лист бумаги, на котором записано уравнение)
– Заяц предлагает решить нам уравнение. (1 ученик решает у доски уравнение)
30 : х =6
х =30 : 6
х = 5
Проверка:
30 :5 =6
6 =6
Физкультминутка.
Раз-два – шли ежи, (Шагаем на месте.)
Три-четыре – хороши.(Прыжки на месте.)
Вслед за ними плёлся пятый, (хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
– Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
– Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
Мы встретили ежа.
Что вы знаете о еже? (Ёж всю зиму спит, запас корма ему не нужен. Летом и осенью он усиленно питается и накапливает жир.)
Молодцы! Теперь посмотрите видео-фрагмент о еже.)
V. Решение задач.
Выполните задания, которые предлагает нам ёжик.
Первое задание ёжика.
Весёлые задачки (устно)
Белка шишки собирала,
По три шишечки таскала.
Принесла в десятый раз.
Каков у белки стал запас?
(3х10=30 шишек)
Три зайчонка мать-зайчиху
Ждали около пенька.
Им на завтрак мать- зайчиха
Шесть морковок принесла.
Разделили на троих.
Сколько каждому из них?
(6:3=2 морковки.)
В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если семь всего цветков.
(5х7=35 лепестков.)
Второе задание ёжика:
Решение задачи под руководством учителя.
(стр. 90, задача №1. учебник «Математика 3 класс. 1 часть», автор М.И. Моро.)
– Прочитайте условие задачи.
– Что сказано в условии задачи? (С одной улицы вывезли 18 машин снега, а с другой – в 2 раза меньше.)
– Что надо узнать в задаче? (Сколько машин снега вывезли с двух улиц)
– Можете сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что для этого надо узнать? (Сколько машин снега вывезли со второй улицы.)
– Сколько машин снега вывезли с первой улицы? (18)
– Сколько машин снега вывезли со второй улицы? (В 2 раза меньше.)
– Что значит в 2 раза меньше? (Разделить.)
В ? раз меньше -(:) |
«Карточка-помогайка»:
1 сторона – 18 м. 2) (+) ? м.
2 сторона – ? м., 1) (:) в 2 раза меньше
1) 18:2=9(м.) – вывезли со второй улицы.
2) 18+9=27(м.)
Ответ: всего 27 машин снега вывезли с двух улиц.
VI. Самостоятельная работа
– Вот мы с вами и добрались до сказочной страны Волшебных красок.
(на доске картинка лесной феи и её дворца)
– Нас встречает Лесная фея. Она взмахнула своей волшебной палочкой и все ваши карандаши стали тоже волшебными.
– Поможем раскрасить лесной фее маленьких зверят
(у каждого ученика на столе нераскрашенный зверёк, на нём записаны примеры на умножение и деление.)
Дети раскрашивают зверей и решают примеры.
Готовые работы помещают на доску.
Учитель проверяет.
VII. Итог урока.
Вы очень хорошо работали.
Молодцы!