Повторение изученного об имени прилагательном. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Это заключительный в модуле «Имя прилагательное» урок систематизации и обобщения знаний, который имеет целью обобщение единичных знаний об имени прилагательном  в систему, где  завершается формирование умений и навыков, связанных с изучением модуля. А также урок  предваряет контрольный диктант по этой теме.  

На уроке используются элементы открытой образовательной технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

На стадии «вызова»  – постановка проблемного вопроса по формулировке домашнего задания («повторение теоретических сведений об имени прилагательном», основанное  на определенных знаниях школьников об этой части речи и ее правописании).  Это позволяет сразу «включить» учащихся в активную деятельность на уроке, стимулирует их познавательный интерес, мотивирует их к учению. Проблемный вопрос заставляет учащихся  произвести отбор информации, полученной в ходе выполнения д\з.

На стадии «осмысления» учитель использует разнообразные методы и приемы работы: «метод стимулирования интереса к учению», создание эмоционально – нравственной ситуации на уроке; групповые, индивидуальные, коллективные;  такие приемы, как лингвистическая задача, выборочно – распределительный   и буквенный диктант,  словарная диктовка;  конструирование текста; выразительное чтение текста; соотнесение собственного текста с «авторским»; составление схем теоретического характера;  самостоятельная работа учащихся; игровые формы – игра-задача, игра-кроссворд.

В целях развития лингвистического мышления школьников используются неспециальные виды упражнений – решение «лингвистических задач» (задание №5): решение пропорций.

Так как на уроке предстоит повторить и обобщить большой объем материала, учитель выбрал, во-первых, «экономичные» приемы работы, например, буквенный диктант; во-вторых, использует напечатанные  варианты заданий, размноженные по количеству учеников в  классе; в-третьих, выбирает устную форму ответа для решения поставленной задачи (задание №5).

Контроль усвоения знаний проводится в виде игры-кроссворда. Это нетипичная форма «контроля» привлекательна для учащихся. Условия выполнения четко прописаны и обязательно проговариваются учителем вслух

Различные формы, приемы работы на уроке чередуются: письменные и устные упражнения, работа с печатным материалом, «экономичные» приемы, игровые задания. Это позволяет решить сразу несколько задач: и расширить объем материала, выбранного для  содержания урока, и постоянно поддерживать эмоциональный настрой учащихся, поддерживать их интерес к учебной деятельности, и «держать темп урока».

Теоретический материал используется в разных видах. Прежде всего это материал, содержащийся в параграфах учебника по русскому языку для 6 класса. Дополнительно учитель использует «Сборник упражнений по русскому языку» Шкляровой Т.В., где есть «Справочник». А также учащиеся с 5 класса ведут собственный «Словарь-справочник», где есть разделы «Словарь трудных слов», «Словарь корней», «Этимологический словарь», «Произноси правильно», «Справочник».

В дидактический материал включены слова, словосочетания из текста контрольного диктанта. Это целесообразно в той мере, что на контрольном мероприятии учитель проверяет именно то, что объяснял, отрабатывал с учащимися на протяжении изучения всей темы. Особенно важно это для «слабых» учеников.

На стадии «рефлексии»  итогом работы на уроке становится совместная формулировка домашнего задания, в котором предусмотрена и работа с теоретическим материалом разного рода, и практическое выполнение упражнений (на выбор уч-ся).

Цели:

  • Систематизация и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
  • Повторение орфограмм, связанных с правописанием имен прилагательных.
  • Развитие лингвистического мышления, познавательных способностей,  связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы, выразительного чтения.
  • Воспитание любви к родному языку, к родной природе.
  • Создание условий успешного обучения учащихся (ООТ «Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

Знать:

  • о делении прилагательных на три разряда, о признаках каждого вида;
  • условия выбора написания НЕ с прилагательными;
  • об условиях выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц;
  • условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных;    
  • об образовании с помощью суффикса -К-  качественных прилагательных (кроме исключений), с помощью суффикса -СК-  относительных прилагательных;
  • условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Уметь:

  • находить качественные, относительные, притяжательные прилагательные, определять их грамматические признаки, различать их;
  • правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;
  • сопоставлять правило правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных;
  • правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»;
  • различать на письме суффиксы -К- и -СК-;
  • правильно писать сложные имена прилагательные.

Подготовка

Напечатать и размножить  на каждого учащегося задания №6, 7, 8 (Приложение)
Проверить наличие у учащихся «Сборника упражнений по русскому языку.6 класс» Шкляровой Т.В.(Из-во «Грамотей» 2010) и  «Словарей-справочников» (ведут с 5 класса)
Подготовить таблицы обобщающего характера (из-во «Просвещение»)
Модульная система «Дидактика».

ХОД УРОКА

I. Вызов

1. Объявление темы урока и знакомство  с домашним заданием.

«Подготовиться к контрольному диктанту»

Мы вместе должны «дописать» домашнее задание. Что же нам нужно для того, чтобы подготовиться к работе? Какие знания, умения, навыки вам необходимы для эффективной подготовки? Где мы можем взять материал для этого? Как в этом вам может помочь материал домашнего задания на сегодняшний урок? (Ответы учащихся)

II. Осмысление

1) – Главная сложность при изучении имени прилагательного  была связана с определением разрядов этой части речи. Составим схему-«помощник»  на доске.

Качественные                              Относительные                               Притяжательные

Переменный признак                  Постоянный признак                      Принадлежность

Какой?                                          Какой?                                              Чей?

