Цель: закрепить действия сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000.
Задачи:
1. Образовательные:
- отрабатывать ЗУНи при сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000;
- закрепить нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать целенаправленное внимание, умение комментировать свои действия;
- развивать умение давать словесный отчет при решении примеров и задач, анализировать полученные данные и делать выводы;
- коррекция мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
3. Воспитательные:
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, бережное отношение к окружающему миру, повышать мотивацию к изучаемому предмету.
Тип урока: интегрированный урок (математика и география) закрепления знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, тестовые задания, индивидуальные предметные картинки звездного неба, наклейки– звездочки.
Ход урока
I. Орг. момент
– [Сл. 1] Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к некоторым тайнам. И поможет нам в этом наука – математика.
II. Постановка цели и задач урока
– [Сл. 2] А тема сегодняшнего урока «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».
– На уроке мы с вами продолжим складывать и вычитать целые числа в пределах 1000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.
III. Актуализация опорных знаний
– [Сл. 3] Устное сложение и вычитание целых чисел
7 + 5 |
39 - 35 |
1000 - 999 |
809 - 800 |
598 - 592 |
0 + 1 |
презентация
– решение и проверка правильности
12 | АПРЕЛЯ | 1 | 9 | 6 | 1 |
К | О | С | М | О | С |
– По результатам вычислений
– Ребята что означает слово КОСМОС?
– (Космос – бесконечное пространство, которое окружает Землю.)
– С какой крупной датой нашего государства связано слово КОСМОС?
– Почему во втором столбике вместо ответа 4 получили слово АПРЕЛЬ?
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин [Сл. 4].
– Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие [Сл. 5]. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
– Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.
– Как называются числа при сложении?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как называются числа при вычитании?
– Как найти уменьшаемое?
– Как найти вычитаемое?
– Расскажите алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
– Открыли тетради, записали число и тему урока.
IV. Обобщение и систематизация учебного материала
– [Сл. 6] Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!
– Так, кто совершил первый полет в космос?
– Когда произошло это великое событие?
– Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос?
– А сколько же времени длилось космическое путешествие Ю.А. Гагарина?
– Вы узнаете, решив цепочку примеров.
– Итак, сколько же времени находился в космосе Ю. Гагарин? [Сл. 7,8]
– Выразите 108 мин в часах и минутах.
– Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым [Сл. 9, 10].
– А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой» [Сл. 11].
– Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.
- 87 – 75 (12)
- 16:4 (4)
- 24 + 84 (108)
– Как эти числа связаны между собой?
– Со времени первого полета люди постоянно летают в космос.
– Сколько же человек побывало с того памятного полета 1961 года вы узнаете сами. Но для этого вам нужно решить примеры на нахождение неизвестных компонентов и прокомментировать их.
– Найдите неизвестные компоненты действий [Сл. 12]:
- 900– х= 464
- х-127=309
- х+21=457
- 321+х=757
- 869 -х=433
– Учащиеся решают на местах с комментированием.
– Итак, сколько человек уже побывало в космосе? (436) [Сл. 13] В наше время в космос стали летать не только космонавты, но и туристы. В 2001 году в космосе побывал первый американский космический турист.
– Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления [Сл. 14].
– Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Когда же был запущен первый искусственный спутник земли? Вы узнаете, выполнив следующее задание.
Вычислите сумму цифр в числах на звездном небе [Сл. 15].
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился искусственный спутник, который создали наши учёные.
"Космический привал"– динамическая пауза [Сл. 16]
– Пришло время отдохнуть. Вы слушаете музыку и следите за движением объектов, при мигании моргаете глазками.
– Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.
– Но первый спутник [Сл. 17] не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? К.Э. Циалковский [Сл. 18] – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
– Какое животное первое побывало в космосе [Сл. 19]?
– Составьте и решите примеры по таблице узнаете, какое животное первое побывало в космосе?
– Заполните таблицу
– Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка [Сл. 20]. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. Когда же это произошло?
– Решите примеры в учебнике: с. 106 № 416 (1, 2ст)– с– но, проверка на слайде [Сл. 21]
– 3 ноября 1959 года первая собака полетела в космос.
– Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите много светящихся точек – звезд [Сл. 22]. Звезды – это огромные раскаленные светящиеся шары. Они находятся очень далеко от земли и поэтому кажутся нам маленькими.
– Ближайшая к Земле звезда – это Солнце [Сл. 23]. Солнце во много раз больше земли.
– (Полный оборот вокруг солнца наша планета совершает за один год (365 дней).
– Что дает солнце Земле?
– (Солнце дает Земле свет и тепло).
– От солнца зависит смена времен года, дня и ночи, погода на земном шаре.
– Кроме земли вокруг Солнца движутся и другие планеты [Сл. 24].
– Перед вами карточки с тестовыми заданиями. Решая тест, вы узнаете, какие еще планеты движутся вокруг солнца.
Задание | Ответы | |||
1. | 20+70 | 80 | 90 | 100 |
2. | 400+300 | 70 | 700 | 800 |
3. | 80-30 | 40 | 50 | 60 |
4. | 600-200 | 400 | 500 | 600 |
5. | 450-40 | 400 | 410 | 430 |
6. | 760-60 | 700 | 710 | 750 |
7. | 230+40 | 270 | 280 | 300 |
8. | 70+320 | 380 | 390 | 400 |
700 – Венера 50 – Юпитер 410 – Сатурн 700 – Сатурн 270 – Уран 500 – Космос 390 – Нептун 400 – Марс 60 – Большая медведица 90 – Меркурий 100 – Луна |
Задание | Ответы | |||
1. | 60+20 | 80 | 90 | 100 |
2. | 600+100 | 70 | 700 | 800 |
3. | 60-10 | 40 | 50 | 60 |
4. | 300+100 | 400 | 200 | 600 |
5. | 400+10 | 400 | 410 | 390 |
6. | 800-100 | 700 | 710 | 790 |
7. | 260+10 | 270 | 280 | 360 |
8. | 330+50 | 380 | 830 | 400 |
700 – Венера 50 – Юпитер 410 – Сатурн 700 – Сатурн 270 – Уран 500 – Космос 390 – Нептун 400 – Марс 60 – Большая медведица 90 – Меркурий 100 – Луна |
– Прочитайте планеты, которые у вас получились.
– Сколько всего планет получилось?
Всего 8 планет, но до 2008 года их было – 9. Не стали считать планетой малое небесное тело – Плутон.
– Наш полет заканчивается.
– [Сл. 25] Сколько минут был в космосе Ю.А. Гагарин? А мы с вами побывали в космическом путешествии 45 минут. На сколько минут дольше в космосе был Ю.А. Гагарин? Как узнать?
V. Итог урока.
– Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что
работали дружно.
– [Сл. 26] Что повторили на уроке?
– Кому понравился урок?
– Что запомнилось больше всего?
– А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А. Гагарин ?
– Послушайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю [Сл. 27].
«Земля наша – голубая планета [Сл. 28]! И ее надо беречь!»
– Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету
– Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.
– А закончить урок хотелось бы словами А. Твардовского
Ах, этот день двенадцатый апреля [Сл. 29],
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
– Урок окончен [Сл. 30]