Программа кружка "Я познаю мир"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% – на генофонд и экологию, и лишь 10% – на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать внеклассную работу  для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование здорового образа жизни, но и на развитие когнитивных знаний,   на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Цель программы: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности.

Задачи:

  • Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
  • Формировать у младших школьников ценностное отношение к здоровью.
  • Сформировать представление о себе, как личности.
  • Выработать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникационные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников), творческие проекты о здоровом образе жизни.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов. Проводятся 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:

  • повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни;
  • повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
  • развитие физического потенциала школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни;
  • повышение мотивации к двигательной деятельности;
  • повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно строить режим дня;
  • распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации; прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • применять общепринятые правила коммуникации;
  • взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  • Личностные
  • – внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
  • – самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
  •  – смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
  • Коммуникативные
  • – ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
  • – учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • – умение слушать собеседника;
  • – Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
  • Регулятивные
  • – целепологание;
  • – контроль;
  • – коррекция;
  • – оценка;
  • – саморегуляция
  • Познавательные
  • – рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • – поиск и выделение необходимой информации;
  • – самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
  • – анализ объектов с целью выделения признаков;
  • – синтез;
  • – установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

  • снижение уровня школьной тревожности;
  • мотивация на саморазвитие. На сохранение собственного здоровья;
  • повышение коммуникативной компетентности;
  • активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

Тематическое планирование (Приложение 1)