Игра проведена в 3-м классе после прохождения урока на тему: «Царь Пётр и его дела» по учебнику Н.И.Ворожейкиной и Н.Ф.Виноградовой «Наша Родина в прошлом». ( Беседы по истории России для 3 класса четырёхлетней начальной школы.)
Цели:
- Познакомить с жизнью и годами правления царя Петра 1.
- Воспитание патриотизма, любви к своей Отчизне
- Прививать интерес школьников к исторической литературе
Подготовительный период.
За две недели до проведения игры в классном «Уголке чтения» появилось обращение к ребятам: «Дорогие третьеклассники! Готовьтесь к интеллектуальной игре «Умники и умницы» по истории России. Тема: «Пётр 1 и его великие дела».
Далее были помещены 18 вопросов для подготовки и литература.
Обращение заканчивалось словами: «Ребята! Читайте рассказы о нашей Родине в прошлом, чтобы лучше знать историю и разбираться в настоящем нашего государства».
Оборудование:
- Стилизованные костюмы царя и дамы 17-18 вв.
- Исторические даты, связанные с годами правления Петра 1.
- Карта России начала 18 века.
- Изображение памятника Петру 1 в городе Санкт-Петербург.
- Вопросы для агонистов и теоретиков.
- Медали и призы для победителей.
- Цветные дорожки: красная, жёлтая, зелёная.
- Эпиграф о царе Петре 1.
- Мультимедийный проектор
- Музыкальное сопровождение.
Оформление классной комнаты
Доска
В центре помещено изображение памятника Петру 1 скульптора Э.Фальконе. Справа расположена карта России начала 18 века. Слева записаны эпиграфы:
«Познаём в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно».
(А.Н. Радищев - русский просветитель, философ).«Перелом в истории России, совершившийся в правление Петра, определил путь нашей страны на много лет вперёд».
(А.Н.Толстой – русский писатель).
Теоретики рассажены полукругом напротив классной доски, для агонистов (основных игроков) подготовлены три цветные дорожки (красная, жёлтая, зелёная), напротив - расположился ареопаг – судейская коллегия.
Ход игры.
Учитель: Царь Пётр 1 в детстве был крепким, здоровым и весёлым ребёнком. Он очень любил играть в военные игры. Отец дарил ему много деревянных солдатиков, пушек, ружей. Но отец Петра умер, когда мальчику было всего 3 года.
Отбор агонистов. Участникам задаются вопросы:
- Как звали отца Петра 1?
- Как звали мать Петра — умную и добрую женщину?
- Кто правил государством в детские годы царевича?
I. Пролог.
Конкурс русского языка.
- Напишите своё имя. Что оно означает?
- А что означает слово «Пётр»?
Ведущий игры прочитывает правильный ответ: «Пётр – имя апостола, означающее по-гречески «камень».
Агонисту, набравшему наибольшее число очков, разрешается первому выбрать цвет дорожки. На красной дорожке нельзя ошибаться. На зелёной дорожке можно ошибиться лишь раз. На жёлтой дорожке можно отвечать с ошибками и делать шаг вперёд, но эта дорожка самая длинная.
В начале игры с агонистами проходит небольшое выступление артистов классного театрального кружка. Девочка одета в наряд дамы времён 17-18 вв. Высокий мальчик загримирован, напоминает царя Петра 1: на голове треугольная шляпа, обтягивающие короткие брючки до колен, белые гольфы, туфли с бантами. Они читают наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Читает девочка:
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Продолжает чтение поэмы мальчик:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе»
II. Игра с агонистами
1 агон. «Царь Пётр».
Вопросы проецируются через мультимедийный проектор. Агонисты называют номер, а ведущий громко зачитывает вопрос вслух.
- Опишите внешность Петра.
- Каким по характеру был царь?
- Какие работы умел выполнять царь Петр?
2 агон. «Дела Петра».
Вопросы:
- Как развивалось образование при Петре 1?
- На какие части разделил царь территорию России?
- Что такое регулярная армия?
3 агон. «Новые слова».
Вопросы:
- Что такое «кунсткамера»?
- Что означает слово «сенат»?
- Что такое «цифирная школа»?
Артисты классного театрального кружка продолжают своё выступление. Мальчик читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса».
Продолжает чтение девочка:
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра»
III. Игра с теоретиками.
Вопросы:
- О каком городе идет речь?
- В каком году он был основан? (Санкт-Петербург, 1703 г.)
- Что означает выражение «потешный» полк?
- Кто был учителем Петра?
- В какой стране Пётр работал простым корабельным плотником?
- Что значит выражение «Пётр прорубил «Окно в Европу»?
- Как в России появился картофель?
- Что знаете о первой газете?
- Какие слова вырезал Петр Алексеевич на своей печати?
Проверка знаний детей по историческим датам.
- 1672г. - год рождения Петра Алексеевича.
- 1682 г. - Пётр провозглашён царём.
- 1725 г. - конец правления Петра 1.
- 1700-1721гг. - Северная война.
- 1703г. - основание городов Санкт-Петербург, Петрозаводск; вышла в свет первая русская газета «Ведомости».
IV. Эпилог.
Игра на призы со всеми участниками.
Вопросы:
- Сколько лет прожил Пётр 1?
- Чем Пётр 1 отличался от других царей?
- Что тебе в нём нравится, а что нет?
- Почему царя Петра 1 называют Великим?
- Какие государства называют «империей»?
Во время проведения игры члены ареопага награждали «орденами» умников и умниц, а победитель получил в подарок книгу А.О.Ишимовой «История России для детей» (1866г.)