От логопедического воздействия к логопедическому взаимодействию: коммуникативная культура учителя-логопеда

Разделы: Общепедагогические технологии, Логопедия


Дети, имеющие проблемы в развитии речи, их родители особенно чутки к тому, на какие ценности ориентирован учитель-логопед, учитель-дефектолог. Если они верят в искренность педагога, то идут за ним, добиваясь результатов, преодолевая трудности. Обобщая педагогические образы коллег, с точки зрения высших жизненных ценностей, мы сделали некоторые выводы о стилях и стратегиях педагогического общения, его результативности, а также о комфортности существования учителя-логопеда в школе, в детском саду, в профессии вообще.

Истина, как ценность учёных, предполагает научную направленность деятельности учителя. Пьедестал такого педагога – компетентность. Постоянно оперируя научными терминами, диагнозами и заключениями, он считает своё мнение истиной в последней инстанции. Равнодушие к личности ребёнка, и тревогам его родителей характерно для него. Стиль педагогического общения – параллельный. Каждый из участников процесса следует своим курсом. А учитель-логопед со временем подвергается синдрому эмоционального сгорания (СЭС).

Власть, как политическая ценность, диктует некоторое подчинение обучающихся, воспитанников. Педагог, взгромоздившийся на такой пьедестал равнодушен к личностным особенностям, переживаниям детей и их родителей. Стиль воздействия в этом случае авторитарно-монологический. Учитель-логопед слышит только себя и верит в свою правоту. СЭС, безусловно, грозит и такому педагогу.

В последние десятилетия ведущую роль в нашем обществе играют ценности экономические – польза и выгода. Деятельность учителей-логопедов настойчиво пытаются «перевести на экономические рельсы». Но хорошо известно, что в педагогике, особенно коррекционной, очень трудно заработать большие деньги. И если этого не случается, педагог выгорает эмоционально.

Не обойтись учителю-логопеду без эстетических ценностей. Красота и гармония подвластны педагогу – артисту. Пьедестал для него – творчество, праздник, шоу. Но коррекционно-педагогический процесс немыслим без рутины будней. И именно они угрожают педагогу – артисту пресловутым СЭС.

На пьедестале бесконфликтности стоит учитель – мученик. Стиль педагогического общения – самоотречение. Он приносит себя в жертву администрации учреждения, коллегам учителям, воспитателям, обучающимся, воспитанникам, их родителям. Он навязывает свою помощь, постоянно делая что-то для детей и их родителей, забывая о том, что помощь нужно оказывать только тогда, когда она по-настоящему востребована. И постоянно «выгорает» от усилий, вложенных в никуда.

С пьедестала популярности смотрит на остальных участников педагогического процесса учитель – приятель. Стиль общения в таком случае попустительский. Все знают чем заканчивается попустительство. Отсутствием дисциплины и мотивации, нежеланием учиться, прикладывать волевые усилия, самосовершенствоваться и развиваться – со стороны обучающихся, воспитанников. Стремлением перекладывать свои обязанности на других – со стороны родителей.

Существует лишь один тип учителя-логопеда без пьедестала. Это учитель – партнёр. Стиль его педагогического взаимодействия – диалогический. Он готов не только говорить, но и слушать воспитанника, обучающегося, родителей, учителей, воспитателей, коллег. Слушать продуктивно, делая выводы, планируя и организуя общение, оптимизируя коррекционно-логопедический процесс, превращая монологическое воздействие в диалогическое взаимодействие. Искать смыслы и оформлять их в ценности, помогая выбирать те, которые основаны на действительных нуждах. Формулировать собственную жизненную позицию. Делать что-то вместе с детьми и их родителями, педагогами, постепенно давая своим соратникам по педагогическому общению возможность проявлять их собственную инициативу – таковы действия учителя – партнёра. (Приложение № 1)

В коррекционно-развивающем процессе выделяют три фазы перехода от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию:

