Цели: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами древесины; научить по внешнему виду определять виды древесных пород; воспитывать бережно отношение к дереву и древесине.
Инструменты и оборудование: таблица «Строение древесины», образцы древесных пород, коллекция образцов древесных пород, рисунки строения древесины, срезы древесины, карточки-задания для повторения.
Оформление доски: тема урока, словарь (крона, ствол, камбий, луб, тангенциальный разрез, радиальный разрез, заболонь)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания выполняется по карточкам, которые рассчитаны на два варианта.
Карточка 1
- Что изучает дисциплина «Технология»?
- Что включает в себя рабочее место в школьной мастерской?
- Перечислите правила ухода за столярным верстаком.
Карточка 2
- Какие технологии использует человек?
- Какие инструменты относят к измерительным?
- Перечислите правила работы за столярным верстаком.
Проводится фронтальный опрос по теме «Приемы безопасной работы на верстаке».
III. Сообщение нового материала.
План урока.
- Строение дерева.
- Строение древесины
- Основные разрезы ствола
- Породы древесины и их структура.
- Практическая работа
- Итог урока.
Сообщение нового материала выполняется с
использованием презентации «Древесина.
Породы деревьев». Во время объяснения учащиеся
записывают в тетрадях тему урока, вклеивают
рисунки строения древесины, срезы древесины.
Рассказ учителя.
Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев
или хвои.
Различают два понятия: «дерево» и «древесина».
Дерево представляет собой многолетнее растение, а древесина — ткань растений, состоящую из клеток с одревесневшими стенками, проводящую воду и растворенные в ней соли.
- Древесину используют в качестве конструкционного материала для изготовления различных изделий.
- Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части
- Древесина – один из важнейших и широко распространенных в природе материал. Легкость обработки и разнообразие пород позволяет применять древесину для самых различных работ.
Какие изделия из древесины вы знаете? (Дома,
мосты, мебель, инструменты и т.д.)
Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть
у основания и более тонкую – вершинную.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной
и в поперечном разрезе имеет вид темного пятна
диаметром 2-5 мм и состоит из рыхлых тканей, быстро
поддающихся загниванию.
Камбий — тонкий слой живых клеток,
расположенный между корой и древесиной. Только с
камбия происходит образование новых клеток и
ежегодный прирост дерева по толщине.
Кора состоит из двух слоев - пробкового
и лубяного. Расположенный снаружи пробковый
слой защищает древесину ствола от свирепых
морозов, знойных солнечных лучей и механических
повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с
выработанными в листьях органическими
веществами по стволу вниз.
Слой живой древесины, расположенный вокруг ядра,
называют заболонью. Древесина
заболони более насыщена влагой и менее прочна,
чем выдержанная древесина ядра.
Для изучения строения древесины различают три
главных разреза ствола.
Разрез 2, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам.
Разрез 3, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам.
Тангенциальный разрез 1 проходит
параллельно сердцевине ствола и удален от нее на
некоторое расстояние. По этим разрезам
выявляются различные свойства и рисунки
древесины.
Рисунок, который образуется в результате
перерезания годичных колец и волокон, называют текстурой
древесины.
Породы древесины определяют по их следующим
характерным признакам: текстуре, запаху,
твердости, цвету.
Деревья, имеющие листву, называют лиственными,
а имеющие хвою — хвойными.
Приводим примеры, используя презентацию,
разбираем свойства каждого вида древесины на
образцах и в коллекции.
Практическая работа.
- Работая в парах, ребята определяют названия деревьев и записывают ответы в кроссворд. Проверяем правильность ответов.
- Отвечают на вопросы (фронтальный опрос)
- Тест (проверка вместе с ребятами)
IV Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники.
Используемая литература:
- Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192с.: ил.
- Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 288с. – (В помощь школьному учителю).
- Интернет-ресурсы.