Тип занятия: урок новых знаний.
Задачи и цели:
- Продолжить знакомить учащихся класса казачьей направленности с традициями и обычаями казаков.
- Изучить духовное и культурное наследие нашей страны, Кубани, кубанского казачества.
- Изучить веру казаков в Бога, как она наделяла смыслом и украшала их повседневную жизнь.
- Воспитывать чувство патриотизма, преданность Отчизне, любовь, уважение и гордость за свою малую Родину – Кубань.
План занятия:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Традиции казаков».
- Изучение нового материала
- Казак и вера в Бога.
- Под сенью храма.
- Святой уголок.
- Творческая часть.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Новые термины: тачанка,литургия, панихида, домашний иконостас.
Оборудование: мультимедия проектор, компьютер, колонки для воспроизведения музыки, иллюстрации церквей Кубани, портрет А.Головатого, ватманы, маркеры, иллюстрации по теме.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся класса (возможно привлечение старшеклассников) готовят стихотворение Леонида Крупатина: «России верно мы служили! казачий марш», сценка «Проводы», в творческой части предлагается провести групповую работу, класс необходимо разбить на две группы, каждая из которых получает иллюстрации по теме, ватман , фломастеры, маркеры, краски и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя (задачи, цели, план).
Работа с Презентацией: слайды 1-3.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Традиции казаков»
Учитель предлагает вспомнить изученный материал о традициях казаков.
III. Изучение нового материала
1. Казак и вера в Бога
Учитель: Испокон веков казаки народ свободолюбивый, не терпящий гнета и принуждения, но всегда они были едины в одном: Служить Родине и нести дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла». Православие исстари служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви. Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение.
Православие было непросто верой, афундаментом всей казачьей жизни. Каки укаждого наРуси, указака сЦерковью было связано ирождение, икрещение, ивенчание, ипогребение. Ивесь хозяйственный год был связан сцерковным – после Троицы косить сено, после Рождества Богородицы убирать виноград и т.п. Нобыли исвои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы – Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья.
В 1793 г. с первыми черноморскими переселенцами на Кубань прибыла войсковая Свято-Троицкая церковь в обозе, которую сразу установили. В 1794 году А.Головатым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. (Слайды 4-5).
2. Под сенью храма
Учитель: В воскресные дни с раннего утра все казаки направлялись в церковь. Стар и млад, с женами и детьми, кто пешком, кто в расписных тачанках (4-х колесная парная повозка с легким кузовом), либо в лакированных экипажах. По дороге встречали родных и близких, друзей. Все приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились и входили. В храме заказывали литургию (богослужение, с совершением обряда причащения) или панихиду(молитва за упокой души усопших), зажигали и ставили свечи. (Cлайды 6-7)
3. Святой уголок
Учитель: В любой казачьей семье в богатой или бедной, не было хаты без домашнего иконостаса(святого уголка). Если в дом заходили гости – перво-наперво они крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами. Святой уголок представлял собой стол-угольник темного цвета, на котором появлялась белая кружевная накидка вышитая хозяйкой дома. Там располагались: Библия, молитвы, иконы и т.д. Когда подходило время службы казака. Родители обязательно брали иконы из святого уголка и благословляли сына. (Cлайды 8, 9, 10)
Сценка в исполнении уч-ся «Проводы»
Мать: Дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи, ни неприятели.
Отец:
1. По обычаю, казаки, уходившие на войну,
обязательно брали горсть родной земли, зашивали
в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту.
2. Если суждено было умереть на чужбине – первой
на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть
он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.
Песня «Как за Доном, за рекой…»
Как за Доном, за рекой, под зеленым дубом
Расставалася казачка с парнем черночубым
Ой да, ой-да да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да
Расставалася казачка с парнем черночубым.Расставалася она в поле у Ростова
Обнимала, целовала конника лихова
Ой да, ой-да да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да
Обнимала, целовала конника лиховаИ сказал парнишка ей, на коня взлетая
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
Ой-да, ой-да да ой-да, ой-да ой-да-да ой-да
Ты не плачь, не плачь по мне, моя дорогая
Сын: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.
IV. Творческая часть (7 мин.) В творческой части предлагается провести групповую работу, класс необходимо разбить на две группы, каждая из которых получает иллюстрации по теме, ватман, фломастеры, маркеры, краски и т.д. и оформляет плакат по теме «Казак без веры – не казак». (Во время выполнения творческой части можно включить кубанские песни из приложения).
V. Подведение итогов (слайды 11-13)
Учитель: Подвести итог нашего занятия я бы хотела стихами:
РОССИИ ВЕРНО МЫ СЛУЖИЛИ! (казачий марш)
Отгладь, казак, свои лампасы,
Цепляй парадный аксельбант!
В короне Матушки-России
Казак особый бриллиант!
Границы Матушки-России –
Там, где казачьи кровь и пот!
Назад три века начинали
Столбить Отечества оплот!
России верно мы служили!
За это, братцы, слава нам!
И Славу эту преумножить
Задача внукам и сынам!
Отгладь, казак, свои лампасы!
Цепляй парадный аксельбант!
В короне Матушки-России –
Казак – особый бриллиант!
VI. Рефлексия