Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [ж] в словах и словосочетаниях у младших школьников со стертой дизартрией

Разделы: Логопедия


Цель: Автоматизация звука [Ж] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

  • учить правильному произношению звука [Ж] в слогах, словах и словосочетаниях;
  • развивать речевое дыхание, подвижность органов артикуляции;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать пространственную ориентировку и мелкую моторику;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные снежинки, цветные карандаши, контур елки на магнитной доске, предметные картинки, конверт с раздаточным материалом, фрагмент новогодней мелодии, картинки с изображением героев мультфильмов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Какой веселый зимний праздник напоминает эта музыка?

Дети: Новый год.

Логопед: Правильно. На Новый год принято дарить подарки. И нам по почте тоже пришел подарок. Посмотрите, какой красивый конверт, что же там лежит? Это приглашения на новогодний праздник.

Дети получают листки с контурными изображениями пяти снежинок.

Логопед: Скажите, какое настроение у людей перед праздником?

Дети: Хорошее, радостное, праздничное.

Логопед: А у вас хорошее настроение? Изобразите его на снежинке, которая находится в центре приглашения. Используйте карандаш теплого, радостного цвета. Молодцы, вот с таким веселым, радостным, праздничным настроением мы с вами отправимся на праздник! А чтобы узнать, кто нас приглашает, вы должны отгадать загадки.

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ежик)

Пряча ветки за туманом,
Сосны хмурятся спросонок,
Между сосен-великанов
Спит в берлоге... (медвежонок)

Правильно! Посмотрите, это герои известных вам мультфильмов ежик и медвежонок.

С нами на праздник пойдут герои других мультфильмов: собака Жучка и кошка Жужа.

II. Сообщение темы.

Логопед: Послушайте слова: ежик, медвежонок, Жучка, Жужа. Какой звук объединяет данные слова?

Дети: Звук [Ж].

Логопед: А вы догадались, над каким звуком мы будем сегодня работать?

Дети: Над звуком [Ж].

Логопед: Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ж] в словах и словосочетаниях.

III. Работа по теме.

Прежде чем мы отправимся в путь, мы должны сделать разминку.

1. Дыхательная гимнастика.

Посмотрите, какие красивые резные, воздушные снежинки. Давайте подуем на них. Сделайте короткий легкий вдох носом и плавный долгий выдох через рот. (3 раза).

А теперь снежинки пусть опустятся вам на кончик носа. Попробуйте сдуть их. (Дыхательное упражнение “Фокус”, 3 раза).

2. Артикуляционные упражнения.

  • “Окошко” - “Заборчик” (на счет до 8).
  • “Лопатка” - “Чашечка” (на счет до 8).
  • “Лошадка” (10 раз).

3. Изолированное произнесение звука [Ж].

Молодцы. Теперь произнесите звук [Ж] красиво и правильно.

4. Анализ артикуляции и характеристика звука.

Логопед:

  • В каком положении губы, зубы, язык?
  • Горлышко работает или молчит?
  • Воздушная струя холодная или теплая?
  • Ребята, дайте характеристику звуку [Ж].
  • Он гласный или согласный?
  • Глухой или звонкий?
  • Твердый или мягкий?

Дети: Согласный, звонкий, всегда твердый.

Каким цветом мы его обозначаем?

Дети: Синим.

5. Автоматизация звука в слогах и словах.

Логопед: Молодцы. Путь у нас неблизкий, я предлагаю по дороге произносить чистоговорки.

Жа-жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу дали яблоко ежу
Же-же-же-же ежик съел его уже
Жи-жи-жи-жи нам животик покажи

Логопед: Итак, к кому мы идем?

Дети: К ежику и медвежонку.

Логопед: С кем мы идем?

Дети: С Жучкой и Жужей.

Логопед: Как вы думаете, какое настроение у наших друзей? Найдите на своих пригласительных билетах снежинку в верхнем правом углу и изобразите настроение кошки Жужи. А теперь найдите снежинку в нижнем левом углу и нарисуйте настроение собаки Жучки.

Хорошо. Ребята, ежик и медвежонок обратились к нам с просьбой. Теперь посмотрите на экран, и вы поймете, чем мы можем им помочь.

6. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Логопед: Какие предметы вы видели на экране?

Что было справа от елки? Слева?

Дети: Снежинки.

Логопед: Правильно. Произнесите это слово еще раз, выделяя звук [Ж].

Что же мы будем делать у ежика и медвежонка?

Дети: Наряжать елку.

Логопед: Мы отдохнули, а дальше поедем на лыжах.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бежим на лыжах
К ежонку, к медвежонку,
Будем с ними дружно
Наряжать мы елку!

7. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Вот мы и приехали! Посмотрите, какая у наших друзей елка! Давайте наряжать ее! Посмотрите, на правой стороне доски много елочных игрушек. Но для нашей елочки подойдут лишь те, в названиях которых есть звук [Ж].

Дети называют картинки и переносят на елку.

Желудь, жук, ножницы, ежевика, заяц, гусь и т.д.

Логопед: Почему оставшиеся игрушки мы не взяли для украшения своей елки?

Дети: Потому что в названиях нет звука [Ж].

8. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Логопед: Посмотрите: на левой стороне доски украшения, которые приготовили ежик и медвежонок. Надо решить, подойдут ли они к нашей елке? Есть в названиях звук [Ж]?

Желтый флажок, бежевый флажок, оранжевый флажок, желтая снежинка, бежевая снежинка, оранжевая снежинка.

Дети произносят словосочетания и переносят украшения на елку.

Логопед: Молодцы! Ребята, мы приготовили подарки для наших друзей. Давайте посмотрим, что мы подарим Жучке? Медвежонку? Ежонку? Жуже?

Дети: Оранжевый пиджак, желтую пижаму, желтый жилет, бежевый жакет.

Логопед: Ребята, вы помогли нарядить елку, подарили друзьям подарки. Как вы думаете, какое у них настроение? Возьмите пригласительный билет и отобразите на оставшихся снежинках настроение ежика и медвежонка.

IV. Итог. Домашнее задание.

Логопед: Итак, ребята, чем мы занимались на занятии? Над каким звуком работали? А что понравилось больше всего?

Ответы детей.

Логопед: Молодцы! Дома раскрасьте снежинки, и с этим пригласительным билетом вы придете на школьную елку, где Дед Мороз вручит вам подарки. Спасибо за занятие!