  1. Ценностная, или фаза осознания. Для неё эффективны методы педагогического руководства, логопедического воздействия. Этап предполагает такую помощь ребёнку, родителям, учителям, воспитателям в преодолении проблемы, когда учитель-логопед берёт на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности. Очевидно, что степень самостоятельности ребёнка и его окружения здесь минимальна. Основными методами стратегии педагогического руководства на этой фазе являются стимулирование и требование.
  2. Проективная или фаза проектирования. Методы педагогической поддержки обеспечивают дальнейшее развитие процесса. Суть состоит в совместном со значимыми взрослыми определении интересов ребёнка, его склонностей и способностей, ценностно-волевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих дальнейшему развитию обучающегося, воспитанника. Гуманистическое содержание деятельности учителя – партнёра в этой стратегии педагогического взаимодействия состоит в ориентации на поиск и открытие новых смыслов коррекционной работы. Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы продолжения себя в другом, развития педагога как «значимого взрослого», и создания условий для саморазвития воспитанника, обучающегося. Методы педагогической поддержки в фазе проектирования разнообразны: упражнение, социальные пробы, соревнование, проектирование.
  3. Рефлексивная или фаза осмысления. Для неё характерно педагогическое сопровождение учителем – партнёром других участников процесса. Помощь оказывается методами консультирования на этапе принятия решений и выработки плана преодоления проблемы и лишь первичной помощи на этапе реализации выработанного плана. Методы драматизации, убеждения, внушения, примера помогают реализовать стратегию сопровождения в фазе осмысления.

Очень симпатично, на наш взгляд, выглядит описание этих фаз в стихотворной форме, сделанное нами к очередной презентации фестиваля «Моё педагогическое кредо»:

***

Стратегии логопедической работы с родителями
Кажутся на первый взгляд совсем обычными.
Поддержка, сопровождение и руководство:
На взгляд первый, всё достаточно банально и просто.

Рассмотрим случаи разные.

Стратегия первая: Педагогическое руководство

Логопеду часто приходится, мягко говоря, непросто.
Почти всю работу он взваливает на себя:
Берёт инициативу в свои руки, ответственность принимает, планирует, организует, решает,
В жизнь идеи и планы свои воплощает.
А для родителей лишь требование и стимулирование оставляет.
А это не всегда хорошо. Ведь главные люди,
заинтересованные в судьбе ребёнка, – это всё-таки его родители.
Лишний раз от понимания и
выполнения своих прямых обязанностей
их освободите, и они начнут их раз за разом избегать, кому-то передоверять:
и так всё образуется, само собою наладится, ради чего в ситуации долго и кропотливо разбираться?
Ценностная фаза взаимодействия родителей и логопеда
становится в этой стратегии актуальной – ведь так важно осознание проблем, трудностей понимание, совместное их решение и успешное полное преодоление.

Стратегия вторая. Педагогическая поддержка

Состоит в совместном с родителями
определении интересов ребёнка, его склонностей и способностей, ценностей, мотивов, возможностей и способов преодоления затруднений – во всём этом вместе весьма полезно разобраться, а потом уж и за дело дружно приниматься.
Упражнения, социальные пробы, соревнование, проектирование –
вот методы педагогической поддержки.
В результате работы совместной у ребёнка складывается восприятие логопеда, как «значимого другого взрослого» . «Мои родители его уважают, ценят, значит, и я его принимаю, занимаюсь, с удовольствием всё выполняю»
Вместе с родителями мы идём по пути создания условий для развития ребёнка, его психологической защиты, в мире сложном нормальной адаптации, радости от общения, маленьких побед и небольших, но собственных инноваций.
Поиск и открытие новых смыслов коррекционной работы наполняют гуманистическим смыслом деятельность логопеда – а это немалая в жизни победа!

Стратегия третья. Педагогическое сопровождение

Родители в настоящий момент становятся достаточно компетентными для решения проблем собственного ребёнка.
Оптимально урегулировать различные ситуации жизненного выбора, касающиеся их детей, они подчас способны и сами.
Главная наша задача – тактично направлять.
На этапе коррекции, проблемы преодоления большую самостоятельность родителям давать, а значит и ответственность на них возлагать –
Не всё ж самому «выгорать«?
Совет: Ограничьтесь консультированием на этапе решений принятия и планирования. Окажите лишь помощь первичную. Пусть родители поразмыслят сами, к ресурсам Интернета обратятся, знаниями доступными всем обогатятся. Станут мудрее и ответственнее.
Методы драматизации, убеждения, внушения, примера помогают в реализации настоящего сопровождения.
Не бойтесь показаться нарочито отстранёнными, другими делами более озабоченными: пусть сделают всё, что задумано сами.
Методы сопровождения характерны для рефлексии достижения – осмысления родителями того, что делается для ребёнка ими желанно и постоянно.
В этом отличие третьей стратегии от первых двух значимое и совершенное.
Коллеги, стратегию любую выбирайте,
Её эффективность на деле доказывайте, проверяйте.
Свои инновации в жизнь внедряйте!
Помните слова мудреца восточного:
«Всё в твоих руках» И это точно…

Ярким примером взаимоотношений в стиле педагогической поддержки и педагогического сопровождения стали дружеские отношения с семьёй Несновых. (Приложение 2)

Считаем, что любой диалог, любое общение и взаимодействие начинается с познания себя. В связи с этим позволим привести индивидуальные интерпретации собственного психологического тестирования (МО учителей-логопедов ДОУ Советского района г. Волгограда, май 2005г.).

