Урок русского языка по теме "Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие: формирование умения ставить любой глагол в неопределённую форму, распознавать спряжение по неопределенной форме и учить правильному написанию глагольных окончаний.
  • Развивающие: развивать мышление, память, внимание.
  • Воспитывающие: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности работать в коллективе, в парах.

Оборудование: интерактивная доска, кроссворды для работы в парах, опора «Определение спряжения глаголов», разноуровневые карточки, конверты со словами для работы в парах, сигнальные круги, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вывод темы и цели урока

Ребята, мы сейчас попробуем выявить тему урока и поставить перед собой цели, которые помогут нам усвоить данную тему. Для этого я предлагаю вам работу в парах. Попробуйте разгадать кроссворд. (На партах находятся карточки с кроссвордами и заданием Приложение 1. Дети разгадывают его. Пара, которая выполнила задание встает)

– Я вижу, что все справились с заданием. Теперь проверим наш кроссворд и попробуем сформулировать тему и цели урока.

(На интерактивной доске появляется Презентация,   слайд № 1.)

(Ученики выводят тему и цели урока)

– Молодцы, ребята! Итак, тема нашего урока (Появляется слайд № 2.)

– Мы с вами должны сегодня научиться распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, писать правильно окончание у глаголов I и II спряжения и, конечно, учиться помогать своим товарищам в трудную минуту.

III. Актуализация знаний

– Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
– Что такое глагол?
– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Появляется слайд № 3.)

IV. Словарно-орфографическая работа

– Ребята, обратите внимание на следующее задание. Попробуйте объяснить задание своим товарищам. (Появляется слайд № 4. Дети объясняют задание)

– Правильно. Вы сейчас должны образовать от данных словарных слов глаголы совершенного вида, стоящие в неопределенной форме. В образовании этих слов вам помогут приставки НА , ЗА, ПО. Ещё раз вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида, стоящие в неопределенной форме? (Дети самостоятельно выполняют задание)

– Прошу обменяться тетрадями и проверить работу своего товарища. (Появляется слайд № 5. Дети проверяют работу своего товарища по парте)

– Возьмите сигнальные круги и оцените своего товарища. (Красный цвет – без ошибок, жёлтый – 1, 2 ошибки, синий – от 3 до 5 ошибок, зеленый – более 5 ошибок) Молодцы! Я вижу, что все с заданием справились

V. Физкультминутка

Игра на внимание

VI. Работа над новым материалом

А) Работа в группах

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Перед учащимися слайд № 6. Ответы детей.)

– Правильно, ребята! А теперь внимательно выслушайте задание. Я прошу ребят, сидящих на первом варианте выписать глаголы I спряжения, а на втором варианте – глаголы II спряжения, поставить их в неопределенную форму и попробовать ответить на вопрос: « Как по неопределенной форме можно определить спряжение?»

(По окончанию работы проверяем задание. Слайд № 7. Дети отвечают на поставленный вопрос учителя.)

– Молодцы! Вы справились с заданием. А теперь я прошу повторить правило по опоре.

(Слайд № 8. Опора вывешивается на доске. Работа с опорой. Несколько раз повторяется правило определения спряжения у глаголов)

Б) Работа в парах

– Я сейчас хочу проверить, как вы научились определять спряжение у глаголов по неопределенной форме. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Прошу взять конверты и приступить к работе. (Приложение 1)

(Класс работает в парах. Пара, которая выполнила задание встает. Одна пара работает у доски с подобными карточками.)

– А теперь проверим выполненное задание. Оцените себя. (Оценивание идет при помощи сигнальных кругов.) Молодцы, ребята! Я вижу, что все пары справились с заданием.

В) Дифференцированная работа по уровню сложности (Приложение 1)

– Я предлагаю поработать с карточками. Возьмите карандаши и выполните задание. (Учитель проходит и проверяет задание)

VII. Связь с жизнью

А) Работа со слайдом № 9.

– Обратите внимание на слайд. Что можно сказать об этих животных?

– Назовите животного, которое занесено в Красную книгу Краснодарского края?
– Где можно встретить зубра у нас на Кубани.

Б) Работа с деформированным текстом.

– Ребята, обратите внимание на слайд № 10. Я прошу из этих слов составить предложение. Обратите внимание на пропущенную орфограмму. Как вы думаете, какая буква пропущена? Докажите.
А теперь сделаем полный разбор предложения. Комментировать будет Лена. (Разбирается предложение по членам предложения и надписываются части речи)

VIII. Закрепление нового материала.

А) Самостоятельная работа

– Откройте учебники на стр. 89, упражнение 455. Я прошу выполнить это упражнение самостоятельно. (После выполнения упражнения идет проверка.)

IX. Итог урока

Как определить спряжение у глаголов по неопределенной форме?

– Молодцы! Вы правильно ответили на вопрос. А сейчас попробуем на практике ответить на наш вопрос. Итак, любимая ваша игра «Крестики-нолики». Крестиком обозначаем глаголы I спряжения, а ноликом – глаголы II спряжения. (Называются слова, которые появляются на слайде № 12, дети при помощи фломастера ставят крестики и нолики на перфокарте) (Приложение 1)

– Я прошу проверить предложение. Кто по-другому составил предложение? (Зачитывается предложение. Слайд № 11.)

– А теперь проверьте, как ваш сосед справился с заданием и оцени его. (Появляется слайд № 13. При помощи сигнальных кругов дети оценивают своего товарища по парте.)

– Молодцы! Я вижу, что большая часть класса усвоила тему урока. Думаю, что дома поработав с опорой вы все научитесь определять спряжение по неопределенной форме.

X. Рефлексия

– Чему научились на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
– Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите красный цвет. Если вы где-то не уверены, то покажите синий цвет.

Оценка учителя.

XI. Домашнее задание

Упр. 457 или 458 (по выбору).

– Спасибо за урок! Урок закончен!