Пояснительная записка.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, формируется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.
В Любино-Малоросском поселении проживают издавна люди разных национальностей (русские, немцы, казахи, чуваши, эстонцы, представители коренных народов Сибири и других народностей), каждый из народов стремится сохранить свою культуру и традиции. Школьный краеведческий музей, созданный руками учеников более 40 лет назад, бережно сохраняет элементы культуры каждого проживающего народа, учит обучающихся уважать и сохранять память о своих предках, жить в мире и согласии.
Школа богата воспитательными традициями, для которых характерна преемственность. И здесь особая роль отводится школьному музею – хранителю истории и традиций. За годы его существования накоплен богатый опыт работы с учащимися по различным направлениям, реализованы многие проекты по краеведению и экологии, подготовлена достойная смена в различных отраслях науки, культуры, техники, образования из числа выпускников.
Однако наблюдается снижение воспитательного воздействия культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма, постепенная утрата у молодого поколения и в обществе в целом традиционно российского патриотического сознания.
В общественном сознании наблюдается проявление равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
Возникла острая потребность в совершенствовании образовательной среды посредством патриотического воспитаниякак основы консолидации общества и укрепления государства.
В условиях патриотического воспитания, обращаясь к истории своего края, своего народа, обучающиеся начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином Отчизны. Это создает плодотворную почву для более качественной реализации историко-краеведческой, гражданской и патриотической работы. В интенсивных процессах обучения и поисково-исследовательской деятельности учащиеся глубже познают истоки культуры, истории, духовности и патриотизма российского народа, пытаются определить свое место, место своей семьи в развитии исторического процесса.
Программа патриотического воспитания МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» в условиях модернизации образования, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательной системы школы, направлена на создание условий для преодоления возникшей проблемы, на дальнейшее развитие системы патриотического воспитания в школе, повышение уровня организационно-методического обеспечения воздействия на личность обучающихся.
Авторский коллектив разработчиков программы: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель МО начальных классов, руководитель школьного историко-краеведческого музея, руководитель молодежного объединения старшеклассников «Jugendwelle».
Нормативно-правовой основой разработки программы являются:
- Закон «Об образовании РФ»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
- Программа воспитания и социализации обучающихся МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» на 2011-2015 годы.
I. Цель и задачи Программы
Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания в МКОУ «Любино-Малоросская СОШ» через активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, формирование у молодого поколения высокого патриотического сознания.
Задачи:
- Развитие профессиональной компетентности педагогических работников школы в направлении организации патриотического воспитания через различные формы образования и деятельности школьного коллектива.
- Повышение уровня и качества организационно-методического обеспечения и сопровождения реализуемых мероприятий, конкурсов, проектов.
- Формирование методического инструментария по диагностике в системе патриотического воспитания в школе для изучения эффективности реализации программы патриотического воспитания.
- Популяризация опыта работы школы по патриотическому воспитанию.
II. Принципы реализации программы
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и специфику патриотического воспитания учащихся и принципах воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Принципы:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительные качества личности обучающихся и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
III. Основные направления и содержание программы патриотического воспитания
Программа патриотического воспитания предусматривает духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности обеспечивается созданной психолого-педагогической средой, нравственным укладом школьной жизни и включает воспитательную, учебную, внеучебную и социально-значимую деятельность обучающихся.
Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители данного качества личности.
В патриотизме выделены следующие из этих компонентов: потребностно - мотивационный; мировоззренческий, волевой; интеллектуально-эмоциональный; поведенческий; оценочный .Все выделенные компоненты являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».
Уровни проявления патриотизма: патриотизм на словах; патриотизм на словах, но с отдельными патриотическими поступками; патриотизм в действиях, требующих проявления мужества, жертвования своей жизнью.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям мы относим:
- Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.
- Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, села, области, России.
- Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.
- Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.
- Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.
- Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.
- Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.
Для достижения этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные направления и формы учебной и внеклассной работы.
Для реализации программы патриотического воспитания согласованы усилия школы, семьи, организаций социума, детских общественных организаций.
Школа активно сотрудничает с краеведческим музеем им. Коровкина в р.п. Любино, с «Центром по работе с детьми и молодёжью» Любинского муниципального района, немецким центром «Общество развития «Новосибирск» в г. Омске, Омской областной молодёжной общественной организацией «Методический центр немцев Омской области», с Омской региональной детско-юношеской общественной организацией охраны окружающей среды «Экологический центр», с БДО « Дом детского творчества» в р.п. Любино, с Любино-Малоросским и Сторожильским Домами культуры (фольклорный ансамбль «Врабий», тaнцевальный ансамбль «Дети солнца», общественно-социальные мероприятия для жителей села), с Советом ветеранов с. Любино-Малороссы и Любинского муниципального района, с сельской библиотекой, с коллективом ПУ-13.
Направление: гражданско-патриотическое воспитание
Цель: формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Виды и формы деятельности:
Получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о символах государства; организация работы школьных детских общественных объединений:« Искатели» «Экос», «Jugenwelle», знакомство с деятельностью общественных организаций;
Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, подготовка и проведение конкурсов сюжетно-ролевых игр на местности, участие в выставках, экскурсиях, агитпоходахю
Направление: Социально-патриотическое
Цель:
активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Виды и формы деятельности:
Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: учёба, общение, игра, творчество, увлечения (хобби).
Приобретение опыта и освоение основных форм учебного сотрудничества: сотрудничество со сверст-никами и с учителями, участие в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления
Деловые игры, ролевые игры, классные часы, создание проектов, презентаций, акции.
Школьные проекты: «В кругу друзей», «Лидерская школа», «Совет старшеклассников».
Общественные акции. Экологические экспедиции
Направление: Историко-краеведческое воспитание
Цель: познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Виды и формы деятельности:
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
Беседы, акции, семейные праздники, конкурсы, творческие проекты, ролевые игры, просмотры учебных фильмов.
Музейные проекты, экскурсии. Поисковая исследовательская деятельность.
Направление: Военно-патриотическое.
Цель: формирование у молодежи идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Виды и формы деятельности:
Получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, изучение русской военной истории, воинских традиций. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.
Беседы, классные часы, просмотры учебных видеофильмов, постановка спектаклей на краеведческом материале, подготовка и проведение конкурсов сюжетно-ролевые игры на местности, экскурсии.
Смотры строя и песни, месячник оборонно-массовой работы.
Управление системой патриотического воспитания осуществляется через структурные компоненты: педагогический коллектив, классы, внеучебную деятельность, дополнительное образование, детские общественные объединения, методические объединения классных руководителей.
Полностью текст работы представлен в Приложении.