Паспорт программы
Наименование Программы | Программа МБОУ СОШ №5 «Реализация агротехнологического профиля на старшей ступени общего образования в рамках взаимодействия с ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум»» |
Основание для разработки программы | Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования,
утвержденная приказом Министерства образования
№ 2783 от 18.07.02 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжения правительства РФ № 1756 – р от 29.12.2001г; приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393 |
Основная цель Программы | Реализация концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, направленной на обеспечение общедоступности и повышения качества образования |
Задачи Программы | – апробация модели многопрофильного
обучения в общеобразовательном учреждении; – введение модели предпрофильной подготовки учащихся основной школы; – учебно-методическое, научное, кадровое, материально-техническое обеспечение введения профильного обучения; – обобщение опыта организации профильного обучения; – расширение возможности социализации учащихся, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием через организацию взаимодействия между школой и учреждениями начального и высшего профессионального образования. |
Сроки и этапы реализации | Реализация программы экспериментального развития предусматривается с 2012 по 2014 год |
Исполнение основных мероприятий | Реализация программы экспериментального развития будет осуществляться работниками школы и политехнического техникума через урочную деятельность и дополнительное образование |
Ожидаемые результаты | Повышение доступности и качества образования на старшей ступени обучения; создание условий для индивидуализации обучения и социальной адаптации выпускников; возможность выбора учащимися профиля обучения; создание системы предпрофильной подготовки в основной школе. Обучение навыкам самообразования, саморазвития, самореализации. Обеспечение осознанного стремления школьников к развитию творческих способностей и задатков. |
Программа экспериментального развития МБОУ СОШ №5 (Приложение 1)
Программа экспериментального развития МБОУ СОШ №5 г. Татарска исходит из Концепции профильного обучения и представляет собою проект, содержащий идею экспериментальной работы по развитию личностных основ выбора профессии учащимися школы.
Актуальность темы:
В ходе анализа деятельности школы были выявлены проблемы:
– образовательный процесс без трудового
обучения затрудняет выбор учащимися будущей
профессии;
– интерес учащихся к получению
профессионального образования повысился,
однако, отсутствует правильная ориентация их
обоснованному выбору профиля образования.
По данным Центра занятости нашего района стабильно высок спрос на высококвалифицированных рабочих для предприятий промышленности, аграрного комплекса и строительных отраслей: сварщики – 15, плотники – 11, тракторист-машинист – 20.
Анализ опроса родителей учащихся 8-11 классов школы показал, что 95% родителей хотят обучать детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, открываются принципиально новые возможности для образования старшеклассников, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной индивидуальной образовательной траектории.
Одним из механизмов создания условий для самореализации личности школьника является профильное обучение. В ходе организации профильного обучения формируется социально-педагогическая среда, способствующая раннему выявлению и развитию способностей, связанных с профессиональными интересами.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации ,необходимо в старших классах давать ученикам информацию о процессах, определяющих своеобразие регионального рынка труда, целенаправленно формировать установки на профессиональную подготовку, востребованную рынком труда.
Введение агротехнологического профиля позволит учащимся получить определённые трудовые навыки в школе, что поможет в дальнейшем быстрее самореализоваться в самостоятельной жизни, ведь только приобретая профессиональные навыки, молодой человек будет уверен, что он востребован в постоянно меняющихся современных условиях.
Реализация агротехнологического профиля в нашей школе возможна при сотрудничестве с ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум», где готовят учащихся овладению рабочими специальностями.
Идея эксперимента: учитывая условия рыночной экономики, положения Концепции модернизации образования, мы выбираем особый подход к развитию мотивации у школьников потребности трудиться.
Агротехнологический профиль будет способствовать активному участию школьников в учебно-трудовой деятельности, осознанному профессиональному самоопределению учащихся. Для этого мы хотим создать модель школы агротехнологического профиля на старшей ступени образования. Это будет сетевая организация профильного обучения через объединение образовательных учреждений вокруг ресурсного центра (МБОУ СОШ №5) и кооперации с ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум», МБОУ ДОД Центром детского творчества.
Сопряжённый учебный план, реализующий агротехнологический профиль, позволит учащимся получить, обучаясь в школе, предпрофессиональную подготовку, и при успешной сдаче квалификационных экзаменов получить диплом о присвоении квалификации «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Объект эксперимента: агротехнологический профиль на старшей ступени обучения.
