Тема урока: "Треугольник – простейший и неисчерпаемый". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

Обучающий аспект:

  • Знать формулу нахождения периметра треугольника, градусную меру суммы углов треугольника, свойства смежных и вертикальных углов.
  • Применять условие существования треугольника, соотношение сторон и углов треугольника в стандартной и нестандартной учебной ситуации.
  • Уметь решать тестовые задания варианта А, В.

Развивающий аспект.

  • Развивать грамотную математическую речь.
  • Развивать мышление посредством:

– определения и объяснения способов решения геометрических задач и заданий
– сопоставления анализа стандартной и нестандартной учебной ситуации и выбора применяемых знаний, полученных в результате выполнения домашней работы и на занятии
– систематизации знаний по теме «Треугольник»

  • Развивать умения самооценки и рефлексии

Воспитывающий аспект.

  • Воспитывать:
    • согласованность и координацию деятельности каждого ученика с другими участниками учебного процесса
    • самостоятельность

Тип урока. Урок изучения нового.

Этапы урока.

1. Подготовительный.
2. Усвоение нового.
3. Первичная проверка.
4 . Итог работы на рефлексивной основе.
5. Индивидуализированное Д/З.

Границы знания – не зная.

Учащиеся знают и умеют применять Не знают
Знают понятие треугольник, формулу нахождения периметра треугольника, градусную меру суммы углов треугольника, определение и свойства смежных и вертикальных углов;
Могут определять неверное построение чертежа – схемы по тексту геометрической задачи (нарушение градусной меры угла, деление угла лучом, исходящего из вершины, на неравные части)
Понятие неравенство треугольника, как условие существования треугольника; Понятие соотношения сторон и углов треугольника, как возможность определять большую сторону и больший угол треугольника;
Не умеют применять эти понятия в учебной ситуации

ХОД УРОКА

Этапы урока Содержание деятельности Формы Методы
1. Подготовительный (5 мин.)
Цель: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, обеспечение принятия цели учебно – познавательной деятельности.
Задача: определение темы, целей урока, повторение изученного ранее.
Вступительное слово учителя, определение темы урока детьми через тематику домашнего задания (Приложение 1), определение уровня знаний учащихся по данной теме из курсов математики 5 – 6 класса; выполнение разминки по готовым чертежам (Приложение 2); запись выводов по окончанию каждого
этапа разминки
Фронтальная

Индивидуальная

Словесный
Наглядный
Самостоятельный
Репродуктивный
Индуктивный
Дедуктивный
РРЭ: у каждого ученика заполнен бланк с заданиями разминки, в котором записаны тема занятия (цели которого определены) , выводы для последующей практической работы относительно повторения изученного ранее материала по теме «Треугольник»
2. Усвоение знаний (25 мин.)
Цель: обеспечение усвоения новых знаний.
Задача: введение новых понятий «соотношение углов и сторон треугольника», «условие существования треугольника».
Использование чертежей разминки для определения корректности построения чертежей к ним; использование результатов домашней работы учащихся для проверки (чертеж № 1 задания 2 Приложение 2), запись вывода по окончанию работы; затем (чертеж № 1 задания 1 Приложение 2) (возможно ли в реальности существование такого треугольника на плоскости?); работа в группах по выяснению условий существования треугольников (Приложение 3), выступление руководителей групп о полученных результатах работы, запись выводов Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Словесный Практический
Репродуктивный
Частично
поисковый Продуктивный
Словесный
Практический
Индуктивный
Дедуктивный
РРЭ: по окончанию разбора результатов выполнения Д/З к уроку и работы в группах на занятии, учащиеся легко применили эти теоретические знания к решению поставленной учителем проблеме о корректности построения чертежей в разминке; выводы для последующей практической работы записаны в бланке (Приложение 2)
3. Первичная проверка (10 мин.)
Цель: применение новых способов действий на уровне применения в измененной учебной ситуации
Задача: обеспечение условий для самостоятельного
применения на практике полученных на занятии теоретических знаний каждым учеником
Каждому ребенку учитель предлагает применить полученные знания (дома и в классе) на практике, раздает индивидуальные карты учащихся (ИКУ) для выполнения 5 заданий в тестовом варианте уровней А,В (листы с записанными выводами (Приложение 2) можно использовать в качестве подсказки); по окончанию работы выполняется самостоятельная проверка ее результатов Индивидуальная Самостоятельный
Практический
Репродуктивный
Продуктивный
Дедуктивный
РРЭ: каждый ученик применил на практике полученные в ходе урока знания, решив пять тестовых заданий, выполнил самопроверку результатов работы
4. Итог на рефлексивной основе (5 мин.)
Цель: анализ и оценка достижения результата учебной деятельности
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым учащимся с учетом поставленных в начале урока целей
Затем, ученики выставляют каждый сам себе оценку за работу (из расчета одно верно выполненное задание – один балл);письменно в ИКУ самостоятельно подводят итог работы на занятии, продолжая запись утверждение «Я узнал нового», «Мне понравилось». По просьбе учителя, эти высказывания зачитываются в слух (по желанию ребят); подводится общий итог занятия учителем Индивидуальная

Фронтальная

Самостоятельный
Практический

Словесный
Индуктивный
Дедуктивный

РРЭ: в ИКУ самостоятельно каждым учеником не только выставляется оценка за практическое применение полученных знаний на уроке, но и письменно подведен итог – что нового он узнал, что ему понравилось на этом занятии
5. Индивидуализированное домашнее задание
Цель: создание условий в содержании Д/З для уверенного подтверждения каждым обучающимся освоения условий существования треугольников и соотношений между сторонами и углами треугольников
Задача: обеспечение понимания учениками цели и содержания Д/З
При самопроверки результатов выполнения проверочной работы по ИКУ, автоматически выполняется индивидуальный набор заданий для домашней работы каждого ученика (напротив колонки « +, – » записаны номера потемных заданий, которые необходимо выполнить при неверном выполнении данного) Индивидуальная Самостоятельный
Практический
РРЭ: каждый ученик, заполнив ИКУ, автоматически получает индивидуальный набор Д/З (из заданий, которые аналогичны тем, с которыми ребенок не смог справиться в первичном применении на занятии). Те учащиеся, которые выполнили работу полностью, имеют возможность не только решить по желанию все предложенные учителем задания для Д/З, но и взять задания повышенной сложности

*По окончанию основной работы можно вернуться к теме урока «Треугольник – простейший и неисчерпаемый» и предложить детям выступить с подготовленным материалом о треугольнике Пентроуза и о созвездии Треугольник, дополнив их выступления о том, какие еще в жизни встречаются треугольники (музыкальный треугольник, Бермудский треугольник, солдатский треугольник, бильярдный треугольник и др).

Приложение 4

Приложение 5