Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты задумал. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. Речь идет действительно о том, что мы хотим на самом деле. Спросите себя об этом. Подумайте основательно. Иначе можно оказаться в ситуации девочки из сказки “Цветик-семицветик”. Лепестки, исполняющие желания, истрачены на осуществление пустяковых прихотей, а к “сказочной” жизни девочка так и не приступила. На истинное желание остался один лепесток, да и тот пришлось использовать на исправление всех прежних ошибок. А ведь у многих все лепестки так и тратятся по пустякам. Многие все собираются и собираются как-нибудь начать жить, готовятся к жизни, а потом выясняется, что уже поздно, что вот эта "подготовка" и была самой "жизнью"…
Это произведение способствует формированию нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия, задумываться над своими желаниями, воспитывать познавательную активность у учащихся.
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Валентина Петровича Катаева, учить детей подбирать эпитеты к слову, озаглавливать иллюстрации предложениями из текста, расширять и обогащать словарь детей, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: выставка книг, модели цветов, магнитная доска, иллюстрации, портрет писателя, заготовки для аппликации.
На доске записаны слова «Спешите делать добро»
– Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок–урок доброты. Как вы думаете, какого человека можно назвать добрым?
– Да, ребята, молодцы! Вы все правильно дали характеристику доброго человека.
«Спешите делать добро». Эти краткие меткие слова принадлежат главному врачу московской тюремной больницы Гаазу, он облегчал условия жизни заключенных. Эти слова высечены на постаменте памятника доктору, установлен был в 1909г. в г.Москве в переулке Мечникова.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей,
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живем на Земле.
– На нашей книжной выставке подобраны книги о людях, которые вершили добрые дела, действительно не жалея себя, ради счастья людей.
– В книге нашего земляка Юрия Ивановича Бычкова «Родина рассветная моя» можно прочитать интересные статьи о наших земляках, прославивших своим трудом Перелюбский край. (рассказ ученика о местном механизаторе-орденоносце ).
Чтение выдержки из книги.
«Хорошие механизаторы есть везде, пчеловоды и садоводы. Немало на свете и просто добрых, хороших людей. Но так, чтобы всё это сочеталось в одном человеке, бывает редко»
Краткий обзор других книг с выставки.
– Сегодня на уроке мы с вами побеседуем по книге В.П.Катаева «Цветик-семицветик». Кто из вас прочитал эту книгу? Все прочитали. Молодцы!
– Валентин Петрович Катаев – замечательный писатель (портрет висит на доске). Он написал много книг для взрослых, а также для детей. Книга «Цветик-семицветик» написана была в 1940г. Когда я была такой, как вы, и я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила её. Она безусловно понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам. В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста.
– Прежде чем беседовать о содержании книги, ответьте, пожалуйста на вопрос: есть ли в книге непонятные для вас слова и выражения (папанинцы, сильное сжатие).
Словарная работа с этими словами
– Кто помнит начало сказки? (От начала до встречи Жени с волшебницей). Значит Женя заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте.
Сценка.
Выходит Женя и плачет:
«Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?»
Выходит волшебница:
«Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок тоже нет, но я подарю тебе цветок. (Шепчет что-то на ухо, они выходят)
Женя:
Спасибо тебе, добрая волшебница!
– Ребята, о чем могла по секрету сказать
волшебница девочке Жене? (Получила волшебный
цветик и узнала, как им пользоваться)
– А кто из вас знает эти волшебные слова?
– Вот этот волшебный цветок. Давайте подберем
эпитеты к нему. У него 7 лепестков и каждому
лепестку подберем эпитет. (На доске выставляю
лепесток, дети называют эпитет)
– Что же произошло дальше? Исполнилось ли её
желание? (Дети пересказывают текст дальше)
– А как автор описывает медведей на Северном
полюсе? (Выборочное чтение)
– А какие игрушки прибежали к Жене? Найдите в
тексте, подчеркните и зачитайте затем.
– И вот Женя увидела, что остался
один-единственный лепесток.
– Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? А
вы уверены? (Дети вспоминают на что были
истрачены лепестки, а я по ходу их рассказов
выставляю лепестки на доску).
– Да, действительно, шесть! О чем же задумалась
Женя? («Жужжащее чтение до момента встречи Жени
с мальчиком»)
– Давайте прочитаем дальше по ролям, читать
будем в форме диалога, опуская слова автора.
Чтение по ролям.
Женя (я читаю) разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья (почему?)
С детьми читаем как Женя, упражняясь в выразительном чтении.
– Чем же заканчивается сказка?
– Истрачены 7 лепестков, Женя загадала 7 желаний.
Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?
(седьмое, так как 6 лепестков Женя истратила на
себя, а последний седьмой, на то, чтобы помочь
человеку в беде).
– Давайте еще раз пробежимся по страницам
сказки. (На доске висят иллюстрации из сказки)
– Озаглавьте иллюстрации предположением из
текста (подчеркивают и записывают)
– А теперь давайте немного пофантазируем!
– Кто-то стучит! Кто это к нам пришел?
Сценка.
Волшебница: «Я подарю вам по волшебному цветочку. Только в цветочке не 7 лепестков, а один. Вы можете загадать только одно желание (уходит).
– Ребята, вы загадали свое желание? Помните: у
вас только один лепесток, и вы можете загадать
только одно желание (уходит).
– Ребята, вы загадали своё желание?
– Помните: у вас только один лепесток, и вы можете
загадать только одно желание. Другого лепестка у
вас не будет. (Дети высказывают свои желания)
На доске записаны пословицы:
Кончил дело – гуляй смело.
Жизнь дана на добрые дела.
– Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц
выражает основную мысль сказки (дети спорят,
доказывают).
– Какие дела можно назвать добрыми?
Достается недешево
Счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряется
Все земные труды.
Может вырастил деревце
На земле Кулунды.
Можешь строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
– Действительно, давайте каждый подумает над этим вопросом.
– Что ты сделал хорошего,
– Чем ты людям помог?
– Кто из вас делает добрые дела?
– Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно
иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
– Хорошо, когда человек оставляет после себя
добрый след. Один мудрец заметил, человек прожил
жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и
воспитал ребенка.
– Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно
общее доброе дело
(Коллективная аппликация «Как прекрасен этот мир»)
– Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно)
– Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но
впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете
нашу планету Земля красивей. Но прежде всего вы
должны вырасти настоящими людьми. А это значит,
что вы должны быть сильными, отзывчивыми,
вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. С
сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все
добрые дела в «Тетрадь добрых дел»,
постепенно она у нас превратиться в «Книгу
добрых дел».
– Все ребята очень хорошо работали и наверное
запомнили пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
– Давайте закончим наш урок песней кота
Леопольда «Если добрый ты».
(После урока была проведена кулинарная ярмарка и на вырученные средства оказали помощь детям-сиротам)