Мотивация обучения детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Шагает ребенок несмело,
Пытаясь все в мире познать,
Слагает слова неумело,
Так жаждет он «мама» сказать.
Веселый, забавный и смелый,
С портфелем он в школу идет,
Как будто на важное дело,
Что многое в жизни дает.
Веселый звонок, перемены,
Учитель проводит урок.
И нет уж денькам тем замены,
Лишь в жизни все больше дорог.
Пройдет много чудных мгновений,
Сквозь многое жизнь пронесет,
И сладкий наш мир вдохновений
Печально исчезнет, уйдет.
Шагаем по жизни мы смело,
Стремимся так много узнать,
А детство прошло, улетело,
И жизнь заставляет дерзать!!!

Каждый ребенок, достигнув шестилетнего возраста, осознает то, что впереди его ждет самая веселая и интересная пора – школьная жизнь. Но, к сожалению, не каждый ребенок воспринимает это как что-то удивительно важное. Зачастую многие даже боятся того, что их ждет, представляя свое будущее как непреодолимое препятствие, которое доставляет столько потерь и неудач, что просто затмевает все стремления и мечты ребенка. Почему же такие разносторонние позиции? Почему желание, стремления учиться иногда бывают так малы?

Оказывается, что представление шестилетнего ребенка об окружающей его действительности зависит от социально-психологических условий.

Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит, прежде всего, от социального окружения (семьи, общения с родными и близкими, друзьями), эмоциональных отношений, национальных традиций, места жительства и других факторов. Тем более не все дети посещают детские сады, где осуществляется формирование первичных представлений о растениях, животных и человеке, о формировании коллективной и групповой работы и общественных навыков. Не все дети имеют развитых культурных наставников. Именно поэтому основной задачей родителей и педагогов является выявление пробелов в развитии ребенка и их коррекция. Ведь для ребенка, психологически не готового к обучению, учеба представляет серьезную нагрузку, которая может нежелательно отразиться на его здоровье.

Возникает вопрос: как же именно адаптироваться ребенку к школе? Как приобрести психологическую готовность? Ведь все дети данного возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически, возникает чувство тревоги и неуверенности, связанное с совершенно новой жизнью в школе. Дети очень остро реагируют на ситуацию в их жизни. У них появляется возбудимость, раздражительность, агрессия, повышается утомляемость. Ребенку сложно понять и осознать, что происходит. Мечты о прилежной и интересной учебе становятся рассеянными, а жажда знаний проходит. Понятно, что многое будет зависеть и от личности педагога, его форм и методов работы, творческой направленности, активности и толерантности. Но, для нас сейчас важнее личность самого ребенка, будущего ученика, школьника.

Записывая малыша в школу с шести лет, родители часто сомневаются, нужно ли сокращать ребенку дошкольное детство или подождать еще год. Определив малыша в первый класс, они продолжали терзаться сомнениями и, в конце концов, не выдержав подобной пытки, через несколько недель забирали его домой. Поэтому, чтобы не мучить ни себя, ни малыша подобными экспериментами, предлагаю родителям провести в игровой форме тест «Готов ли ваш ребенок к школе?». Для этого дайте ему альбомный лист бумаги с заранее оформленными заготовками и карандаш. Ребенку надо будет выполнить ряд несложных заданий.

1-е задание «Звезда»

Рисунок-заготовка: на альбомном листе надо нарисовать пятиугольную звезду, а рядом с ней — десять точек в той последовательности, как они расположены на рисунке.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает готовый рисунок звезды, а затем предлагает соединить нарисованные ниже десять точек так, чтобы получилась точно такая же пятиугольная звезда.

Ребенок, должен самостоятельно справиться с поставленной задачей так, как сумеет. Приведенные ниже возможные варианты рисунка вашего малыша помогут вам правильно оценить результат по пятнадцатибалльной системе.

От 11 до 15 баллов вы можете поставить своему малышу за выполненное задание, если все точки соединены правильно, и явно можно узнать контуры звезды. Неважно, в какой последовательности малыш соединял эти точки. Линии могут быть неровными, углы могут быть не острыми, а слегка обтекаемыми.

