Устный журнал "Нет прощения равнодушию" для 7–9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • образовательная: формировать в обучающихся моральные святыни и истины, такие как: доброта, милосердие, справедливость, стремление помочь ближнему в трудную минуту. Пробуждать интерес ко всему полезному, моральному;
  • развивающая: развитие умения находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, строить правильные заключения;
  • воспитательная: воспитывать заботливое отношение к природе и окружающим, стимулировать моральное воспитание учеников, воспитывать культуру поведения, внимательность, осторожность, самосознание.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер,
  • презентация,
  • проектор.

Оформление доски:

Человек рождается не для того, чтобы погибнуть безызвестным, никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный.

В. О. Сухомлинский

Перед умным надо склонить голову, а перед добрым сердцем стать на колени.

В. Гете

Не бойся друзей. Самое плохое, что они могут сделать – это предать тебя.
Не бойся врагов. Самое плохое, что они могут сделать – это убить тебя.
Бойся равнодушных. Их молчаливое согласие – есть измена, убийство и все несчастья на Земле.

Г. Эберхарт (амер. поэт)

Делай добро не только тогда, когда тебя видят люди; значительно больше надо для того, чтобы быть настоящим человеком, когда тебя никто не видит.

В. Сухомлинский

Содержание:

1. Вступительное слово учителя

2. Устный журнал «Нет прощения равнодушию»

Страница 1: «Два крыла Вселенной»
Страница 2: «Мировая литература»
Страница 3: «Природа»
Страница 4: «Устами младенца»
Страница 5: «Души материнской доброта…»
Страница 6: «Статистика гласит… »

3. Заключительное слово учителя

I. Вступительное слово учителя (Презентация)

Учитель. Добрый день всем, кто не остался равнодушным к тому, что происходит вокруг, и пришел сегодня в наш зал, дабы обсудить один из самых страшных пороков человека – равнодушие. Итак, тема сегодняшней беседы «Нет прощения равнодушию».
Растет человек... Его жизнь начинается с рассвета души – детства. (слайд 2) Это – пора, когда перед ним открывается неизведанный мир тайн. Мир, где всё интересно, где мама и папа заботятся о своём чаде, учат, как надо жить, чтобы не потеряться в океане жизни. Казалось бы, все прекрасно. Но, скажите мне, откуда в душе берется равнодушие? Почему не всегда детство остается в памяти как самое таинственное и светлая пора в жизни? Почему со временем люди забывают о том, что есть добро, благородство, достоинство?
От чего мы бываем такими равнодушными? Есть ли прощение для людского равнодушия?
Ответы на эти вопросы мы можем найти на страницах нашего устного журнала. Первая страница называется «Два крыла Вселенной». (слайд 3)

II. Устный журнал «Нет прощения равнодушию»

Страница 1: «Два крыла Вселенной»

Учитель. Доброта и милосердие – это два крыла, на которых держится человечество. (слайд 4). Красота человека не может быть без добра (слайд 5). Но как так могло случиться, что милосердие утратило сегодня свою ценность, а его проявление свелось, в основном, к милостыне? Неужели нам необходимы землетрясения и катастрофы, чтобы наши сердца стали источать добро? Разве нельзя быть милосердными без вселенских потрясений? Ведь в обычном жизненном потоке есть множество людей, которым необходима помощь!
Мы были созданы, чтобы творить добро. В. Гете писал «Перед умным надо склонить голову, а перед добрым сердцем стать на колени»
Нынешнему поколению следует вспомнить и заново освоить науку добра. Доброта и чуткость, сопереживание и искренность, умение разделить чужую боль, своевременно поддержать в трудную минуту и утешить в беде – в характере нашего народа. Красота человека – в его добром сердце.
А, по вашему мнению, в чем и как обнаруживается единство добра и красоты человека?

Ученица 1. Ещё в древнем мире говорили «Быть благодарным миру; желать каждому добра – это лучше и больше всякого благодеяния, да к тому же не требует никаких затрат». Мораль добрых дел понимали люди ещё в седую древность. В Вавилоне был такой обычай: слабых выносили на площадь или дорогу. Каждый, кто шел мимо, подходил, расспрашивал и, если знал какое-то средство, советовал несчастным. Никто не проходил равнодушно. Подобный обычай был у египтян, евреев и других народов. Обычай совершать добро бескорыстно.

