Задачи:
- Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному материку, развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор:
- Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
- Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.
Оборудование: Настенная карта – физическая карта полушарий, портреты путешественников, фото животных атласы, карточки с заданиями
Фора урока: КВН.
Учащиеся до начала урока поделены на 3 команды.
На столах таблички с названиями команд.
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, садитесь.
На прошлом занятии мы закончили изучение
материка Южная Америка. Сегодня нам
предстоит используя свои знания и умения
совершить путешествие по данному материку
Благодаря путешественникам и исследователям, которые открыли и изучили данный материк, можно осуществить нашу мечту.
Ведь каждая точка на карте – это долгие
месяцы и годы исследований.
А знаете ли вы этих людей?
Для выяснения данного вопроса, предлагаю, выполнить задание №1, в котором следует установить соответствие – путешественник и результаты его исследования.
Вам будут показаны портреты путешественников, конкистадоров (они тоже внесли свою лепту в исследование материка), ваша задача – вспомнить этого человека и записать его в таблицу, в соответствии с его открытиями.
Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.
Карточка №1___________________________фамилия учащегося:
Исследователь | № слайда | № | Район исследования |
Ответ |
Фернандо Магеллан (1470-1521) | 1 | 1 | Пересек Панамский перешеек, открыл часть Тихоокеанского побережья, участвовал в завоевании Панамы и Перу | |
Америго Веспуччи (1469-1524) | 2 | 2 | Совершил 1-е плавание по р. Амазонке, 1-й европеец, пересекший Южную Америку в самой широкой части материка | |
Франциско Писсаро (1450-1500) | 3 | 3 | Открыл Атлантическое побережье Южной Америки, о. Огненная Земля, пр. между Тихим и Атлантическим океаном | |
Франциско Орельяна (1511-1546) | 4 | 4 | Описал лежащие к югу от экватора земли и назвал их Новым Светом | |
Александр Гумбольдт (1769-1859) | 5 | 5 | Участник кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна, возглавил российскую экспедицию во внутренние районы Бразилии | |
Георгий Лангсдорф (1774-1852) | 6 | 6 | Исследовал природу Центральной и Южной Америки, обосновал идею вертикальной зональности | |
Чарльз Дарвин (1809-1892) | 7 | 7 | Установил древние очаги формирования культурных растений на территории Средиземноморья, Северной и Южной Америки. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений | |
Николай Вавилов (1887-1943) | 8 | 8 | Находясь в Южной Америке, сравнил останки вымерших ленивцев и броненосцев с ныне живущими видами и установил их родство. |
(Взаимопроверка). Ключи ответов и критерий оценок на слайде.
Ответы:
1– 3
2 – 4
3 – 1
4 – 2
5 – 6
6 – 5
7 – 8
8 – 7
Критерий оценок:
«5» – 1 ошибка
«4» – 2-3 ошибки
«3» – 4 ошибки
Учитель. Встали, кто выполнил задание на «5», «4», на «3». Без знания карты, трудно представить свое путешествие. А как знаете вы карту? (Решайте, кто пойдет отвечать).
(Представители команды записывают рекорды Южной Америки).
Самый …материк (влажный)
Самый высокий … (вдп. Анхель)
Самая большая … (Амазонская низменность)
Самая полноводная … (река Амазонка)
Самая большая. хищная. птица( кондор)
Самая полноводная …( река Амазонка)
Самая длинная … (горная цепь Анды)
Самая длинная … (змея Анаконда)
Самая засушливая (пустыня в мире Атакама)
Самая высокогорная столица (Ла-Пас, Перу)
Самое высокогорное ... (озеро Титикака)
Задание №2
Капитаны представляют свою команду название, девиз.
Определить тип климата по климатограммы.
(Раздаются климатограммы). Каким
природным зонам он соответствует? (Ответы
ребят)
Думаю с такой подготовкой можно собираться в
путь.
Задание №3
Собрать вещи в соответствии вашей климатической зоной.
1 команда (пустыня)
2 команда (влажные экв. леса)
3 команда (о. Огненная Земля)
Физминутка – способом пантомимы
показать, как вы несете свой багаж
Вы на корабле в открытом море и вдруг...Вас
атаковали пираты! Их пушки наведены на Ваш
корабль.
Соберите быстро лото из фотографий животных,
назвать их и природную зону, где они обитают,
тогда Вы отобьете нападение. (Резаны для
лото фотографии животных – ягуара, капуцина,
ламы)
Атака отбита. Корабль причалил.
На берегу вы нашли бутылку с запиской
Задание №4
В размокшей записке вы обнаружили клочок карты.
С трудом вы смогли разобрать несколько слов:
«СОКРО (в)... ИЩА В ТОЧ (ке)… ЭТО САМОЕ
ВЫСОКОЕ…ОЕ ИЗ ВЫБР…МЕС.» Попробуйте определить,
о какой точке идёт речь. Вам придётся убедить
других членов команды в правильности решения
(Используйте атласы)
– Аконкагуа – 6962 м
Путешествие продолжается. о каких природных
зонах идет речь?
Задание №5
О каких природных зонах идет речь?
А теперь, друзья, все вместе в лес войдем, там
интересно.
Лес как дом многоэтажный, каждый ярус очень
важный.
Сверху – ветер, солнце, дождь, снизу – сыро, не
пройдешь.
Великаны все вокруг друг за другом встали в круг.
Пенье птиц, мартышек крик, ревуна гортанный рык …
О какой природной зоне и климатическом поясе идет речь? (Влажный экваториальный лес, Сельва, э/п)
Черноземный тут ландшафт с изобильем диких
трав.
Злаки здесь царят везде, лучше пастбищ нет нигде.
На полях растят зерно. (Пампа) – житница давно.
Тут природа монотонна и зависит от сезона.
Вот период жарких дней перешел в сезон дождей
То ковер из трав душистых, пальм раскидистых,
пушистых,
То в невыносимый зной сохнет, гибнет травостой
(Саванна–кампос – льянос)
Задание №6
Вам было дано опережающее задание –
подготовить презентацию о любом государстве
Южной Америки.
Давайте послушаем сообщения.
Заслушивание презентаций.
Пора возвращаться домой. Но память о путешествии останется надолго, ведь это родина многих растений. Путешествие закончено, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Америка.
Учитель. Отгадать растения родиной, которых является этот материк.
Отгадаем загадки.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошку)Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)В огороде – жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна, вкусные в нём семена. (Тыква)Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом,
Удивит собою нас
Толстокожий ... (ананас)На улице метель, буран.
Завёл нас папа в ресторан,
Чтоб мы случайно не простыли.
Да, заодно, перекусили.
Он взял себе грибы в сметане.
И предложил сестрёнке Тане.
Но эта пища не для нас –
Съедим мы лучше … (ананас)Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это… (патиссон)В огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)Красный, детки, но не мак, в огороде – не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
Подведение итогов.
Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме.
Литература:
1. А.И.Алексеев, В.В. Николина, В.А Щенев.
География страны и континенты. М.: Просвещение,
2009.
2. О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в
таблицах и диаграммах. – М. АСТ. Астрель.
Хранитель, 2007 (Школьная программа).
3. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные
недели в школе: биология, экология, здоровый
образ жизни. – Волгоград, издательство
«Учитель». 2001, с. 31.
4. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по
географии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2003.