Данный эксперимент объединяет учреждения: МБОУ СОШ № 5, ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум» и МБОУ ДОД ЦДТ, общеобразовательные школы Татарского района.
Изучение предметов будет проводиться согласно учебному плану на двух уровнях: базовом и профильном.
На профильном уровне будут изучаться предметы: биология, технология производства продукции растениеводства, с/х техника для мальчиков и основы растениеводства для девочек.
Предмет эксперимента: построение образовательного пространства агротехнологического профиля школы.
Цель эксперимента: разработка рациональных педагогических путей развития личности учащихся и определение содержания организационных форм качественного содержания образования, направленного на удовлетворение растущих потребностей самореализации школьников в жизни.
Гипотеза: Если организовать агротехнологический образовательный процесс в условиях профильного образования на основе научно-мотивационного подхода, данный эксперимент позволяет:
- организовать освоение экономических основ практической личной жизни;
- приобщить школьников к научно-исследовательской образовательной и хозяйственной деятельности;
- развить основу выбора профессий соответственно развиваемым способам деятельности;
- решить проблему дефицита квалифицированных рабочих по специальности «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Задачи:
- реализация педагогических условий для развития личности, выбора профессий;
- определение содержания, способов, организационных форм для обеспечения качественного образования агротехнологического профиля школы;
- организовать совместное социально-партнёрское, учебно-производственное хозяйство на основе трудовых договоров между учащимися и администрацией школы с другими образовательными учреждениями, ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум» , сельскохозяйственными предприятиями;
- обучение школьников направить на:
– освоение экономических основ хозяйствования при активном участии в жизнедеятельности школы;
– овладение основами укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни и экономической грамотности;
– приобщение во всех ситуациях учебно-производственной, познавательной и созидательной деятельности школьников к научно-исследовательской учебной работе;
– повышение интереса к выбору профессии в соответствии с развитыми способностями.
Этапы эксперимента:
1 этап – подготовительный (январь-август 2012.г.)
- Изучение нормативных документов.
- Диагностирование потребностей в профильном обучении учащихся, родителей.
- Укрепление материально-технической базы.
- Совершенствование и корректировка оптимального режима работы школы.
- Расширение библиотечного фонда школы.
- Разработка системы критериев стимулирования педагогов и мастеров технологического образования.
- Установление договорных отношений с родителями, хозяйствами, общественностью, образовательными и хозяйствующими структурами района.
- Введение мониторинга и обобщение ежегодной реализации концепции развития агротехнологического профиля школы.
2 этап – практический (сентябрь-май 2012-2014 г.г.)
- Освоение диагностики и методики изучения личностных качеств учащихся.
- Освоение и применение активных форм обучения детей в учебной, трудовой, исследовательской деятельности.
- Обучение детей умению пользоваться способами самостоятельной познавательной, созидательной трудовой деятельности и планировать свою деятельность.
- Обновление содержания образования прикладными направлениями общенаучных предметов, увеличение количества и усиление качества элективных курсов по основам предпринимательства, менеджмента, правоведения, экономики, технико–технологических предметов и.т.д.
- Развитие мотивационных и деятельностных способов профессионального становления учащихся, способного принимать позитивное для себя и других решение в ситуациях ответственного выбора поступков и формирование чувства сопричастности за сохранение и развитие родного края.
3 этап – заключительный (июнь-август 2014 г.)
- Анализ результатов мониторинга опытно-экспериментальной работы.
- Подготовка отчетных материалов и анализ данных экспериментальной работы агротехнологического профиля школы.
- Проведение итоговой научно-практической конференции.
- Оформление результатов эксперимента в виде рекомендаций и методической выставки.
Критерии оценки результативности эксперимента:
- удовлетворенность детей, родителей и педагогов итогами экспериментальной работы агротехнологического профиля школы
- (высокий уровень – 75-90%,средний – 50-74%, низкий – ниже 50%);
- ценностные ориентации школьников: позитивная мотивация к труду и будущей профессии, наличие цели в жизни, стремление к саморазвитию;
- (высокий уровень – 75-90%,средний – 50-74%, низкий – ниже 50%);
- повышение уровня воспитанности и обученности учащихся(на 10%);
- успешность участия на научно-практических конференциях, конкурсах, выставках разного уровня;
- укрепление МТБ школы как ресурсного центра развития агротехнологического профилирования;
- получение учащимися диплома о присвоении квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (до 90%);
- поступление в учебные заведения аграрного, медицинского профиля.