От 6 до 10 баллов. Линии небрежные, точки соединены неаккуратно, каждый луч звезды нарисован отдельно. Контуры звезды узнать можно или можно, но очень трудно. Отсутствует луч или два.

От 1 до 5 баллов. Примитивный рисунок, отсутствует более двух лучей. Или вообще отсутствует ясное изображение, похожее на звезду. Оценив результаты первого задания, запишите его результат на листе, где малыш рисовал звезду.

2-е задание «Кошка»

Попросите ребенка нарисовать кошечку. Пусть кошка сидит или стоит — это без разницы. Малыш не должен раскрашивать картинку разноцветными карандашами или фломастерами. Нужно, чтобы рисунок был выполнен графическим способом — простым карандашом.

По пятнадцатибалльной системе оцените результат второго задания.

От 11 до 15 баллов. У нарисованной кошечки непременно должны быть четыре конечности, голова, туловище и хвост. На голове — два треугольных уха, глаза, нос, рот (могут быть еще усы). Голова не должна быть больше туловища. Желательно, чтобы голову и туловище соединяла шея. (Но не беда, если она отсутствует). Лапки кошки должны быть пропорциональны туловищу. (На них могут быть когти). Непременно должен присутствовать хвост — пушистый или гладкий, длинный или не очень, в зависимости от детской фантазии.

От 6 до 10 баллов. У нарисованной фигуры имеются голова, туловище, лапы и хвост. Но иногда конечностей только три, или две. Уши — круглые, а не треугольные, или отсутствуют вообще. Хвост может быть обозначен лишь одной линией. Нарисованы также глаза, нос и рот.

От 1 до 5 баллов. Примитивный рисунок головы и туловища. Изображена только одна пара лапок. Причем каждая из лапок обозначена одной линией. Отсутствуют уши, хвост, детали мордочки, или вообще нет ничего похожего на заданную фигуру животного.

3-е задание «Меню»

Это задание предусматривает переключение видов деятельности с той целью, чтобы дать ребенку несколько расслабиться и отдохнуть. Ребенку предлагают три игрушки, четко изображающие животных. Допустим, собачку, лошадку и мышь. Ребенок должен знать, кто из этих животных чем питается. Взрослый будет перечислять слова, соответствующие предметам питания зверей, например, косточка, сыр, сено, зерно, мясо, трава и т.д. При каждом слове ребенок обязан взять в руки нужную игрушку. Так, при слове «сено», он должен взять в руки лошадку и т. д.

От 11 до 15 баллов. Ребенок внимательно слушал вопросы, некоторое время думал перед тем, как взять ту или иную игрушку, при этом не ошибся ни разу. Или малыш ошибся один раз, но сам поправился.

От 6 до 10 баллов. Ребенок ошибся более двух раз. Или просто не знал ответа на два-три из предложенных вопросов.

От 1 до 5 баллов. Малыш часто путался, или вовсе отказался отвечать на вопросы. Все вопросы вызвали крайнее затруднение.

4-е задание «Имя»

Заготовка: на листе бумаги напишите разборчивыми письменными буквами полное имя малыша. Объясните малышу, что это его имя. Но так как ребенок еще не может, как следует, писать прописными буквами, его нужно попросить переписать это слово так, как он сумеет. Проще говоря, ему надо будет здесь же, рядышком, скопировать написанное. Пусть малыш имитирует надпись по мере своих сил и возможностей, не следует ему помогать. Время выполнения задания неограниченное. Рассмотрев слово, написанное рукой малыша, попробуйте оценить его по пятнадцатибалльной системе.

От 11 до 15 баллов. Буквы, написанные ребенком, в два-три раза превышают по размеру образец или близки к образцу. Написанное малышом имя вполне можно прочитать. Слово несколько отклонено от прямой линии. Буквы связаны между собой, или отсутствует одна-две соединительные линии.

От 6 до 10 баллов. Слово можно прочесть. Отсутствует соединение букв в слове. Отсутствует графическая точность изображения. Некоторые буквы не дописаны до конца.

