Цель занятия: познакомиться с основными понятиями и научиться строить сечения тетраэдра плоскостью.
Задачи занятия:
- образовательные − познакомить с определениями: сечение многогранника, плоскость сечения, секущая плоскость, изучить основные правила построения сечений тетраэдра плоскостью, закрепить знания, умения и навыки на практике;
- развивающие − развивать пространственное воображение, логическое мышление и моторику пальцев рук учащихся;
- коррекционные − развивать слухозрительное восприятие речи и навыки речевого общения;
- воспитательные − воспитывать умения внимательно относиться к выполняемым действиям, формировать познавательные интересы, прививать каждому учащемуся вкус к самостоятельной, активной и творческой деятельности.
Тип занятия − комбинированный.
Необходимое оборудование, материалы и инструменты:
- персональный компьютер с мультимедийным проектором и экраном;
- авторская презентация с рисунками и фотографиями, подготовленные с помощью CorelDRAW X4 и Microsoft Power Point 2003;
- учебник по геометрии 10-11 класс (Л.С. Атанасян, 2006 г.);
- спицы, пластилин и буквы.
Структура занятия:
- Организация начала занятия (2 мин.).
- Ознакомление с темой занятия, постановка её цели и задач (3 мин.).
- Проверка домашнего задания (7 мин.).
- Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (13 мин.).
- Изложение нового материала (20 мин.).
- Закрепление нового материала (35 мин.).
- Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания (3 мин.).
- Организация окончания занятия (2 мин.).
Ход занятия
1. Организация начала занятия
Деятельность преподавателя: приветствует, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к занятию (наличие слуховых аппаратов, рабочих тетрадей, письменных и чертёжных принадлежностей).
Деятельность учащихся: приветствуют и слушают преподавателя, проверяют свою готовность к занятию.
2. Ознакомление с темой занятия, постановка её цели и задач
Деятельность преподавателя: сообщает тему, цель, задачи и структуру занятия.
- Тема нашего сегодня занятия называется «Построение сечений тетраэдра плоскостью».
- Цель занятия: познакомиться с основными понятиями и научиться строить сечения тетраэдра плоскостью.
- Задачи, которые мы должны выполнить на занятии − это познакомиться с определениями: сечение многогранника, плоскость сечения, секущая плоскость, изучить основные правила построения сечений тетраэдра плоскостью, закрепить знания, умения и навыки на практике. Будем развивать пространственное воображение, логическое мышление, моторику пальцев рук, слухозрительное восприятие речи и навыки речевого общения. Воспитывать в себе внимательность к выполняемым действиям, формировать познавательные интересы, прививать вкус к самостоятельной, активной и творческой деятельности.
- На занятии проверим домашнее задание, повторим раннее изученный материал, послушаем лекцию по новой теме, запишем основные определения и выполним построения сечений тетраэдра плоскостью в рабочих тетрадях.
Деятельность учащихся: слушают преподавателя.
3. Проверка домашнего задания
Деятельность преподавателя: проверяет домашнее задание, отвечает на вопросы учащихся и корректирует не верно выполненные задания.
Деятельность учащихся: показывают выполненное домашнее задание, задают и отвечают на вопросы голосом и жестами, выполняют при необходимости записи верных ответов в своих тетрадях.
4. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу
Деятельность преподавателя: проводит устный опрос (Презентация).
Вспомним:
- Какие виды многогранников вы знаете?
- Как называются многогранники на данных рисунках?
Повторим:
- Что такое плоскость?
- Какими буквами принято обозначать плоскость?
- Что такое многогранник?
- Перечислите основные элементы многогранников.
- Сформулируйте определение тетраэдра.
- Какие развёртки тетраэдров верные?
Деятельность учащихся: проговаривают вслух, отвечая на вопросы голосом и жестами (при необходимости выполняют записи на доске).
5. Изложение нового материала
Деятельность преподавателя: представляет новый материал в виде лекции с помощью презентации. Формулирует тему лекции и цель, характеризует её профессиональную значимость, новизну и степень изученности. Излагает содержание лекции в соответствии с планом последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной форме и с использованием вспомогательных средств обучения неслышащих учащихся дактильную и жестовую речь. Использует наглядные геометрические модели и фигуры. Формулирует способы построения сечений тетраэдра плоскостями. Обращает внимание учащихся на правильность произношения терминов. Подводит общий итог лекции, обобщает материал, формулирует выводы по теме лекции. Отвечает на вопросы учащихся.
Деятельность учащихся: слушают, проговаривают вслух за преподавателем основные термины с ударениями, если кто не успел написать или недопонял сказанное, просят повторить, задают вопросы.
Деятельность преподавателя: проводит устный счёт.
Посчитаем:
- Сколько у тетраэдра вершин?
- Сколько у тетраэдра рёбер?
- Сколько у тетраэдра оснований?
- Сколько у тетраэдра боковых граней?
- Сколько у тетраэдра граней?
Деятельность учащихся: проговаривают вслух, отвечая на вопросы голосом и жестами.
6. Закрепление нового материала
Деятельность преподавателя: проводит закрепление нового материала в виде выполнения практических заданий № 72 и № 105 с помощью спиц, пластилина и букв для построения сечений тетраэдра плоскостью в виде сборной модели. Сообщает цель и структуру практической работы и рекомендации по её выполнению. Руководит деятельностью учащихся при выполнении практической работы и подводит итоги выполненных заданий.
Деятельность учащихся: закрепление нового материала выполняют в виде практических заданий.Читают текст и с помощью чертёжных инструментов, следуя инструкциям, выполняют задания. Задают вопросы преподавателю по выполнению данных заданий, если что-то не понятно. Демонстрируют выполненную работу, выполненную с помощью спиц, пластилина и букв.
7. Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания
Деятельность преподавателя: подводит итоги занятия и выставляет оценки в журнал. Записывает на доске домашнее задание: выучить определения и выполнить задания № 106 и № 107.
Деятельность учащихся:наблюдают, сравнивают, излагают собственное мнение, делают выводы. Записывают домашнее задание в рабочих тетрадях.
8. Организация окончания занятия
Деятельность преподавателя: благодарит за активное участие учащихся на занятии и прощается с ними.
Деятельность учащихся: слушают преподавателя и прощаются с ним до следующего занятия по расписанию.