Ожидаемые результаты деятельности:
- Создание модели профилизации на 3-й ступени обучения.
- Обеспечение профильного изучения дисциплин, вошедших в перечень предметов для поступления в высшие учебные заведения по специальностям: «Агрономия», «Защита растений», «Механизация сельского хозяйства», а также специальностей медицинского направления.
- Повышение успешности обучения детей по выбранному профилю.
- Формирование устойчивого интереса к обучению.
- Раннее выявление, формирование и развитие профессиональной способности в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности.
- Совершенствование новых форм профессиональной ориентации.
- Расширение возможности социализации учащихся, подготовка к профессиональному самоопределению.
- Выполнение муниципального заказа на подготовку выпускников, заинтересованных в получении рабочей профессии и трудоустройство в районе.
Мероприятия по реализации
программы введения агротехнологического
профиля на старшей ступени общего образования в
рамках взаимодействия с ГАОУ СПО НСО
«Татарский политехнический техникум»
на 2012-14 год
№п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
1. Нормативно-правовое обеспечение | |||
1 | Внесение изменений в положение о профильных классах в МБОУ СОШ №5 г.Татарска | Август 2012 г. | Директор |
2 | Утверждение учебного плана и программ профильного образования и предпрофильной подготовки | Август 2012г. | Директор |
3 | Подготовка локальных актов ОУ: Концепция профильного образования МБОУ СОШ №5; о портфолио учащихся; об итоговой аттестации; об индивидуальной образовательной программе учащегося; об элективных предметах; о годичной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке; об организации психолого-педагогического сопровождения | Июнь –август 2012 г. | Методический совет |
2. Информационное обеспечение | |||
1 | Обучение в системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров | По графику | Директор |
2 | Вовлечение педагогов в поисково-творческую деятельность по разработке актуальных проблем предпрофильного и профильного обучения (создание творческих групп) | 2012-2014 г.г. | Руководители ШМО |
3 | Информирование членов педагогического коллектива, родителей и учащихся 7-9 классов, проведение рекламных акций о системе профильного обучения.. | регулярно | Заместитель директора по ВР |
4 | Создание компьютерного банка информации по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения | постоянно | Директор |
3. Кадровое обеспечение | |||
1 | Организация и проведение семинаров по работе в профильных классах и предпрофильной подготовке. | регулярно | Зам.директора по УВР |
2 | Использование в обучении кадров сети Интернет. | По графику | Директор |
3 | Обучение преподавателей на профильных курсах в НИПКиПРО | По графику | Директор |
4. Учебно-методическая работа | |||
1 | Подготовка рекомендаций пед.коллективу по следующей тематике: а) алгоритм выбора элективных курсов и курсов по выбору; б) методика оценивания краткосрочных курсов по выбору; в) рекомендации по использованию дистанционных форм обучения в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения. | ежегодно | Зам. директорач по УВР |
2 | Создание диагностической базы мониторинга предпрофильной подготовки и профильного образования (банк диагностик) | ежегодно | Зам.директора по УВР |
3 | Подготовка дидактического и раздаточного материала, компьютерного обеспечения элективных курсов и курсов по выбору, профильных предметов. | постоянно | Руководители ШМО |
5. Создание учебно-материальной базы предпрофильного и профильного обучения | |||
1 | Компьютеризация образовательного процесса: а) приобретение и пополнение педагогических программных средств; б) организация обслуживания. | постоянно | Директор |
2 | Модернизация кабинетов биологии, сельхозтехники современными ТСО и учебно-дидактическими материалами | регулярно | Зам. директора по УВР |
3 | Оснащение лабораторий (биологической) необходимыми реактивами и приборами. | регулярно | Директор |
4 | Пополнение библиотечного фонда: а) приобретение учебников, в т.ч. профильных; б) программ общеобразовательных и элективных курсов; в) научно-популярной литературы по основным профилям обучения; г) периодических изданий по проблеме профильной подготовки | постоянно | Зам. директора по УВР, библиотекарь |
6. Психолого-педагогическое обеспечение | |||
1 | Педагогический мониторинг результатов образовательной деятельности: а) учебные достижения (освоение базового и профильного стандартов); б) психологическое развитие школьников; в) оценка профессионально-значимых качеств личности; г) воспитанность и социализация личности; д) физическое развитие и здоровье. | постоянно | Специалисты «И-МЦ» по договору |