 7 признаков                                группы по значению

– Где мы можем найти материал по этой проблеме?
– В учебнике, параграфы 50-52, «Сборник упражнений» Шкляровой Т.В., стр.133, в нашем «Словаре-справочнике».
– Теперь поиграем.

2) Игра-задача  (работа в группах).

Соберите и сгруппируйте имена прилагательные различных разрядов по следующим темам: качественные – на тему «Зима», относительные – на тему «Дом». Притяжательные – на тему «Одежда».

3)  «Афиширование».  Оглашение результатов работы. Сопоставления качества выполнения работы в разных группах.

– Какие еще сложности возникали у вас при изучении правописания имен прилагательных?
– «Написание НЕ с прилагательными» (называют условия выбора слитного и раздельного написания). Это орфограмма №36.

4) Словарная диктовка. Задание: объясните написание НЕ с прилагательными.

Неширокая дорожка; нелепая ситуация; далеко не красивый поступок; неяркие цветы; не широкая, а узкая канава;  непродолжительный, но резкий звук; неряшливый вид; неглубокий, но рыбный пруд.

5) – Были названы еще трудности в написании Н и НН в прилагательных. Представьте свои знания этой орфограммы(№38) в виде схемы.

                          Н                                                                     НН

  • первообразные прилагательные                       * -енн- ; -онн-
  • -ин-, -ан-, -ян-                                                     *  Н (основы) + -Н-

              Слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный

6) Буквенный диктант.

Песчаное дно, ветреный день, серебряная посуда, туманное утро, водяное растение, стеклянные бусы, искусственный лед,  юное создание,  революционный лозунг, картинная галерея, румяный пирог.

Запись ученика выглядит так:

Н, Н, Н, НН, Н, НН, НН, Н, НН, НН, Н.

7) Выборочно-распределительный диктант.

Как связаны темы «Разряды имен прилагательных» и «Правописание суффиксов – К – и –СК-»? Назовите номер орфограммы (№39) (вносятся дополнения в схему на доске)

Качественные                                Относительные                                 Притяжательные

Переменный признак                  Постоянный признак                      Принадлежность
Какой?                                          Какой?                                              Чей?
7 признаков                                  группы по значению

-К-                                               -СК-

Сибирский мороз, скользкий камень, близкое расстояние, кавказский пейзаж, матросский воротник, ткацкий станок, городской житель, рыбацкая лодка.

8)  Решите пропорции.  (Записаны на доске).

Назовите правило, необходимое для успешного решения лингвистической задачи. (орфограмма №37). Объясните свои действия. Все ли пропорции верны?

реч…вой аппарат = вещ…вой мешок         ситц…вый фартук   =  ландыш…вый запах
--------------------------------------------------- ;    -------------------------------------------------------------;
изразц…вая печь = морж…вый клык         холщ…вый мешок  =  свинц…вые тучи

камыш…вый кот      =  образц…вый ответ
--------------------------------------------------------- .
глянц…вый журнал =   кумач…вый флаг

9) Творческая работа (конструирование текста).  Задания размножены для каждого ученика.

Учащиеся должны подобрать к выделенным словам сложные имена прилагательные, устно объяснить их правописание. Какой орфограммой вы пользовались при выполнении задания? (№40)

Настали весенние дни. В прошлогодней траве  проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

Возможный вариант текста (По К.Г. Ушинскому)

Настали весенние дни. В желто – коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко – зеленые стебельки.   Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне  ярко – голубого неба.  Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

Выразительное чтение получившихся текстов. Сопоставление получившихся у ребят текстов с «исходным», авторским.

10. Карточка. Раскройте скобки. Объясните свои действия.

Желто(белый цветок), вечно (зеленые)  ели, бело (грудая) птичка, изжелта(красная) ткань,  трудо(любивый) человек, документально( художественный) фильм, древне (русские)  летописи,  русско(английский) словарь, широко (плечий) юноша.

III. Рефлексия

1) Итак, записываем домашнее задание, которое нам удалось «собрать»  на уроке:

  • Повторить орфограммы №36,37,38,39,40
  • Повторить в учебнике материал параграфов 50-52 (Баранов М.Т. и др., «Просвещение»)
  • Выучить материал в «Сборнике упражнений» Шкляровой Т.В. на стр.133-138.
  • Выполнить упр. 317 в «Сборнике упражнений» Шкляровой Т.В. или упр. 340 в учебнике.

2) Самостоятельная работа

 Игра-кроссворд  (раздается каждому ученику).

Впишите в данный кроссворд  друг за другом, без пробелов, начиная с левой верхней клеточки,  имена прилагательные, образованные от данных имен существительных с помощью суффиксов  -СК- , -К-, -ОВ-, -ЕВ-, - Н-, -ЕНН-, -ЯН-, - АН-, - ИН- .

Низ, диковина, еж, казак, киргиз, кость, кумач, лев, лиственница, низменность, олово, пират, пламя, ситец, сирень, Тибет, тыква, холст.

н и з к и й д и к о в и
н н ы й е ж о в ы й к а
з а ц к и й к и р г и з
с к и й к о с т я н о й
к у м а ч о в ы й л ь в
и н ы й л и с т в е н н
и ч н ы й н и з м е н н
ы й о л о в я н н ы й п
и р а т с к и й п л а м
е н н ы й с и т ц е в ы
й с и р е н е в ы й т и
б е т с к и й т ы к в е
н н ы й х о л щ о в ы й

Учитель: Если вы все слова образовали правильно, то у вас  не должно остаться пустых клеточек.