Цель:
- Познакомить ребят с природой Африки, определить какие животные живут в дальних странах, почему фламинго – розовый.
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук, повторить арифметический счет.
Ход занятия
I. Организационный этап
Каждое занятие – как происшествие,
Нам на радость всем оно дано,
Ждет нас постоянно путешествие,
Пусть же не кончается оно!
II. Сообщение темы занятий. Постановка задачи.
Чей силуэт изображен у вас на карточке? (Птицы)
Кто знает что это за птица? (Фламинго)
Что необычного в раскрасе пера у этой птицы? (Перо розовое)
III. Раскрась фламинго в розовый цвет.
Раскрашивание фламинго. (слайд 1)
IV. Путешествие.
Посмотрите, это Африка. В самом центре жаркой Африки есть озеро с красивым названием Виктория. Это очень большое озеро. С одного берега другого берега не видно, а если смотреть с западной стороны озера на восток, то можно рассмотреть высоко в небе большое белое облако. Но это совсем не облако, а вершина самой высокой в Африке горы –Килиманджаро, покрытая льдами. Красиво, аж дух захватывает!
(слайд 2)
Так вот. Жил в водах озера Виктория маленький-маленький рачок Артемия. Несмотря на свои небольшие размеры, Артемия был очень любопытным и любознательным созданием. Он очень часто любовался вершиной Килиманджаро, и ему очень хотелось туда попасть, чтобы узнать, что такое лёд? Ведь озеро Виктория никогда не замерзает.
(слайд 3)
Задание
Составь слово из льдинок – и ты узнаешь, без чего не бывает льда.
А ещё Артемия давно заметил, что всё, к чему бы он ни прикоснулся, почему-то становится розовым. Один раз он залез на белую лилию, и она окрасилась цветом солнечного заката
«Знаешь что, Артемия, – сказала лилия рачку. – Ты, пожалуйста, больше никогда так не делай. Мы, лилии, всегда были белыми-белыми, чем очень гордились».
Рачок очень расстроился. Ведь он не хотел сделать белой лилии ничего плохого.
Задание (слайд 4)
Найди лилию с шестью лепестками
Однажды к берегу озера пришёл большой серый носорог. Он целый день бродил по жаркой саванне, и ближе к вечеру ему хотелось пить
«Здравствуй, большой серый носорог, – поприветствовал зверя Артемия. – Ты не мог бы рассказать мне о саванне? Все кругом только и говорят о саванне, а я даже не знаю, кто это. Зверь? Дерево? Или, быть может, это куст с красивыми цветами?»
(слайд 5)
Задание
Раскрась носорога.
Всем известно, что носороги очень плохо видят, и большой серый носорог сразу даже и не понял, кто же это к нему обращается. Ведь рачок Артемия размерами был в два раза меньше спичечной головки.
«Кто это спрашивает меня про саванну? – удивился большой серый носорог. – Кто же из живущих в Африке до сих пор не знает что, саванна это не зверь, не дерево и не куст с красивыми цветами?»
Артемия смутился. Ему стало очень стыдно, что он, житель самого центра Африки, не знает, что такое саванна.
«Я маленький рачок Артемия, – сказал бедняга, – я родился и вырос в воде и никогда никуда не путешествовал»
«Понятно, – ответил носорог. Напившись воды, он стал добрым-добрым. – Я расскажу тебе, Артемия, что такое саванна. Представь себе большое-пребольшое поле, поросшее высокой зелёной травой. Это поле тянется до самого горизонта, и нет саванне конца и края, если пойти направо нет ей предела, если свернуть налево. В саванне растут кусты и деревья, а когда начинается сезон дождей, она украшается большими разноцветными цветами. Это очень-очень красивое зрелище маленький рачок.»
«Как бы мне хотелось познакомиться с саванной. – мечтательно произнёс Артемия, –посмотреть на кусты, цветы, деревья!»
Задание
(слайд 6)
Скажи, какие цветы растут справа от указателя, а какие – слева? Какое растение растёт сзади указателя?
«Так в чем дело?» – спросил большой серый носорог, – Залезай на меня, я прокачу тебя и познакомлю с саванной!»
«Спасибо, большой серый носорог, – улыбнулся Артемия, – только к чему я ни прикоснусь, всё почему-то становится розовым? Ты не будешь против сменить свой привычный серый цвет на розовый?»