Ученик 2. Прекрасная традиция ныне бытует на Кавказе. Высоко в горах сажают плодовые деревья. Случайный путник, утолив голод или жажду, посидев в тени, даже не знает, кого поблагодарить. Так отступает полоса отчуждения. Чужие становятся родными, близкими, когда попадают в безвыходное положение.

Ученик 3. А наши казаки! Землянок они никогда не замыкали! Любой путник мог зайти, развести огонь, сварить кушанье, отдохнуть. А придёт хозяин, еще и рад будет гостю, поприветствует его. А, бывает, что хозяин, как куда-то едет, так еще и оставляет пищу для приходящих. Наедятся путешественники и сделают крест, поставят его среди землянки – это значит, что были гости и благодарят хозяина.

Учитель. Это прекрасные отношения, в основе, которых – доброта, а не равнодушие! Давайте поподробнее остановимся на этом моменте. А задумывались ли Вы над тем, что такое равнодушие? Обычное человеческое равнодушие. Каждый день нас окружают разные люди. Их много, и все они разные, непохожие друг на друга: грустные и весёлые, счастливые и не очень, гордые и смиренные, добрые и злые, черствые и мягкосердечные, равнодушные и отзывчивые. Действительно, есть разные люди, с разными натурами, характерами, интересами и вкусами. А все-таки, хочется верить, что больше на свете хороших людей. Нам просто необходимо делать добро, чтобы ощущать притяжение к другим людям. Ведь на злости и равнодушии далеко не пойдешь. Такой человек будто обкрадывает себя постоянно, он не умеет по-настоящему радоваться, смеяться и любить. Поэтому уже с ранних лет необходимо приучить себя подавлять в себе раздражение, недоверие и равнодушие. Душа, которая обрастает ненавистью, съедает саму себя. Так и высыхает в ней питательный источник, который помогает жить, верить, двигаться вперед.
Итак, добро – не наука, оно – действие. Так почему очень часто люди поступают совсем не так, как подсказывает добро? Часто этим действиям мешает равнодушие, а результатом его могут быть:

– воровство и убийство;
– деградация личности, коварность, подлость, мошенничество;
– затруднения в учебе и стремлении творить добрые дела. (слайд 6)

Ребята, закрывая первую страничку нашего журнала, какой можно сделать вывод?

Ученик. Безвинные, на первый взгляд, действия равнодушия, низкие по своей сущности, приводят к гибели бесчисленное количество людей, калечат души, наносят ущерб всему, что нас окружает.

Страница 2: «Мировая литература»

Учитель. А сейчас хочется обратиться к мировой литературе. (слайд 7). Есть в ней святые страницы, дорогие и близкие любому не очерствевшему сердцу, любой, не потерявшейся душе.
Вспомните мальчика из рассказа Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". (слайд 8) Ребенок, умерший в преддверие большого праздника от холода и голода. Все, кто встречал его в ту ночь, проходили мимо него, не протянув руки помощи. Мальчик умирал, всеми забытый и никому не нужный, под окнами большого дома. Там было тепло, весело, много лакомства и подарков. Но равнодушие, как стража, стояло у двери этого дома. Именно оно виновно в смерти ребенка.

Ученик.

Лишь Добротой способны к Состраданью,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием… созданию
Необходимо добрым сердцем жить!

Страница 3: «Природа»

Учитель. Равнодушие человека губительно влияет и на природу. И как это происходит мы узнаем из страницы «Природа» нашего журнала. ( слайд 9)
Наш земной, наш родной, наш кружащийся шар... Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на ёлочную игрушку. Мы мчимся вместе с ним в космическом пространстве среди звёзд, и кажется, нет этому пути конца...

Ученик.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой
И шепчут нам материки:
– Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
– Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
– Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
– Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги! (слайды 10-11)

Учитель. Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. (слайд 12)

Ученик.

