Тема урока: "Звук"

Разделы: Физика


Образовательная цель – сформировать понятие звуковой волны; сформировать представление о взаимосвязи физики и биологии, формировать навыки анализировать, сравнивать, сопоставлять;

Развивающая цель – развитие познавательного интереса у учащихся, расширение их кругозора;

Воспитательная цель – учить использовать полученные знания для защиты от вредных воздействий звука; воспитывать самореализацию у учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, наблюдение.

Технология: ИКТ при изучении нового материала и закреплении.

Оборудование: камертоны, видеопроектор, компьютер, осциллограф.

Ход урока

Актуализация. Опрос по теме механические колебания.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое волна?
  2. Что является источником волны?
  3. Какие характеристики волны вы знаете?
  4. Что такое упругая волна?
  5. Как распространяются волны в упругих средах?
  6. Какие виды упругих волн мы изучили?
  7. В каких средах распространяются упругие волны?

I. Изучение новой темы.

Запись в тетрадях тема “Звук”. “Мозговой штурм”. Показ слайдов 1-7. Это переделанная мною английская сказка: “Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил машину, другой красивую невесту. Черт шутя справился с этим и забрал себе души обоих путников. А третий путник Боярский свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и черт был посрамлен”. Вопрос – что такое свист? Ответ дают учащиеся – это звук.

Показ слайда 8 видеоролик “Модель слухового аппарата человека. Вопрос может ли слышать глухой и плохо слышащий человек? Учащиеся высказывают свои мнения. Показываю слайд 9. На слайде качественная задача “Бетховен пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал на корпус фортепьяно, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял”. Делаем вывод, что можно слышать. Вопрос: Объясните почему палочка помогала композитору лучше слышать? Ответ на 10 слайде: Звуковые колебания могут восприниматься человеком непосредственно через кости черепа. Поэтому композитор Л. Бетховен, который страдал глухотой, пользовался деревянной палочкой. Звук от корпуса фортепьяно через деревянную палочку, которую он держал в зубах, передавался костям черепа, от них – органам внутреннего уха.

Вопрос: Что является причиной звуков?

Ответ: Причиной звуков является вибрация (колебания) тел. (запись в тетрадях).

Например: музыка звучит из радиоприемника благодаря колебания диффузора громкоговорителя, автомобильную катастрофу сопровождает немузыкальный звук – скрежет – вследствие беспорядочных колебаний столкнувшихся автомобилей под действием удара и т.д.

Вопрос: Дайте определение, что такое звук и какие волны называют звуковыми.

Ответ: Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Механические волны, которые вызывают ощущение звука, называют звуковыми волнами. ( запись в тетрадях).

Показывается опыт. Демонстрация на осциллографе ( с использованием громкоговорителя) изменение амплитуды звуковой волны с изменением громкости.

Вывод из опыта: Громкость звука – это субъективная характеристика, которая зависит от частоты колебаний и чувствительности уха. Громкость звука зависит от амплитуды и частоты колебаний в звуковой волне (запись в тетрадях).

Показ слайда 12. Качественная задача Л.Н. Толстой. Рассказ аэронавта

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. “Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу”.

Объясните это явление.

Ответ: Громкость звука зависит от плотности воздуха. Чем меньше плотность воздуха, тем слабее звук. Плотность воздуха убывает с высотой. Поэтому голос аэронавта был слабым. (запись в тетрадях)

Опыт: Демонстрация осциллограмм тембра голосов учащихся на экране осциллографа.

Вопрос: Что такое тембр и обертон?

Ответ: Тембр это качество звука, которое придает индивидуальную окраску звучанию источника, Он зависит от состава звука. Тон, соответствующий наименьшей частоте в наборе частот данного звука, называется основным. Тоны более высоких кратных частот называются обертонами (запись в тетрадях).

Включаю запись – визг пилы, шипение змеи, скрип дверей, звучит орган, скрипка .

Задаю вопрос: Это музыкальный звук или шум?

Вопрос: Дайте определение шума и музыкального звука.

Шумами называют звуки, образующие непрерывный набор частот, заполняющих некоторый интервал. Звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами, называют музыкальными (запись в тетрадях).

Показываю слайд 11. Качественная задача:

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками “…Ковры, портьеры и мягкую мебель, – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить”. С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома? Ответ: Ковры и мягкая мебель сильно поглощают звук.

II. Подведение итогов урока.

Что такое звук? Какие условия необходимы для существования звука? Что называется звуковой волной? Что такое громкость и от чего она зависит? Что такое тембр, обертон? Чем отличаются музыкальные звуки от шума?

III. Домашнее задание.

Повторить определения основных характеристик волны, формулы. Предложите способы защиты своей квартиры, дома, школы от шума. § 34, Упр. 29.

Презентация

Видео