Большой серый носорог долго думал, а потом сказал: «Нет, маленький рачок, серый цвет помогает мне прятаться в тени деревьев так хитро, что охотники меня не видят». И ушёл.
Потом на водопой пришёл слон и тоже отказался катать Артемия. Не захотели становиться розовыми зебра, антилопа гну, а с гиеной рачок сам не захотел разговаривать.
Артемия часто слышал от животных очень много плохого о гиене и не хотел, чтобы шкура этого коварного, жадного и хитрого зверя стала розовой.
Задание.
(слайд 7)
Раскрась правильно всех зверей.
И льва Артемия не стал ни о чём просить Лев и так был очень-очень красивый – с огромной гривой, очень длинным хвостом, украшенным кисточкой. Так и сидел Артемия на берегу озера Виктория и с печалью смотрел на восток, где в небесной высоте сияла бриллиантом вершина горы Килиманджаро
Задание
(Слайд 8)
Сделай гриву Льва кудрявой.
Но вот однажды прилетела под вечер на озеро красивая розовая птица с очень длинным клювом и очень длинными ногами. «Какая ты красивая, неизвестная птица, поприветствовал гостью рачок Артемия. – Я никогда не видел птиц такого нежного розового цвета!»
Задание
(слайд 9)
Помоги птице добраться до Артемия.
Птица, как и большой серый носорог, тоже не сразу поняла, кто с ней разговаривает.
«Я маленький рачок Артемия, – представился птице наш герой. –Я родился, вырос и живу в воде.»
«Здравствуй, маленький рачок Артемия, – улыбнулась розовая птица на длинных ногах. –Меня все зовут фламинго, но я вовсе не розовая птица, а белая. Лучи заходящего солнца коснулись моих перьев, и я просто кажусь тебе розовой. Скажу правду, мой маленький друг, мне бы очень хотелось стать розовой птицей, но увы, это возможно только на рассвете или на закате».
Задание
(слайд 9)
Сосчитай солнечные лучи.
«Подожди, фламинго, обрадовался Артемия. – Ты на самом деле хочешь стать розовой птицей?»
«Да, мой маленький друг, больше всего на свете!» – ответила птица.
«Я, пожалуй, смогу тебе помочь, – сказал Артемия. – Понимаешь, так уж получается, что, к чему я ни прикоснусь, оно становится розовым. Я залез на белую лилию, но она на меня рассердилась. Я предлагал стать розовыми носорогу и слону, зебре и антилопе-гну, но все они отказались. А ты, оказывается, только об этом и мечтаешь!»
«Правда? – обрадовалась птица. – А зачем ты предлагал стать розовыми слону и носорогу, зебре и антилопе – гну?»
«Я давно мечтаю путешествовать, – ответил фламинго маленький рачок. – Видишь вдали точку гору Килиманджаро? Я хотел бы посмотреть, как выглядит лёд. Я хотел бы познакомиться с саванной, когда она украшается большими разноцветными цветами после сезона дождей. Я хотел бы …»
Задание
(слайд 10)
Разберись, по какой дороге рачок доберётся до саванны.
«Так в чем дело, мой маленький друг – спросила птица. – Залезай на меня, и мы отправимся с тобой и на Килиманджаро, и в саванну. Я покажу тебе могучую реку Нил и высокие пирамиды на его берегах. Ты увидишь пустыню Сахару, жёлтую от песка, и тучи попугаев носятся между ветвей, как разноцветные тучи».
Задание
(слайд 11)
Найди самую маленькую и самую большую обезьянку. Так они и поступили. Рачок залез на фламинго, и перья птицы тут же окрасились в нежный розовый цвет! В это время солнце уже взошло высоко-высоко, и птица фламинго, посмотрев на своё отражение в воде озера, не могла нарадоваться своему счастью. С тех пор этих красивых птиц называют не иначе как розовыми фламинго.
Теперь, ребята, вы знаете почему.
Задание 12
V. Итог занятия.
(Что нового вы узнали?)
VI. Рефлексия.
Кому понравилось занятие заберите листочки с выполненными вами заданиями и поделитесь своей радостью с родителями
Литература:
- Бейчек В., Штясны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Лабиринт-пресс.
- Аумушин И. Мир животных, Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающие – М.: Мысль, 1995.
- Красная Книга Российской Фелерации – М.: АСТ, 2001.