Какие они, пятиклашки? Да, веселые, подвижные, любознательные… Таким должен быть и урок – очень динамичным, ярким, увлекательным, но при этом обучающим. Данный урок построен на исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой ученики овладевают навыками наблюдения, сопоставления и обобщения фактов, делают выводы, «открывают» для себя новые знания. Так достигается цель урока. Некоторые моменты урока сопровождает презентация, позволяющая и включить учеников с первых минут в активную работу, и сделать урок более интересным и занимательным, и, конечно, облегчить усвоение нового материала. Использование на уроке рабочего листа даёт положительный результат, так как содержит задания разного уровня и содержания, составлен с учетом уровня подготовки обучающихся.
Цели урока:
- Образовательная цель: «открыть» сумму углов треугольника, провести классификацию треугольников по углам.
- Развивающая цель: формирование коммуникативных, учебных, информационных компетенций; умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательная цель: воспитание самостоятельности, учебно-познавательных мотивов учащихся; повышение интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала (с элементами исследовательской деятельности)
Оборудование: компьютер, мульти-медиапроектор.
У каждого ученика: рабочий лист, письменные и чертежные принадлежности, 3 цветных карандаша.
ХОД УРОКА
1. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока
– На предыдущем уроке и дома вы измеряли углы. С
помощью какого инструмента измеряют углы? (Транспортира)
Сегодня на уроке умение точно измерить угол
поможет вам сделать одно из главных «открытий» в
математике. Но чтобы определить тему урока
разгадайте кроссворд (Презентация:
2-25 слайды)
– Сегодняшний урок посвятим изучению
ТРЕУГОЛЬНИКА; узнаем на какие группы можно
разделить все треугольники.
– Классную работу сегодня выполняем не в
тетрадях, а на рабочих листах. Запишите в рабочем
листе (Приложение)
тему урока (Треугольник), свою фамилию и имя.
– В последнем задании кроссворда одно из слов
было выделено. Кто заметил, какое это слово? (Многоугольник)
– Является ли треугольник многоугольником?
– Действительно, треугольник является
многоугольником с наименьшим из возможных
количеством углов. Но даже три угла треугольника
нам позволят сделать несколько важных открытий.
– Что вам известно о треугольнике? (Презентация:
слайд 26)
Задание 1. На рисунке изображен треугольник.
1) Запишите все элементы треугольника (Презентация: слайд 26 помогает пошагово записать элементы треугольника и ввести его обозначение. Ученики все фиксируют в рабочем листе; см.Приложение)
– Три точки, не лежащие на одной прямой,
называются вершинами треугольника (А,
В, С)
– Отрезки, соединяющие данные точки, называются сторонами
треугольника (АВ, ВС, СА)
– Три угла – угол ВАС, угол САВ и угол АСВ –
называются углами треугольника.
– Для обозначения треугольника существует
специальный символ «Δ», далее надо записать все
вершины. Запись ΔАВС читается так: «треугольник
АВС». Этот же треугольник можно записать иначе,
записав буквы А, В, С в другом порядке (ΔСАВ, ΔВСА,
ΔВАС).
2. Исследовательская работа
Задание 2
1) Измерьте углы треугольника ABC .
Результаты измерений запишите в таблицу (Приложение)
2) Начертите произвольный треугольник.
Обозначьте ΔKMN. Измерьте каждый его угол и
результаты запишите в таблицу.
– В правом столбце вычислите сумму углов
каждого треугольника (сравниваются полученные
результаты).
– Сделайте вывод (сумма углов треугольника 180º)
3. Физкультминутка
– Какие виды углов вы знаете? (развёрнутый,
прямой, острый, тупой)
– Пожалуйста, встаньте. Покажите руками:
развернутый угол, прямой угол, тупой угол, острый
угол, 45º и 135º и т.д.
– Молодцы!
4. Закрепление изученного материала. Решение
задач.
Задание 3. Найдите неизвестные углы в треугольниках (Презентация: слайд 27 содержит чертежи к №1 и №2) (учитель записывает на доске решение №1 – образец оформления; решения остальных задач ученики записывают на доске и в рабочих листах).
5. Аналитическая работа
– Какой вид углов отсутствует на чертежах? (развёрнутый)
– Рассмотрим первый чертёж. Назовите вид каждого
угла (угол А – острый, угол В – тупой, угол С –
острый). Запишите рядом с чертежом «шифр»: о,
о, т.
– Рассмотрите остальные чертежи и составьте
«шифры».
– Проанализируем вашу работу. На каких чертежах
изображены треугольники, все углы которых
острые? (3, 5, 7) Треугольник, в котором все
углы острые называется остроугольным.
– В нижнем правом углу рабочего листа запишите
первый вид треугольников – остроугольный.
– Что общего в остальных треугольниках? (Учащиеся
высказываются; учитель формулирует
определения тупоугольного и прямоугольного
треугольников: Треугольник, в котором один
из углов тупой называется тупоугольным. Треугольник,
в котором один из углов прямой называется прямоугольным.
Учащиеся записывают данные виды в рабочий
лист)
– Может ли в треугольнике быть два тупых угла?
Два прямых? Тупой и прямой? Ответ обоснуйте.
Задание 4 (Презентация: слайд 28) Определите вид треугольника, углы которого равны:
- 25º, 125º, 30º (тупоугольный треугольник)
- 72º, 43º, 65º (остроугольный треугольник)
- 73º, 17º, ? (прямоугольный треугольник)
- 96º, 39º, ? (тупоугольный треугольник)
– Обязательно ли в последнем случае находить третий угол?
6. Поведение итогов. Проверочная работа
– Раскрасьте треугольники одного вида одним
цветом.
Работы собираются.
7. Домашнее задание: П.42, № 1667, 1668, 1669
Список литературы:
- Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват.учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009.
- Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Математика 5 класс: задания для обучения и развития учащихся/ Е.А.Лебединцева, Е.Ю.Беленкова. – М.: Интеллект-Центр, 2002.