Введение
Разработка учебной темы «Подростки» проводилась в рамках экспериментальной работы по технологии «Достижение прогнозируемых результатов обучения» с применением ЭОР и особенности использования ее на уроках английского языка.
Учебная тема «Подростки» в рамках УМК 5-го класса составлена в соответствии с программными требованиями. Возможно использование в работе как дополнение к любому учебнику в рамках общеобразовательной школы. Разработка темы рассчитана на 13 часов учебного времени и включает:
– Карту темы и грамматические схемы в
электронном и печатном виде (Приложение
1, Приложение 2).
– Итоговую разноуровневую работу (Приложение
4).
– Таблицу, отражающую взаимосвязь заданий
итоговой работы с заданиями срезовых работ в
печатном и электронном виде (Приложение
5).
– Систему срезовых работ и тренировочных
упражнений (поурочно) разработанных и
предъявляемых учащимся на электронных носителях
(Приложение 6).
– Основные обобщенные результаты изучения темы
(таблица) (Приложение 7).
Карта темы
Разработка темы начинается с составления карты темы, целью которой является введение и тренировка лексического материала, а также введение и структуризация изучаемой в данной теме грамматики. Составление и использование карты темы ускоряет и облегчает процесс усвоения лексики. Лексические единицы вводятся с помощью языковых структур и устойчивых выражений. При запоминании трудных слов используется ассоциативный метод – создание яркого образа – картинки с применением аналогичного по звучанию слова из родного языка и подключением ощущений. Например, shoot – стрелять – рисуем образ шута, у которого в руках пистолет. Такой подход позволяет развивать во взаимосвязи сенсорный опыт учащихся. Они видят стреляющего из пистолета шута, связывают полученный образ с ассоциированным звучанием слова и вместе с тем со звуком выстрела и подключают при этом ощущения движения тела при поднятии пистолета, прицеливания и т.д.
Формирование и отработка написания лексики
происходит следующим образом: учащийся на своем
внутреннем экране представляет написанное
английское слово, добивается четкого видения
каждой буквы и затем проговаривает каждую букву
слова, начиная с последней. Проверка показывает,
если учащийся называет слово по буквам в
обратном порядке – это означает, что он пишет его
грамотно.
Постоянная работа по технологии улучшает
языковую память – лексические единицы и
грамматические структуры запоминаются на
подсознательном и осознанном уровнях.
Итоговая работа
Итоговая работа составляется одновременно с
картой темы. Учащиеся знакомятся с типом заданий
итоговой работы заранее. Она состоит из 3 уровней,
прописанных в каждой работе и пяти типов заданий:
– изображение карты темы,
деятельностно-смысловых схем (Приложение
3) – грамматических конструкций;
– выбор правильного ответа;
– исправление ошибок в грамматических
конструкциях или лексики;
– перевод с русского языка на английский язык;
– монологическая или диалогическая речь.
Возможны также задания связанные с текстом, где уровни выстраиваются аналогично тому, как в заданиях формата ЕГЭ.
Каждый уровень итоговой работы (форма заданий) дублируется в срезовых работах и соответственно в системе упражнений, которые при поэтапно-пошаговой отработке позволяют учащимся справиться с заданиями срезовых работ и, следовательно, выполнить итоговую работу. Каждый урок темы заканчивается одной из срезовых работ.
Взаимосвязь срезовых и итоговой работ отражается в таблице взаимосвязи заданий итоговой и срезовых работ.
Для успешного выполнения срезовых и итоговой работ учащиеся выполняют тренировочные упражнения.
Завершением работы по теме является анализ учителем срезовых и итоговой работ. Необходимо отметить, что на самом первом уроке по теме учащиеся знакомятся с аналогом итоговой работы, которая вывешивается в классе вместе с таблицей взаимосвязи заданий итоговой работы и срезовых работ. Это позволяет эффективно мотивировать учащихся на конечный результат и контролировать процесс продвижения к нему.
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
В конце изучения темы каждый учащийся знает:
- лексику по теме «Teenagers»;
- деятельностно-смысловые схемы глагола to be, конструкции there is\are, have\has got;
- косвенный падеж местоимений, указательные местоимения.
умеет:
- употреблять лексику по теме «Teenagers» в устной и письменной речи;
- изображать грамматические схемы;
- выполнять задания на выбор правильного варианта, исправления ошибки и перевода на английский язык;
- использовать лексические единицы и грамматические схемы для составления рассказа.
Количество уроков по плану: 13
Количество срезовых работ: 12