Урок - практическая работа по теме "Треугольник". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Какие они, пятиклашки? Да, веселые, подвижные, любознательные… Таким должен быть и урок – очень динамичным, ярким, увлекательным, но при этом обучающим. Данный урок построен на исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой ученики овладевают навыками наблюдения, сопоставления и обобщения фактов, делают выводы, «открывают» для себя новые знания.  Так достигается цель урока. Некоторые моменты урока сопровождает презентация, позволяющая и включить учеников с первых минут  в активную работу, и сделать урок более интересным и занимательным, и, конечно, облегчить усвоение нового материала. Использование на уроке рабочего листа даёт положительный  результат, так как содержит задания разного уровня и содержания,  составлен с учетом уровня подготовки обучающихся.   

Цели урока:

  • Образовательная цель:  «открыть» сумму углов треугольника, провести классификацию треугольников по углам.
  • Развивающая цель: формирование коммуникативных, учебных, информационных компетенций; умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательная цель: воспитание самостоятельности, учебно-познавательных мотивов учащихся; повышение интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами исследовательской деятельности)

Оборудование: компьютер, мульти-медиапроектор.

У каждого ученика: рабочий лист, письменные и чертежные принадлежности,  3 цветных карандаша.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока

– На предыдущем уроке и дома вы измеряли углы. С помощью какого инструмента измеряют углы? (Транспортира) Сегодня на уроке  умение точно измерить угол поможет вам сделать одно из главных «открытий» в математике. Но чтобы определить тему урока разгадайте кроссворд (Презентация: 2-25 слайды)
– Сегодняшний урок посвятим изучению ТРЕУГОЛЬНИКА; узнаем на какие группы можно разделить все треугольники. 
– Классную работу сегодня выполняем не в тетрадях, а на рабочих листах. Запишите в рабочем листе (Приложение) тему урока (Треугольник), свою фамилию и имя.
– В последнем задании кроссворда одно из слов было выделено. Кто заметил, какое это слово? (Многоугольник)
– Является ли треугольник многоугольником?
– Действительно, треугольник является многоугольником с наименьшим из возможных количеством углов. Но даже три угла треугольника нам позволят сделать несколько важных открытий.
– Что вам известно о треугольнике? (Презентация: слайд 26)

Задание 1. На рисунке изображен треугольник.

1) Запишите все элементы треугольника (Презентация: слайд 26 помогает пошагово записать элементы треугольника и ввести его обозначение. Ученики все фиксируют в рабочем листе; см.Приложение)

– Три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами треугольника (А, В, С)
– Отрезки, соединяющие данные точки, называются сторонами треугольника (АВ, ВС, СА)
– Три угла – угол ВАС, угол САВ и угол АСВ – называются углами треугольника. 
– Для обозначения треугольника существует специальный символ «Δ», далее надо записать все вершины. Запись ΔАВС читается так: «треугольник АВС». Этот же треугольник можно записать иначе, записав буквы А, В, С в другом порядке (ΔСАВ, ΔВСА, ΔВАС).

2. Исследовательская работа

Задание 2

1)  Измерьте углы треугольника ABC . Результаты измерений запишите в таблицу (Приложение)
2) Начертите произвольный треугольник. Обозначьте ΔKMN. Измерьте каждый его угол и результаты запишите в таблицу.

– В правом столбце вычислите сумму углов каждого треугольника (сравниваются полученные результаты).
– Сделайте вывод (сумма углов треугольника 180º)

3. Физкультминутка

– Какие виды углов вы знаете? (развёрнутый, прямой, острый, тупой)
– Пожалуйста, встаньте. Покажите руками: развернутый угол, прямой угол, тупой угол, острый угол, 45º и 135º и т.д.
– Молодцы!
4. Закрепление изученного материала. Решение задач.

Задание 3. Найдите неизвестные углы в треугольниках (Презентация: слайд 27 содержит чертежи к №1 и №2) (учитель записывает на доске решение №1 – образец оформления; решения остальных задач ученики записывают  на доске  и в рабочих листах).

5. Аналитическая работа

– Какой вид  углов отсутствует на чертежах? (развёрнутый)
– Рассмотрим первый чертёж. Назовите вид каждого угла (угол А – острый, угол В – тупой, угол С – острый). Запишите рядом с чертежом «шифр»: о, о, т.
– Рассмотрите остальные чертежи и составьте «шифры».
– Проанализируем вашу работу. На каких чертежах изображены  треугольники, все углы которых  острые? (3, 5, 7) Треугольник, в котором все углы острые называется остроугольным.
– В нижнем правом углу рабочего листа запишите первый вид треугольников – остроугольный.
– Что общего в остальных треугольниках? (Учащиеся высказываются;  учитель формулирует определения тупоугольного и прямоугольного треугольников: Треугольник, в котором один из углов тупой называется тупоугольным. Треугольник, в котором один из углов прямой называется прямоугольным. Учащиеся записывают данные виды в рабочий лист)
– Может ли в треугольнике быть два тупых угла? Два прямых? Тупой и прямой? Ответ обоснуйте.

Задание 4 (Презентация: слайд 28) Определите вид треугольника, углы которого равны:

  • 25º, 125º, 30º (тупоугольный треугольник)
  • 72º, 43º, 65º (остроугольный треугольник)
  • 73º, 17º, ? (прямоугольный треугольник)
  • 96º, 39º, ? (тупоугольный треугольник)

– Обязательно ли в последнем случае находить третий угол?

6. Поведение итогов. Проверочная работа

– Раскрасьте треугольники одного вида одним  цветом.
Работы собираются.

7. Домашнее задание: П.42, № 1667, 1668, 1669

Список литературы:

  1. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват.учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Математика 5 класс: задания для обучения и развития учащихся/ Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. – М.: Интеллект-Центр, 2002.