Форма проведения: игра «Счастливый случай»
Цели:
- Закрепить и углубить знания по теме.
- Познакомить с новыми знаками и дорожной разметкой.
- Воспитывать у ребят желание сознательно, при любых обстоятельствах, выполнять правила дорожного движения.
Оборудование и материалы:
- Комплект дорожных знаков.
- Эмблемы с названиями команд: «Знатоки» и «Внимательный пешеход»
- Табло-блокноты «Фантазия» с карандашами.
- Большой перекидной блокнот с названиями геймов.
Костюмы (3 дорожных знака, Светофор, инспектор ЮИД) - Ширма кукольного театра и куклы: Витюша, дедушка и Петя.
- Фрагмент песни Зиновьева Н., Паулса Р. «Зеленый свет» в исполнении В. Леонтьева
- Аудиозапись сирены полицейской машины.
- Рабочие тетради по ПДД.
- Названия групп дорожных знаков (подготовлены на доске).
- План микрорайона (перекресток).
- Приз для «Тёмной лошадки» - самодельная фигурка полицейского из картона
- Фонограмма песни «Азбука города» (на сл. Я. Пишумова).
Приглашены на занятие: инспектор ГИБДД, Светофорчик Маша и инспектор ЮИД Андрюша
Структура занятия
- Оргмомент
- Объявление темы и целей занятия
- Представление команд друг другу
- Взаимопроверка домашнего задания
- Игра
- а) 1 гейм «Разминка»
- б) 2 гейм «Темная лошадка»
- в) 3 rейм «Ты мне, я – тебе»
- г) 4 гейм «Заморочки из бочки»
- д) 5 гейм «Помогите расставить дорожные знаки и обозначить разметку»
- Итог, домашнее задание
Ход занятия
I. Оргмомент
Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие посвящено теме «Дорожная разметка и дорожные знаки». Сегодня мы закрепим и углубим свои знания по теме, еще раз убедимся, что знать и выполнять ПДД необходимо всем.
Как из букв складываются слова, так у дорожного языка тоже есть свои буквы - знаки, но их не нужно складывать в слова, один знак обозначает целую фразу - дорожный сигнал. Чтобы занятие прошло увлекательно, предлагаю провести его в форме игры «Счастливый случай». Позвольте познакомить вас с условиями игры. (Учитель называет правила игры).
Учитель: Капитаны, познакомьте нас со своей командой!
Капитан №1: Мы назвали свою команду «Внимательный пешеход»
Капитан №2: А наша команда называется «Знатоки»
Дети встают, пожимают друг другу руки и садятся.
Учитель: Ребята, вы получили задание вспомнить, что узнали о дорожных знаках и дорожной разметке в 1-3 классах и зарисовать в тетрадь по 3 знака на каждую группу. Капитаны, проверьте у команды-соперницы, как выполнено задание.
II. Игра
Учитель: Спасибо, все постарались! В ходе нашей игры мы узнаем, насколько серьёзно вы отнеслись к домашнему заданию. Итак, игра!
Звучить фрагмент записи песни в исполнении В. Леонтьева «Зеленый свет»:
Все бегут, бегут, бегут
А он всё горит!
Все бегут, бегут, бегут
А он всё светит!
Учитель: В проведении игры мне помогут Светофорчик – Маша июный инспектор движения – Андрюша. Вам слово!
а) 1 гейм «Разминка»
Андрей и Маша читают вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко. Капитаны команд подсчитывают очки самостоятельно, записывая в блокноте «Фантазия»
Вопросы для 1 команды:
- Проезжая часть улицы (Мостовая).
- Сотрудник милиции, следящий за порядком передвижения транспорта и переходов (Регулировщик).
- Где должен остановиться переход, не успевший закончить переход (На островке безопасности).
- С какого языка пришло нам слою «тротуар»? (С французского).
- Устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей
и грузов (Транспорт). - Расшифруете ДТП (дорожно-транспортное происшествие).
Вопросы для II команды:
- Элемент дороги предназначенный для движения переходов? (Тротуар).
- Человек, управляющий транспортным средством, имеющим 2 и более колеса, приводящий в движение мускульной силой (Велосипедист).
- Место пересечения улиц (Перекресток).
- Человек, находящийся вне транспортного средства, на дороге, не проводящий на нем работу? (Пешеход).
- Белая линия вдоль проезжей части? (Осевая линия).
- Что такое ДДТТ? (Детский дорожно-транспортный травматизм).
б) 2 гейм «Темная лошадка»
Светофор - Андрей загадывает детям загадку:
Никто на свете тех не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики
Кто это?
