Цели:
- Обучающие: формирование умения ставить любой глагол в неопределённую форму, распознавать спряжение по неопределенной форме и учить правильному написанию глагольных окончаний.
- Развивающие: развивать мышление, память, внимание.
- Воспитывающие: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе, в парах.
Оборудование: интерактивная доска, кроссворды для работы в парах, опора «Определение спряжения глаголов», разноуровневые карточки, конверты со словами для работы в парах, сигнальные круги, перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вывод темы и цели урока
– Ребята, мы сейчас попробуем выявить тему урока и поставить перед собой цели, которые помогут нам усвоить данную тему. Для этого я предлагаю вам работу в парах. Попробуйте разгадать кроссворд. (На партах находятся карточки с кроссвордами и заданием – Приложение 1. Дети разгадывают его. Пара, которая выполнила задание встает)
– Я вижу, что все справились с заданием. Теперь проверим наш кроссворд и попробуем сформулировать тему и цели урока.
(На интерактивной доске появляется Презентация, слайд № 1.)
(Ученики выводят тему и цели урока)
– Молодцы, ребята! Итак, тема нашего урока (Появляется слайд № 2.)
– Мы с вами должны сегодня научиться распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, писать правильно окончание у глаголов I и II спряжения и, конечно, учиться помогать своим товарищам в трудную минуту.
III. Актуализация знаний
– Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках
русского языка?
– Что такое глагол?
– На какие вопросы отвечают глаголы в
неопределенной форме? (Учащиеся отвечают на
поставленные вопросы. Появляется слайд № 3.)
IV. Словарно-орфографическая работа
– Ребята, обратите внимание на следующее задание. Попробуйте объяснить задание своим товарищам. (Появляется слайд № 4. Дети объясняют задание)
– Правильно. Вы сейчас должны образовать от данных словарных слов глаголы совершенного вида, стоящие в неопределенной форме. В образовании этих слов вам помогут приставки НА , ЗА, ПО. Ещё раз вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида, стоящие в неопределенной форме? (Дети самостоятельно выполняют задание)
– Прошу обменяться тетрадями и проверить работу своего товарища. (Появляется слайд № 5. Дети проверяют работу своего товарища по парте)
– Возьмите сигнальные круги и оцените своего товарища. (Красный цвет – без ошибок, жёлтый – 1, 2 ошибки, синий – от 3 до 5 ошибок, зеленый – более 5 ошибок) Молодцы! Я вижу, что все с заданием справились
V. Физкультминутка
Игра на внимание
VI. Работа над новым материалом
А) Работа в группах
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Перед учащимися слайд № 6. Ответы детей.)
– Правильно, ребята! А теперь внимательно выслушайте задание. Я прошу ребят, сидящих на первом варианте выписать глаголы I спряжения, а на втором варианте – глаголы II спряжения, поставить их в неопределенную форму и попробовать ответить на вопрос: « Как по неопределенной форме можно определить спряжение?»
(По окончанию работы проверяем задание. Слайд № 7. Дети отвечают на поставленный вопрос учителя.)
– Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь я прошу повторить правило по опоре.
(Слайд № 8. Опора вывешивается на доске. Работа с опорой. Несколько раз повторяется правило определения спряжения у глаголов)
Б) Работа в парах
– Я сейчас хочу проверить, как вы научились определять спряжение у глаголов по неопределенной форме. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Прошу взять конверты и приступить к работе. (Приложение 1)
(Класс работает в парах. Пара, которая выполнила задание встает. Одна пара работает у доски с подобными карточками.)
– А теперь проверим выполненное задание. Оцените себя. (Оценивание идет при помощи сигнальных кругов.) Молодцы, ребята! Я вижу, что все пары справились с заданием.
В) Дифференцированная работа по уровню сложности (Приложение 1)
– Я предлагаю поработать с карточками. Возьмите карандаши и выполните задание. (Учитель проходит и проверяет задание)
VII. Связь с жизнью
А) Работа со слайдом № 9.
– Обратите внимание на слайд. Что можно сказать об этих животных?
– Назовите животного, которое занесено в
Красную книгу Краснодарского края?
– Где можно встретить зубра у нас на Кубани.
Б) Работа с деформированным текстом.
– Ребята, обратите внимание на слайд № 10.
Я прошу из этих слов составить предложение.
Обратите внимание на пропущенную орфограмму. Как
вы думаете, какая буква пропущена? Докажите.
А теперь сделаем полный разбор предложения.
Комментировать будет Лена. (Разбирается
предложение по членам предложения и
надписываются части речи)
VIII. Закрепление нового материала.
А) Самостоятельная работа
– Откройте учебники на стр. 89, упражнение 455. Я прошу выполнить это упражнение самостоятельно. (После выполнения упражнения идет проверка.)
IX. Итог урока
– Как определить спряжение у глаголов по неопределенной форме?
– Молодцы! Вы правильно ответили на вопрос. А сейчас попробуем на практике ответить на наш вопрос. Итак, любимая ваша игра «Крестики-нолики». Крестиком обозначаем глаголы I спряжения, а ноликом – глаголы II спряжения. (Называются слова, которые появляются на слайде № 12, дети при помощи фломастера ставят крестики и нолики на перфокарте) (Приложение 1)
– Я прошу проверить предложение. Кто по-другому составил предложение? (Зачитывается предложение. Слайд № 11.)
– А теперь проверьте, как ваш сосед справился с заданием и оцени его. (Появляется слайд № 13. При помощи сигнальных кругов дети оценивают своего товарища по парте.)
– Молодцы! Я вижу, что большая часть класса усвоила тему урока. Думаю, что дома поработав с опорой вы все научитесь определять спряжение по неопределенной форме.
X. Рефлексия
– Чему научились на уроке?
– Что вам особенно понравилось?
Самооценка.
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
– Если вы считаете, что тему усвоили на
“отлично” и “хорошо”, покажите красный цвет.
Если вы где-то не уверены, то покажите синий цвет.
Оценка учителя.
XI. Домашнее задание
Упр. 457 или 458 (по выбору).
– Спасибо за урок! Урок закончен!