Как может цвести дерево, если у него высохли корни?
Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка,
откуда возьмется военная храбрость?
Иван IV Грозный
Учитель:
- Сегодня на занятии мы продолжим изучение русского права в период становления единого централизованного Российского государства
Политическое объединение земель, которое привело к созданию единого государства, ещё не есть централизация. Т.к. последнее предполагает наличие общегосударственного законодательства, существование единых норм, равно одинаково действующих во всех частях государства. Необходимо стирание региональных различий. Централизация невозможна без перемен в экономической и социальной сфере.
Кроме желания необходимы и соответствующие условия. Именно по этой причине Судебник 1497 года лишь продекларировал принцип судопроизводства. Для восстановления наиболее полной картины социально-экономического и политического положения нам подготовили сообщения ваши одноклассники. (Опережающие задания дадут возможность менее подготовленным учащимся принять активное участие в занятии)
Сообщение 1 ученика (примерное содержание):
- Социально-экономические и политические процессы в XVI в. определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской власти для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.
Сословно-представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства, имевший место в истории Франции (в период существования там генеральных штатов), Испании (кортесы), Германии (рейхстага и ландтаги) и др.
Эта форма правления устанавливалась, как правило, после преодоления феодальной раздробленности и создания централизованного государства и способствовала дальнейшему укреплению последнего. На ее особенности обратил внимание Ф. Энгельс в работе "О разложении феодализма и возникновении национальных государств", анализируя значение союза королевской власти и городов. "Нередко он нарушался, - писал Ф. Энгельс, - в результате конфликтов, - ведь в течение всех средних веков развитие не шло непрерывно в одном направлении, - вновь возобновлялся, становясь все крепче, все могущественнее, пока, наконец, он не помог королевской власти одержать окончательную победу, а королевская власть в благодарность за это поработила и ограбила своего союзника.
Сообщение 2 ученика об управлении страной (примерное содержание):
- Во главе государства начиная с 1547 г. стоял царь. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей.
Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти.
Царь — глава государства — обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами.
Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д.
Учитель подводит итог совместно с учащимися:
- Таким образом, можно сделать вывод, ответив на вопрос: Каковы исторические условия необходимости законодательной реформы (учитель совместно с учащимися подводит итог, что дает возможность учащимся настроиться на рабочий лад)
Учитель комментирует каждый пункт. Учащиеся схематично записывают в тетрадь.
Учитель:
- В 1549 году состоялся Собор примирения, на котором молодой царь объявил, что отныне сам будет “судией и обороною” для всех.
Учитель комментирует данный слайд.
Учитель:
- Прежде, чем начать работу с текстом Судебника, необходимо раскрыть основные вехи в его “открытии”.
Сообщение 3 ученика (примерное содержание):
- Первая публикация текста Судебника 1550 года названа с именем В. Н. Татищева. В 1734 году он преподнес рукопись Судебника 1550 года “яко вещь дивную” императрице Анне Ивановне, а снятую копию передал в Академию наук, где она и пролежала более 30 лет. Лишь в 1768 году текст Судебника 1550 года с примечаниями Татищева к большинству из его 100 статей и дополненный указами правительства с 1550 по 1607 гг. (Судебник государя царя великого князя Иоанна Васильевича и некоторые сего государя и ближних его преемников указы, собранные и примечаниями изъясненные покойным статским советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым) был издан Г. Ф. Миллером3. В 1768 году вышло и другое издание этого Судебника, подготовленное переводчиком Академии наук Семеном Башиловым. Оно также было снабжено примечаниями Татищева и включало, кроме текста Судебника, “Книги законные Юстиниана”, “Указы дополнительные к Судебнику” за 1550—1581 гг. и Таможенный Устав 1571 года4 (Судебник царя и великого князя Ивана Васильевича, законы из Юстиниановых книг, указы дополнительные к Судебнику и Таможенный устав царя и великого князя Ивана Васильевича).
В 1819 году текст Судебника 1550 года был опубликован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем вместе с Судебником 1497 года5 (Законы великого князя Ивана Васильевича и Судебник царя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные Константином Калайдовичем и Павлом Строевым). Впоследствии тексты Судебников 1497 и 1550 гг. издавались неоднократно.
Учащиеся записывают содержание слайда.
Учитель:
- Традиционно источниками Судебника 1550 года считают.
Учитель комментирует содержание слайда
Учитель
- Подробнее остановимся на Судебнике 1497 года. Точнее, ответьте на следующие вопросы:
1. Источники Судебника 1497 года
2. Цель создания Судебника 1497 года.
3. Особенности Судебника 1497 года.
Учитель обобщает ответы учащихся:
- В первом общероссийском ("великокняжеском") Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главной целью Судебника были распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время вынуждена была идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами, создавались смешанные ("смесные") суды, состоявшие из представителей центра и мест.
Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины ("правды"), то Судебник стал, прежде всего, "инструкцией" для организации судебного процесса ("суда").
Учитель комментирует слайд, учащиеся по ходу комментария делают записи в тетрадях:
- Оба Судебника имели уже определенную систему норм.
Учитель:
- Постепенно гражданско-правовые отношения выделяются в отдельную сферу.
У вас на партах находятся выдержки из текста Судебника 1550 года, которые нам помогут познакомиться с гражданско-правовой стороной отношений середины XVI века.
Работая в парах, выполните задания для каждого документа.
Учитель выставляет задания на экран:
Для удобства заполняется следующая таблица в тетрадях:
№ статьи, заголовок | Вопрос к документу | Ответ |
Учитель:
- Рассмотрев несколько статей Судебника, сделайте вывод: Каково значение Судебника в решении вопросов собственности и договорах?
Учитель обобщает ответы учащихся. Содержание слайда записывается в тетрадь.
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.
Учитель:
- Докажите свою точку зрения. Обобщив ответы учащихся, учитель рекомендует записать содержание слайда, которое является главным выводом урока.
Учитель комментирует домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Дает рекомендации.