«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" – это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Умение учиться для ученика складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорят "учебная деятельность"?
Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В нашей школе во все времена уделялось большое внимание активной учебной и внеурочной деятельности обучающихся. Поэтому для коллектива школы модернизация образования не потребовала кардинальных перемен в организации обучения. Активная внеурочная работа – многолетняя традиция школы, которая определяет основные направления работы и представляет собой проектную деятельность.
Заместителем директора организуется подготовительная работа над проектами, в которой задействованы ученики, учителя и родители. Заканчивается работа общешкольным мероприятием, посмотреть которое приходят не только родители, но и большая часть жителей села. Примером таких мероприятий являются семейные праздники, ярмарки, фольклорные мероприятия, выставки творчества и т.д. В рамках военно-патриотической работы ребята собирают сведения об односельчанах – ветеранах Великой Отечественной войны, помогают разыскать «следы» погибших и пропавших без вести.
Внеурочная деятельность тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, конкурсы, отчеты кружков, предметные вечера, КВН и т.д. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса МКОУ «Краснопольская ООШ №1», приоритетным направлением которой – активная деятельность самих ребят.
Работая над проектами, ребята активно
осваивают ИКТ-технологии в процессе чего
формируется ИКТ-компетентность, что является
одним из требований ФГОС второго поколения.
Несколько лет
назад в нашей школе была организована работа
школьного СМИ – выпуск школьной газеты
«Переменка». Создана школьная редколлегия, в
состав которой входят ребята разного возраста.
Первое время возникали трудности работы в
разновозрастной группе. Сейчас ребята сами
распределяют обязанности: более сложную работу
берут на себя старшеклассники, вовлекая в работу
младших. Газета выпускается один раз в четверть.
В процессе выпуска газеты решается
предпрофильная подготовка, способствующая
профессиональному самоопределению учащихся.
Ежегодно редакторы газеты принимают участие в
региональном конкурсе школьного СМИ «Чтобы
услышали». Бугакова Мария, редактор газеты,
принимала участие в очном областном конкурсе
«Чтобы услышали. Лидеры XXI века» и по итогам
конкурса награждена дипломом за активную
жизненную позицию и лидерские качества.
Ребята принимают участие и в других конкурсах. Особенно нравятся им дистанционные конкурсы. Например, региональный сетевой проект «Новогодний калейдоскоп». По итогам конкурса команда нашей школы заняла 3 место. Можно сказать, что у ребят уже выработалась потребность в творческой реализации – конкурсах. Это способствует социализации обучающихся, формируется уверенность в своих силах, собственная позиция. В дальнейшем нашим выпускникам это помогает в жизни и учебе – в ВУЗах они активно участвуют в конкурсах, спортивных соревнованиях и вообще являются лидерами.
Системно-деятельнсотный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется тогда, когда учитель сам является творческим человеком. Учитель должен быть ни «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет свих воспитанников на сочинение музыки. Он дирижер ребячьей самодеятельности, но никто не должен видеть взмахов его палочки.
Приложения:
- «Семейный праздник» Приложение 1
- Выпуск номера газеты «Переменка» Приложение 2
- Сетевой проект «Новогодний калейдоскоп» Приложение 3