Дети: Регулировщик.
Звучит сирена полицейской машины, входит в класс инспектор Абдуллин Д.А.
Инспектор: Здравствуйте, ребята! Я инспектор ГИБДД Ишимбайского городского отдела внутренних дел, курирую вашу школу.
Как работник. ГИБДД хочу сообщить вам о том, что за последние 3 месяца в городе было совершено ___ ДТП, из них ___ по вине детей. Беда обходит стороной тех людей, которые беспрекословно выполняют ПДД. Знаю, ваше занятие посвящено дорожным знакам, поэтому хочу познакомить с 3 знаками из группы «Знаки приоритета».
А теперь вопрос на засыпку: Знаете ли вы, когда появились первые дорожные знаки в России? Молодцы, правильно ответили на мой вопрос!
в) 3 гейм «Ты - мне, я – тебе»
1команда показывает кукольную сценку «Почему он так сказал?»
Сценка I команды
Петя (слепому): Дедушка, разрешите, я переведу вас через улицу, только скажите, в каком месте?
Дед: Сынок, рядом должен быть знак «Переходный переход».
Петя: (обращается к детям II команды) Ребята, быстрее опишите мне этот дорожный знак!
После ответа ребят из II команды появляется над Петей знак «Пешеходный переход». Петя переводит деда.
Дед: Вижу, ты хороший мальчик.
Петя: Вы видите?
Дед: Это и незрячему видно (уходит).
Петя: Почему он так сказал? (Вопрос задан II команде)
Кукольная сценка II команды
«Письмо Витюши»
Витюша: (Забинтована правая рука и голова)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет письмо ваш старый знакомый Витюша. Извините за плохой почерк, потому что пишу левой рукой.
Хочу сообщить вам о своей беде и задать всего один вопрос. Неделю назад шел я, шел по дороге, никого не трогал, и вдруг на меня наехала самая настоящая машина! Падая, я заметил знак: круглый, с красной каёмочкой, а внутри изображен человек. Почему же меня сбила машине, ведь там нарисован пешеход?!»
Дети определяют, что это был знак «Пешеходное движение запрещено».
г) 4 гейм «Заморочки из бочки»
Задание: Взять капитанам команд по 3 дорожных знака из «бочки» и посоветовавшись с командой дать ответ: название знака, группы, отличительные особенности.
Пока дети совещаются, исполняется «Танец дорожных знаков», в конце которого исполнители произносят стихи:
1 - Очень малый
Знак дорожный;
2 - Он стоит не
просто так!
3 - Будьте, будьте осторожны.
Вместе (хором): Уважайте каждый знак!
д) 5 гейм «Помогите расставить дорожные знаки и обозначить разметку»
На доске изображен цветными мелками перекресток на плане микрорайона школы. Приглашаются по 2 участника из команд.
Задание: Прикрепить к плану микрорайона школы (перекрестку) нужные знаки и провести дорожную разметку.
III. Итог, домашнее задание
Учитель: Ребята, сегодня во время игры счастливый случай выпал на долю команды (название), но я желаю, чтобы на дорогах вам всегда сопутствовала удача, а для этого необходимо очень хорошо знать ПДД, дорожные знаки, разметку и всегда добросовестно выполнять их! Любая игра проводится не только для того, чтобы вы могли показать свои знания, но и для того, чтобы узнать новые сведения. Что же новое вы узнали сегодня на занятии?
Дети отвечают.
Учитель: Домашнее задание: Нарисуйте в тетрадях знак, который, как вы считаете, необходим на детских площадках в ваших дворах.
Инспектор ГИБДД: По улицам и дорогам нескончаемым потоком движется транспорт. Он имеет большую скорость, его быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен. Я обращаюсь к вам, юные мои друзья и верю, что, выйдя из дома или из школы на улицу, вы всюду будете помнить наши дружеские советы.
Инспектор раздает детям «Памятки по правилам дорожного движения»
- По дороге в школу будьте очень внимательны! Всегда ходите самым безопасным и знакомым маршрутом.
- Подходя к проезжей части, не разговаривайте, нужно сосредоточиться.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»
- Переходите дорогу только на зеленый свет.
- Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
- После занятий сразу возвращайтесь домой, играть вблизи дорог и на проезжей части запрещается.
Успехов вам, дорогие ребята!
Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения - залог вашей безопасности.
Светофор и регулировщик:
«Помни каждый пешеход,
Выполняй всё строго,
Пешеходу - тротуар,
Транспорту - дорога!» ...
Занятие завершается исполнением песни «Азбука города» (сл. Я. Пишумова).
«Вот она, азбука, -
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда!»