Смотрю на глобус – шар земной –
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: –
Я сберегу вас, сберегу! (слайд 13)

Страница 4: «Устами младенца»

Учитель. Материал следующей страницы «Устами младенца» (слайд 14) нашего устного журнала раскрывает боль тех сердец, кто с детства не познал материнской ласки, теплоты материнского взгляда (слайд 15).
Детство начинается с теплых материнских рук, отчего дома.Эта аксиома актуальная для всех времен и народов. И к величайшему сожалению эта святейшая и нежнейшая пора, первые шаги в мир взрослых начинается с чужих людей и интернатских учреждений. Дети-сироты не знают родительской ласки. Никто их не приласкает, и это тогда, когда родители живы и здоровы!

Ученик.

Сирота... Это слово о многом
Говорит, вопиет, и кричит,
Но, увы, к сожаленью не многим
Крик о помощи в сердце стучит.
Крик сирот, крик оставленных деток,
К нам доносится чаще, больней,
Сколько в буре надломленных веток,
Сколько горечи в судьбах детей.
Бродят сироты в поисках хлеба,
Нет приюта, в подвалах живут,
Спят порою под куполом неба,
Как нужны им любовь и приют.
Сирота.., сирота.., нет надежды,
Сирота..., нет родных, нет друзей.
Нету обуви, нет и одежды..,
Но так много страданий, скорбей.

Учитель. Семья для ребенка не только первое гнездо, но и школа жизни, и поэтому нет для него большего горя, чем сиротство.

Ученик.

Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовётся.

Страница 5: «Души материнской доброта…»

Учитель. Но разве могут быть брошенными только дети? Ответ на этот вопрос мы получим на следующей странице под названием «Души материнской доброта…» (слайд16)

Ученик.

Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То – сердце, матери. (слайд17)

Ученик.

О, мама, мама, огорчаясь, плача,
Спешу к тебе излить свою печаль.
Но что таить, всегда ли в дни удачи
Я вспоминаю о тебе, всегда ль?

Согрей меня всей щедростью большою,
Не гневайся, прости меня скорей.
Как жаль мне тех, кто, очерствев душою,
Своих забывает матерей.

Учитель. Дом престарелых, печальное пристанище на склоне лет. Горькие материнские слезы, горькие как полынь. (слайд 18) Бывает ли в мире что-то худшее? Ей бы внуков забавлять своих, ей бы прижать их к сердцу. А она, обнявшись с одиночеством, тихо печалится возле окна.

Ученик.

Мне больно, если мамочка,
Что имеет дочерей и сыновей,
Живет одна на склоне поседевших дней.
Устами шепчет: "Боже мой!
Как тяжело мне жить одной!

Ученик.

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке,
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!
Они ни в чем не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины
И глубже с каждым днем морщины
От равнодушия детей.

Страница 6: «Статистика гласит… »

Учитель. Седьмая страница журнала «Статистика гласит» (слайд 19) покажет нам как выглядит безразличие на сухом языке цифр. Лишь за октябрь в нашем городе случилось преступлений: грабежей – , разбойничьих нападений – … , краж – … , ДТП – … , жертвами которых были и подростки. (слайд 20) Это лишь цифры, но больно от того, что они увеличиваются.
И я уверенная, что в каждом случае был задействован равнодушный человек, который мог остановить, но не остановил, мог помочь, но не помог, мог сообщить, но не сообщил.

III. Заключительное слово учителя

Учитель. Помните, отданные людям тепло и душевная доброта обязательно возвратятся к вам. Старая истина: «Человек начинается из добра». Добро видно в человеке: в его взгляде, в его разговоре, в поддержке, искренности. ( слайд21)
Американский поэт Г. Эберхарт писал:«Не бойся друзей самое плохое, что они могут сделать – это предать тебя. Не бойся врагов – самое плохое, что они могут сделать – это убить тебя. Бойся равнодушных. Через их молчаливое согласие в мире есть и измена, и убийство, и все несчастья на Земле»
Помните, строить человеческие отношения, взращивать духовные ценности, не быть равнодушными и черствыми – это самое большое богатство человеческой души, в которой не будет места для равнодушия.

Давайте поклоняться доброте!
Земля добра.
Вся в голубой и звёздной красоте,
Она одарит нас хлебами,
Живой водой, деревьями в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! (слайды 22-26)