Цель. Продолжить развитие понимания зависимости между составом, свойствами и применением веществ на примере углерода, развитие умений выбора собственной траектории обучения, принятия на себя ответственности за получаемое образование.
Задачи:
- Образовательные – характеризовать строение атома углерода, исходя из его положения в ПСХЭ, изучить аллотропные модификации углерода и уметь устанавливать зависимость физических свойств от типа кристаллических решеток, рассмотреть химические свойства углерода как окислительно – восстановительные реакции
- Развивающие – развивать логическое мышление, умение проводить исследование
- Воспитательные – воспитывать способность к сотрудничеству, сопереживанию.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофрагмент по углероду, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
ХОД УРОКА
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Наш урок посвящен одному из самых интересных химических элементов. После прочтения текста вы назовете этот элемент. Этот элемент заслуживает самого вежливого и серьезного отношения. Без него нет жизни, во всяком случае на Земле. Он является основой белков, этот элемент содержится во всех живых организмах : например, в ряске, затягивающей пруд, содержится 2,5%, зато в более высокоорганизованном колокольчике его уже 10,2%. В организме мыши на долю этого элемента приходится 10,77%,а в организме кошки – почти вдвое больше – 20,56%. Не это ли обстоятельство легло в основу общеизвестного явления, заключающегося в том, что кошка ловит мышку, а не наоборот? По распространенности в земной коре он занимает одиннадцатое место. Одиннадцатый он и по распространенности в атмосфере Солнца. Этот элемент обнаружен в составе метеоритов и комет, найден он и в составе звезд. Самые красивые камни – алмазы, образованы этим элементом. Уголь, нефть, природный газ, торф – материальная основа теплоэнергетики прошлого, настоящего и будущего, образованы этим элементом. Что это за чудо-элемент? (Углерод).
2. Актуализация знаний
Учащиеся характеризуют строение и свойства атома углерода на основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и делают выводы о возможных степенях окисления углерода. На парте находится план-характеристика элементов.
1. Порядковый номер элемента, заряд ядра.
2. Число энергетических уровней, распределение
электронов по уровням.
3. Электронно-графическая формула углерода (в
основном и возбужденном состоянии).
Вывод. Для углерода характерны степени окисления +4, +2, –4, он может быть окислителем и восстановителем. По отношению к кислороду углерод проявляет восстановительные свойства. По отношению к водороду, металлам и менее электроотрицательным неметаллам – окислительные.
3. Операционно-исполнительский этап
Рассматриваем углерод как простое вещество. Работа в группах по инструктивным картам. Учащиеся исследуют свой вопрос и представляют групповой доклад. (3 группы – 3 инструктивные карты).
Инструктивная карта № 1
1. Вспомните определение аллотропии. У каких
элементов вы изучали аллотропные модификации.
2. Используя текст учебника, назовите аллотропные
модификации углерода. Заполните таблицу
«Физические свойства алмаза и графита».
Объясните причины различий в физических
свойствах графита и алмаза.
3. Что такое адсорбция? Применение адсорбции.
Физические свойства алмаза и графита
Алмаз | Графит |
Инструктивная карта № 2
1. Изучите статью учебника «Химические свойства
углерода».
2. Заполните таблицу «Химические свойства
углерода»
Восстановительные свойства | Окислительные свойства |
|
|
Вывод. По отношению к металлам и водороду углерод является окислителем, а по отношению к кислороду и более электроотрицательным элементам углерод – восстановитель.
Инструктивная карта № 3
1. Раскройте биологическую роль углерода в
организме.
2. Расскажите о круговороте углерода в природе.
Внутри группы каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу и далее, на основе собранных частей, формируется общий доклад. Когда рассматривают «Химические свойства углерода» учитель показывает видеофрагмент «Химические свойства углерода».
4. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель делает выводы совместно с учащимися о свойствах углерода, его применении биологической роли.
5. Домашнее задание
Задание 2, 3, 4.