Тест № 1 «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»

Приоритетные ценности. «Вам близки интересы обучающихся, воспитанников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость», а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка даёт возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье – ваше и учеников».

Психоэмоциональное состояние. «Работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить своё психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния».

Самооценка. «Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинствами. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие детей, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом».

Стиль преподавания. «Для вас ученик – равноправный партнёр. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерна удовлетворённость своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передаётся и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения».

Достоверность фактов. «Данное тестирование говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя».

Тест № 2 «Руки»

«У вас большой запас тенденций к действию. Большой энергетический потенциал и высокая степень активности личности. Скорее всего, способность к активной социальной жизни, без проявления агрессии.

Директивность. Можете выполнять руководящую деятельность (но это вторично). Вся ваша деятельность направлена на коммуникацию (это первично). У вас активная жизненная позиция. Социум имеет для вас большое значение. Сложился свой внутренний мир, богатый и зрелый. Повышенный уровень интеллекта. У вас нет тенденции к проявлению страхов и боязни агрессии со стороны. Неутомимое желание быть в центре событий и потребность в самопроявлении. Вам свойственен кураж. Это бывает характерно для коммуникаторов и актёров. Часто наблюдается растерянность и бессилие что-либо изменить.

Личные притязания. Вы выбираете то, что вам желаемо. Важны для вас коммуникации, письменные вещи».

Тест № 3 «Определение типа центрации» (Приложение 3)

Ресурсы человеческой психики безграничны. Конечно, нами были найдены необходимые средства и способы саморегуляции, которые помогли во многом улучшить собственное психоэмоциональное состояние. Это и обучение по дистанционным и модульным программам на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова «Теория и практика педагогического общения» (2010), «Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса», «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время» (2011) и «Сила убеждения, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь» (2012). Это и самообразование по теме «НЛП в педагогике». Это и участие в III, IV и V Санкт-Петербургских Саммитах профессионалов «Кризис – это шанс» (2009), «Успешные психологи: обмен опытом» (2010), «Технологии успеха» (2011). А участие во II Региональных педагогических чтениях «Родители, дети, педагоги: любовь рождает понимание» (Волгоград, 2010) и в I Волжских Родительских Чтениях «Образование матери и отца – источник развития личности ребёнка» (2011) во многом помогло найти новые смыслы в отношениях с родителями, доверившими нам самое дорогое – своих детей.

Пути достижения гармонии с собой и с миром были найдены в вещах коммуникативных и письменных одновременно. С 2007 года было начато сотрудничество с волгоградским журналом «Здоровье и экология». 45 публикаций, не только профессиональной, но и личностно-ориентированной направленности. Из них 10 статей, написанных обучающимися; 1 статья – мамой воспитанника консультационного пункта для неорганизованных детей МОУ детского сада № 21 Несновой Ольгой. Фамилии бывших воспитанников детского сада № 21, а ныне гимназистов из 15 гимназии М. Дикаревой, Д. Иваненко, А. Тумановой и других теперь на слуху у многих. Вместе с детьми и их родителями мы участвовали в открытых районных научно-практических конференциях «Учителя и обучающиеся в культуре информационного пространства. Общение и взаимодействие как основа формирования информационного пространства» (2010, 2011). Вместе создавали проекты для фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». С 2008 года постоянно участвовали во Всероссийском конкурсе «Урок письма». В 2011 стали победителями в номинации «Чему я учусь у М.В. Ломоносова», посвящённой 300-летию великого учёного. А в 2012 году продолжили разработку этой интересной темы в рамках двух номинаций: «Науки юношей питают» и «Письмо моему учителю». Стихи обучающейся 5 класса Марии Дикаревой были лидером обсуждений в поэтическом конкурсе «Бегущая строка – 2012» (МИАЦ Волгограда) и призёром в номинации «Самое весёлое стихотворение». В 2008, 2009, 2010 годах на I, II и III Международных конкурсах «Краса Эльтона», «Звезда Приэльтонья» и «Сохраним Эльтон для будущих поколений» были завоеваны почётные титулы «Мисс Нежность», «Мисс Поэзия», «Мисс Неравнодушие». На сайте «Психологической газеты» коллеги, воспитанники и их родители отдавали свои голоса за эссе «Размышления по поводу» (2011) и «Читаю, думаю, живу – не просто существую» (2012). А на сайте Волгоградской газеты «Всё для вас» голосовали за стихи участницы конкурса «20 лет с ВДВ», коренной волжанки, Епифановой О.В. (2011).

