Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011-2016 гг.

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, формируется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.

В Любино-Малоросском поселении проживают издавна люди разных национальностей (русские, немцы, казахи, чуваши, эстонцы, представители коренных народов Сибири и других народностей), каждый из народов стремится сохранить свою культуру и традиции. Школьный краеведческий музей, созданный руками учеников более 40 лет назад, бережно сохраняет элементы культуры каждого проживающего народа, учит обучающихся уважать и сохранять память о своих предках, жить в мире и согласии.

Школа богата воспитательными традициями, для которых характерна преемственность. И здесь особая роль отводится школьному музею – хранителю истории и традиций. За годы его существования накоплен богатый опыт работы с учащимися по различным направлениям, реализованы многие проекты по краеведению и экологии, подготовлена достойная смена в различных отраслях науки, культуры, техники, образования из числа выпускников.

Однако наблюдается снижение воспитательного воздействия культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма, постепенная утрата у молодого поколения и в обществе в целом традиционно российского патриотического сознания.

В общественном сознании наблюдается проявление равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.

Возникла острая потребность в совершенствовании образовательной среды посредством патриотического воспитаниякак основы консолидации общества и укрепления государства.

В условиях патриотического воспитания, обращаясь к истории своего края, своего народа, обучающиеся начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны. Это создает плодотворную почву для более качественной реализации историко-краеведческой, гражданской и патриотической работы. В интенсивных процессах обучения и поисково-исследовательской деятельности учащиеся глубже познают истоки культуры, истории, духовности и патриотизма российского народа, пытаются определить свое место, место своей семьи в развитии исторического процесса.

Программа патриотического воспитания МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» в условиях модернизации образования, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной системы школы, направлена на создание условий для преодоления возникшей проблемы, на дальнейшее развитие системы патриотического воспитания в школе, повышение уровня организационно-методического обеспечения воздействия на личность обучающихся.

Авторский коллектив разработчиков программы: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель МО начальных классов, руководитель школьного историко-краеведческого музея, руководитель молодежного объединения старшеклассников «Jugendwelle».

Нормативно-правовой основой разработки программы являются:

  • Закон «Об образовании РФ»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
  • Программа воспитания и социализации обучающихся МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» на 2011-2015 годы.

I. Цель и задачи Программы

Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания в МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» через активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, формирование у молодого поколения высокого патриотического сознания.

Задачи:

  1. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников школы в направлении организации патриотического воспитания через различные формы образования и деятельности школьного коллектива.
  2. Повышение уровня и качества организационно-методического обеспечения и сопровождения реализуемых мероприятий, конкурсов, проектов.
  3. Формирование методического инструментария по диагностике в системе патриотического воспитания в школе для изучения эффективности реализации программы патриотического воспитания.
  4. Популяризация опыта работы школы по патриотическому воспитанию.

II. Принципы реализации программы           

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и специфику патриотического воспитания учащихся и принципах воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Принципы:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительные качества личности обучающихся и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

III. Основные направления и содержание программы патриотического воспитания

Программа патриотического воспитания предусматривает духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.

Воспитание патриотизма и гражданственности обеспечивается созданной психолого-педагогической средой, нравственным укладом школьной жизни и включает воспитательную, учебную, внеучебную и социально-значимую деятельность обучающихся.

Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители данного качества личности.

В патриотизме выделены следующие из этих компонентов: потребностно - мотивационный; мировоззренческий, волевой; интеллектуально-эмоциональный; поведенческий; оценочный .Все выделенные компоненты являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».

Уровни проявления патриотизма: патриотизм на словах; патриотизм на словах, но с отдельными патриотическими поступками; патриотизм в действиях, требующих проявления мужества, жертвования своей жизнью.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям мы относим:

  1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.
  2. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, села, области, России.
  3. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.
  4. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.
  5. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.
  6. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.
  7. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.

Для достижения этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные направления и формы учебной и внеклассной работы.

Для реализации программы патриотического воспитания согласованы усилия школы, семьи, организаций социума, детских общественных организаций.

Школа активно сотрудничает с краеведческим музеем им. Коровкина в р.п. Любино, с «Центром по работе с детьми и молодёжью» Любинского муниципального района, немецким центром «Общество развития «Новосибирск» в г. Омске, Омской областной молодёжной общественной организацией «Методический центр немцев Омской области», с Омской региональной детско-юношеской общественной организацией охраны окружающей среды «Экологический центр», с БДО « Дом детского творчества» в р.п. Любино, с Любино-Малоросским и Сторожильским Домами культуры (фольклорный ансамбль «Врабий», тaнцевальный ансамбль «Дети солнца», общественно-социальные мероприятия для жителей села), с Советом ветеранов с. Любино-Малороссы и Любинского муниципального района, с сельской библиотекой, с коллективом ПУ-13.

Направление: гражданско-патриотическое воспитание

Цель: формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Виды и формы деятельности:

Получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о символах государства; организация работы школьных детских общественных объединений:« Искатели» «Экос», «Jugenwelle», знакомство с деятельностью общественных организаций;

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, подготовка и проведение конкурсов сюжетно-ролевых игр на местности, участие в выставках, экскурсиях, агитпоходахю

Направление: Социально-патриотическое

Цель:

активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Виды и формы деятельности:

Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: учёба, общение, игра, творчество, увлечения (хобби).

Приобретение опыта и освоение основных форм учебного сотрудничества: сотрудничество со сверст-никами и с учителями, участие в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления

Деловые игры, ролевые игры, классные часы, создание проектов, презентаций, акции.

Школьные проекты: «В кругу друзей», «Лидерская школа», «Совет старшеклассников».

Общественные акции. Экологические экспедиции

Направление: Историко-краеведческое воспитание

Цель: познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Виды и формы деятельности:

Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

Беседы, акции, семейные праздники, конкурсы, творческие проекты, ролевые игры, просмотры учебных фильмов.

Музейные проекты, экскурсии. Поисковая исследовательская деятельность.

Направление: Военно-патриотическое.

Цель: формирование у молодежи идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Виды и формы деятельности:

Получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, изучение русской военной истории, воинских традиций. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.

Беседы, классные часы, просмотры учебных видеофильмов, постановка спектаклей на краеведческом материале, подготовка и проведение конкурсов сюжетно-ролевые игры на местности, экскурсии.

Смотры строя и песни, месячник оборонно-массовой работы.

Управление системой патриотического воспитания осуществляется через структурные компоненты: педагогический коллектив, классы, внеучебную деятельность, дополнительное образование, детские общественные объединения, методические объединения классных руководителей.

Полностью текст работы представлен в Приложении.