Пояснительная записка
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% – на генофонд и экологию, и лишь 10% – на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать внеклассную работу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование здорового образа жизни, но и на развитие когнитивных знаний, на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Цель программы: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности.
Задачи:
- Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
- Формировать у младших школьников ценностное отношение к здоровью.
- Сформировать представление о себе, как личности.
- Выработать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры,
информационно-коммуникационные технологии,
групповая работа, практическая работа,
индивидуальный подход к ребенку,
исследовательские проекты (организация опроса
среди сверстников), творческие проекты о
здоровом образе жизни.
Программа рассчитана на учащихся начальных
классов. Проводятся 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Результатом практической деятельности по
программе можно считать следующее:
- повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни;
- повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
- развитие физического потенциала школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности;
- повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно строить режим дня;
- распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации; прогнозировать последствия и находить выход из них;
- применять общепринятые правила коммуникации;
- взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- Личностные
- – внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- – самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- – смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
- Коммуникативные
- – ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- – учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- – умение слушать собеседника;
- – Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
- Регулятивные
- – целепологание;
- – контроль;
- – коррекция;
- – оценка;
- – саморегуляция
- Познавательные
- – рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- – поиск и выделение необходимой информации;
- – самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- – анализ объектов с целью выделения признаков;
- – синтез;
- – установление причинно-следственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
- снижение уровня школьной тревожности;
- мотивация на саморазвитие. На сохранение собственного здоровья;
- повышение коммуникативной компетентности;
- активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Тематическое планирование (Приложение 1)