От 1 до 5 баллов. С образцом имеют сходство лишь одна-две буквы. Имитированное малышом имя едва имеет видимость письма. Или это вовсе не похожие на образец каракули.

Просуммируйте полученные результаты четырех заданий. По оценке полученных данных вы можете определить, насколько ваш малыш подготовлен к школе.

Если ребенок получил за выполнение четырех заданий теста:

45-60 баллов, то он без сомнения может быть зачислен в школу. Он успешно будет справляться со школьной программой, она не вызовет у него сильных затруднений. Малыш не переутомится и будет чувствовать себя в первом классе, как в своей тарелке.

31-44 баллов. В общем, малыш готов к школе. Позанимайтесь с ним еще немного дома, чтобы какие-то умения и навыки приобрели у него более совершенную форму. Правда, начало учебы может вызвать у него небольшие затруднения. Но они будут иметь лишь временный характер.

18-30 баллов. Уровень готовности малыша к школе оставляет желать лучшего. Ребенку будет тяжело осуществить переход от дошкольного детства к школе. Родителям следует обратить особое внимание на отдельные результаты каждого из заданий теста. Какое задание вызвало у ребенка наибольшие сложности? Может быть, малыш недостаточно хорошо знаком с алфавитом, он не знает, сколько лап у кошки, и чем питается собака, или у него сложности с соединением точек? Необходимо вместе с малышом несколько раз правильно выполнить вышеуказанные задания, задерживая его внимание на исправлении ошибок. Когда малыш поймет, в чем он ошибался, попробуйте повторить тест.

17 баллов и меньше. Малышей с подобными результатами психологи советуют повременить записывать в школу. Ребенок явно не готов к той нагрузке, которая ляжет на него при поступлении в первый класс. Уделите ребенку большее внимание, старайтесь заполнить его свободное время полезной, развивающей деятельностью, чередуя физические и интеллектуальные нагрузки. Но на развитии интеллекта все же следует сделать акцент. Если встанет такая необходимость, можно пройти с ребенком специальное медико-педагогичекое обследование и посоветоваться со специалистами в индивидуальном порядке.

Как известно, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

– положительных представлений о школе;
– желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
– сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе родителям и педагогам необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4. Использывать загадки на школьную тему.
5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее?»

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. В сюжет игры можно ввести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться и всем мешает, нарушает установленные правила. Роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

Как правило, учебная мотивация возникает естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т. д.) и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам сам стремится научиться читать и считать, что говорит о возникновении у него учебной мотивации.

Познавайте вместе с малышом этот удивительный и многообразный мир знаний и красоты. Учитесь вместе с ребенком, радуйтесь каждому его открытию, проявляйте истинный интерес во всем, а самое главное, любите его! И тогда многие трудности вы с легкостью преодолеете вместе!!! И в заключение, несколько советов….

Советы родителям будущих первоклассников.

  1. Уважайте и любите своего ребенка!
  2. Поощряйте успехи, не акцентируйте внимание на неудачах.
  3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе (читайте стихотворения, рассказы о школе).
  4. Проявляйте истинный интерес к делам, занятиям ребенка, учитывайте эти интересы.
  5. Никогда не отказывайте в игре с ребенком.
  6. Давайте возможность проявлять самостоятельность и ответственность в делах.
  7. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой. Постарайтесь выявить причину временных трудностей и помогите в их решении.
  8. Соблюдайте режим дня (больше гуляйте, отдыхайте на свежем воздухе).
  9. Не подавляйте физическую активность ребенка (хорошее физическое развитие способствует психологическому комфорту).
  10. Создавайте благоприятный психологический микроклимат в семье.
  11. Чаще хвалите и радуйтесь даже незначительным успехам ребенка.
  12. Читайте как можно больше книг и журналов развивающей направленности.
  13. Выделяйте как можно больше времени на игры и занятия с ребенком, но старайтесь не перегружать его (чередуйте виды деятельности).
  14. Развивайте и поддерживайте интерес у ребенка к обучению.

Успехов в воспитании и обучении наших маленьких гениев!!!

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Творческий центр «Сфера», Москва, 2003 (тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»).
  2. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
  4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1983.
  5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.