В портфеле достижений есть подтверждения взаимодействия с обучающимися, воспитанниками, их родителями, Есть там и пример педагогического взаимодействия с администрацией. Ст.В. Никитин, директор НОУ СОШ «Родник» г. Волгограда: «Уважаемая Ольга Владимировна! С большим интересом и даже удовольствием прочитал Ваши «Размышления…» Сколько в них души, сердца, таланта, не только учителя-логопеда, но и замечательного рассказчика, поэта. Чувствуется, сколько в Вас нерастраченных эмоций, оригинальных мыслей и штучного творчества. Доколе же будете носить это в себе? Пишите и пишите для взрослых и детей, и читаемы будете» (01.03.2008). В результате этого пожелания появилась статья «Размышления по поводу» в волгоградском журнале «Здоровье и экология» (Приложение 5)

Друзьям посвящаются мои стихи:
Живу я, думаю, пишу –
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, всё люблю!
И говорю не всуе…

Как мир наш сложен и красив,
Как он разнообразен!
Как многолик и величав,
И странен и прекрасен!

Его я образность люблю,
Природу понимаю.
Таланты все боготворю,
Что на пути встречаю.

Пусть будет радость в каждом дне!
И в праздниках, и в буднях,
Пусть будут книги на столе,
Хлеб в каждом доме будет!

И слышен будет детский смех,
И высохнут пусть слёзы.
Пусть будет мирным краткий век
И счастьем станут грёзы…

Читаю, думаю, живу –
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, вас люблю!
Всё говорю не всуе…

Вот они, мои воспитанники, выступившие на мастер-классе «Читаю, думаю, живу…» в МОУ гимназии № 15 31 октября 2012:

1. Дикарева Мария, обучающаяся 6 класса. Дипломант Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (2012). Победитель регионального этапа Международного конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Вообразите себя деревом, растущим в лесу» (2011), Дважды участник и победитель регионального этапа Всероссийского конкурса письма в номинации «Чему я учусь у М.В. Ломоносова», посвящённого 300-летию выдающегося учёного. Участник второй межрегиональной научно-практической конференции «Учителя и обучающиеся в культуре информационного пространства» (2011). Лауреат литературного конкурса «Бегущая строка – 2012» (МИАЦ Волгограда), получатель специального приза Радио «Юмор FM» в номинации «Самое весёлое стихотворение».

«В школе множество предметов». Автор Мария Дикарева.

2. Иваненко Дмитрий, обучающийся 7 класса МОУ гимназии № 15. 5-кратный дипломант Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». 4-кратный участник и победитель регионального этапа Всероссийского конкурса письма в номинации «Чему я учусь у М.В. Ломоносова», посвящённого 300-летию нашего великого соотечественника. Дипломант Первой межрегиональной научно-практической конференции «Учителя и обучающиеся в культуре информационного пространства» (2010). Участник Щербовских чтений «Развитие интереса к русскому языку, как предмету обучения» (ВОЛГУ, 2011).

«Информационные револющии в жизни человечества и моей личной истории» Дмитрий Иваненко.

3. Уланова Мария, обучающаяся 3 класса. Трёхкратный участник и двукратный победитель конкурса чтецов о Кириллице, посвящённого дням русского языка в Волгограде, проходящим ежегодно в память Академика Олега Николаевича Трубачёва, выдающегося филолога и лингвиста, нашего земляка.

«В благодарность Кириллу и Мефодию». Автор: учитель МОУ гимназии № 15 Нина Каракозова.

4. Неснов Артём. Дипломант международного конкурса – викторины «Знайкины друзья» (номинация 5-7 лет). Победитель районного конкурса, посвящённого неделе детской книги – 2012.

«Родной язык», Александр Шибаев.

5. Сергеева Марья, обучающаяся 2 класса. Дипломант международного конкурса – викторины «Знайкины друзья - 2012» (номинация 7-10 лет).

«На беседу к логопеду», Марина Фадеева

Моя профессиональная деятельность, достижения моих воспитанников и обучающихся, радость их родителей, плодотворное общение с коллегами – всё это на протяжении 28 лет доставляло и доставляет мне огромную радость, творит мою коммуникативную компетентность. (Приложение 4)

Литература:

1. Борытко Н.М. Стратегии социально-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» 9-11 ноября 2009г./ Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009.
2. Степанов С.С. Теория и практика педагогического общения. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2006