Цели урока:
Обучающий аспект:
- Знать формулу нахождения периметра треугольника, градусную меру суммы углов треугольника, свойства смежных и вертикальных углов.
- Применять условие существования треугольника, соотношение сторон и углов треугольника в стандартной и нестандартной учебной ситуации.
- Уметь решать тестовые задания варианта А, В.
Развивающий аспект.
- Развивать грамотную математическую речь.
- Развивать мышление посредством:
– определения и объяснения способов решения геометрических задач и заданий
– сопоставления анализа стандартной и нестандартной учебной ситуации и выбора применяемых знаний, полученных в результате выполнения домашней работы и на занятии
– систематизации знаний по теме «Треугольник»
- Развивать умения самооценки и рефлексии
Воспитывающий аспект.
- Воспитывать:
- согласованность и координацию деятельности каждого ученика с другими участниками учебного процесса
- самостоятельность
Тип урока. Урок изучения нового.
Этапы урока.
1. Подготовительный.
2. Усвоение нового.
3. Первичная проверка.
4 . Итог работы на рефлексивной основе.
5. Индивидуализированное Д/З.
Границы знания – не зная.
Учащиеся знают и умеют применять | Не знают |
Знают понятие треугольник, формулу
нахождения периметра треугольника, градусную
меру суммы углов треугольника, определение и
свойства смежных и вертикальных углов; Могут определять неверное построение чертежа – схемы по тексту геометрической задачи (нарушение градусной меры угла, деление угла лучом, исходящего из вершины, на неравные части) |
Понятие неравенство треугольника, как
условие существования треугольника; Понятие
соотношения сторон и углов треугольника, как
возможность определять большую сторону и
больший угол треугольника; Не умеют применять эти понятия в учебной ситуации |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание деятельности | Формы | Методы | |
1. | Подготовительный (5 мин.) Цель: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, обеспечение принятия цели учебно – познавательной деятельности. Задача: определение темы, целей урока, повторение изученного ранее. |
Вступительное слово учителя,
определение темы урока детьми через тематику
домашнего задания (Приложение 1),
определение уровня знаний учащихся по данной
теме из курсов математики 5 – 6 класса; выполнение
разминки по готовым чертежам (Приложение
2); запись выводов по окончанию каждого этапа разминки |
Фронтальная Индивидуальная |
Словесный Наглядный |
Самостоятельный Репродуктивный |
||||
Индуктивный Дедуктивный |
||||
РРЭ: у каждого ученика заполнен бланк с заданиями разминки, в котором записаны тема занятия (цели которого определены) , выводы для последующей практической работы относительно повторения изученного ранее материала по теме «Треугольник» | ||||
2. | Усвоение знаний (25 мин.) Цель: обеспечение усвоения новых знаний. Задача: введение новых понятий «соотношение углов и сторон треугольника», «условие существования треугольника». |
Использование чертежей разминки для определения корректности построения чертежей к ним; использование результатов домашней работы учащихся для проверки (чертеж № 1 задания 2 Приложение 2), запись вывода по окончанию работы; затем (чертеж № 1 задания 1 Приложение 2) (возможно ли в реальности существование такого треугольника на плоскости?); работа в группах по выяснению условий существования треугольников (Приложение 3), выступление руководителей групп о полученных результатах работы, запись выводов | Фронтальная Индивидуальная Групповая Фронтальная Индивидуальная |
Словесный Практический Репродуктивный |
Частично поисковый Продуктивный |
||||
Словесный Практический Индуктивный Дедуктивный |
||||
РРЭ: по окончанию разбора результатов выполнения Д/З к уроку и работы в группах на занятии, учащиеся легко применили эти теоретические знания к решению поставленной учителем проблеме о корректности построения чертежей в разминке; выводы для последующей практической работы записаны в бланке (Приложение 2) | ||||
3. | Первичная проверка (10 мин.) Цель: применение новых способов действий на уровне применения в измененной учебной ситуации Задача: обеспечение условий для самостоятельного применения на практике полученных на занятии теоретических знаний каждым учеником |
Каждому ребенку учитель предлагает применить полученные знания (дома и в классе) на практике, раздает индивидуальные карты учащихся (ИКУ) для выполнения 5 заданий в тестовом варианте уровней А,В (листы с записанными выводами (Приложение 2) можно использовать в качестве подсказки); по окончанию работы выполняется самостоятельная проверка ее результатов | Индивидуальная | Самостоятельный Практический |
Репродуктивный Продуктивный |
||||
Дедуктивный | ||||
РРЭ: каждый ученик применил на практике полученные в ходе урока знания, решив пять тестовых заданий, выполнил самопроверку результатов работы | ||||
4. | Итог на рефлексивной основе (5 мин.) Цель: анализ и оценка достижения результата учебной деятельности Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым учащимся с учетом поставленных в начале урока целей |
Затем, ученики выставляют каждый сам себе оценку за работу (из расчета одно верно выполненное задание – один балл);письменно в ИКУ самостоятельно подводят итог работы на занятии, продолжая запись утверждение «Я узнал нового», «Мне понравилось». По просьбе учителя, эти высказывания зачитываются в слух (по желанию ребят); подводится общий итог занятия учителем | Индивидуальная Фронтальная |
Самостоятельный Практический Словесный |
РРЭ: в ИКУ самостоятельно каждым учеником не только выставляется оценка за практическое применение полученных знаний на уроке, но и письменно подведен итог – что нового он узнал, что ему понравилось на этом занятии | ||||
5. | Индивидуализированное домашнее
задание Цель: создание условий в содержании Д/З для уверенного подтверждения каждым обучающимся освоения условий существования треугольников и соотношений между сторонами и углами треугольников Задача: обеспечение понимания учениками цели и содержания Д/З |
При самопроверки результатов выполнения проверочной работы по ИКУ, автоматически выполняется индивидуальный набор заданий для домашней работы каждого ученика (напротив колонки « +, – » записаны номера потемных заданий, которые необходимо выполнить при неверном выполнении данного) | Индивидуальная | Самостоятельный Практический |
РРЭ: каждый ученик, заполнив ИКУ, автоматически получает индивидуальный набор Д/З (из заданий, которые аналогичны тем, с которыми ребенок не смог справиться в первичном применении на занятии). Те учащиеся, которые выполнили работу полностью, имеют возможность не только решить по желанию все предложенные учителем задания для Д/З, но и взять задания повышенной сложности |
*По окончанию основной работы можно вернуться к теме урока «Треугольник – простейший и неисчерпаемый» и предложить детям выступить с подготовленным материалом о треугольнике Пентроуза и о созвездии Треугольник, дополнив их выступления о том, какие еще в жизни встречаются треугольники (музыкальный треугольник, Бермудский треугольник, солдатский треугольник, бильярдный треугольник и др).