Цель: Автоматизация звука [Ж] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
- учить правильному произношению звука [Ж] в слогах, словах и словосочетаниях;
- развивать речевое дыхание, подвижность органов артикуляции;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать пространственную ориентировку и мелкую моторику;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные снежинки, цветные карандаши, контур елки на магнитной доске, предметные картинки, конверт с раздаточным материалом, фрагмент новогодней мелодии, картинки с изображением героев мультфильмов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Какой веселый зимний праздник напоминает эта музыка?
Дети: Новый год.
Логопед: Правильно. На Новый год принято дарить подарки. И нам по почте тоже пришел подарок. Посмотрите, какой красивый конверт, что же там лежит? Это приглашения на новогодний праздник.
Дети получают листки с контурными изображениями пяти снежинок.
Логопед: Скажите, какое настроение у людей перед праздником?
Дети: Хорошее, радостное, праздничное.
Логопед: А у вас хорошее настроение? Изобразите его на снежинке, которая находится в центре приглашения. Используйте карандаш теплого, радостного цвета. Молодцы, вот с таким веселым, радостным, праздничным настроением мы с вами отправимся на праздник! А чтобы узнать, кто нас приглашает, вы должны отгадать загадки.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ежик)
Пряча ветки за туманом,
Сосны хмурятся спросонок,
Между сосен-великанов
Спит в берлоге... (медвежонок)
Правильно! Посмотрите, это герои известных вам мультфильмов ежик и медвежонок.
С нами на праздник пойдут герои других мультфильмов: собака Жучка и кошка Жужа.
II. Сообщение темы.
Логопед: Послушайте слова: ежик, медвежонок, Жучка, Жужа. Какой звук объединяет данные слова?
Дети: Звук [Ж].
Логопед: А вы догадались, над каким звуком мы будем сегодня работать?
Дети: Над звуком [Ж].
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ж] в словах и словосочетаниях.
III. Работа по теме.
Прежде чем мы отправимся в путь, мы должны сделать разминку.
1. Дыхательная гимнастика.
Посмотрите, какие красивые резные, воздушные снежинки. Давайте подуем на них. Сделайте короткий легкий вдох носом и плавный долгий выдох через рот. (3 раза).
А теперь снежинки пусть опустятся вам на кончик носа. Попробуйте сдуть их. (Дыхательное упражнение “Фокус”, 3 раза).
2. Артикуляционные упражнения.
- “Окошко” - “Заборчик” (на счет до 8).
- “Лопатка” - “Чашечка” (на счет до 8).
- “Лошадка” (10 раз).
3. Изолированное произнесение звука [Ж].
Молодцы. Теперь произнесите звук [Ж] красиво и правильно.
4. Анализ артикуляции и характеристика звука.
Логопед:
- В каком положении губы, зубы, язык?
- Горлышко работает или молчит?
- Воздушная струя холодная или теплая?
- Ребята, дайте характеристику звуку [Ж].
- Он гласный или согласный?
- Глухой или звонкий?
- Твердый или мягкий?
Дети: Согласный, звонкий, всегда твердый.
Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
5. Автоматизация звука в слогах и словах.
Логопед: Молодцы. Путь у нас неблизкий, я предлагаю по дороге произносить чистоговорки.
Жа-жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу дали яблоко ежу
Же-же-же-же ежик съел его уже
Жи-жи-жи-жи нам животик покажи
Логопед: Итак, к кому мы идем?
Дети: К ежику и медвежонку.
Логопед: С кем мы идем?
Дети: С Жучкой и Жужей.
Логопед: Как вы думаете, какое настроение у наших друзей? Найдите на своих пригласительных билетах снежинку в верхнем правом углу и изобразите настроение кошки Жужи. А теперь найдите снежинку в нижнем левом углу и нарисуйте настроение собаки Жучки.
Хорошо. Ребята, ежик и медвежонок обратились к нам с просьбой. Теперь посмотрите на экран, и вы поймете, чем мы можем им помочь.
6. Физминутка.
Гимнастика для глаз.
Логопед: Какие предметы вы видели на экране?
Что было справа от елки? Слева?
Дети: Снежинки.
Логопед: Правильно. Произнесите это слово еще раз, выделяя звук [Ж].
Что же мы будем делать у ежика и медвежонка?
Дети: Наряжать елку.
Логопед: Мы отдохнули, а дальше поедем на лыжах.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бежим на лыжах
К ежонку, к медвежонку,
Будем с ними дружно
Наряжать мы елку!
7. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Вот мы и приехали! Посмотрите, какая у наших друзей елка! Давайте наряжать ее! Посмотрите, на правой стороне доски много елочных игрушек. Но для нашей елочки подойдут лишь те, в названиях которых есть звук [Ж].
Дети называют картинки и переносят на елку.
Желудь, жук, ножницы, ежевика, заяц, гусь и т.д.
Логопед: Почему оставшиеся игрушки мы не взяли для украшения своей елки?
Дети: Потому что в названиях нет звука [Ж].
8. Автоматизация звука в словосочетаниях.
Логопед: Посмотрите: на левой стороне доски украшения, которые приготовили ежик и медвежонок. Надо решить, подойдут ли они к нашей елке? Есть в названиях звук [Ж]?
Желтый флажок, бежевый флажок, оранжевый флажок, желтая снежинка, бежевая снежинка, оранжевая снежинка.
Дети произносят словосочетания и переносят украшения на елку.
Логопед: Молодцы! Ребята, мы приготовили подарки для наших друзей. Давайте посмотрим, что мы подарим Жучке? Медвежонку? Ежонку? Жуже?
Дети: Оранжевый пиджак, желтую пижаму, желтый жилет, бежевый жакет.
Логопед: Ребята, вы помогли нарядить елку, подарили друзьям подарки. Как вы думаете, какое у них настроение? Возьмите пригласительный билет и отобразите на оставшихся снежинках настроение ежика и медвежонка.
IV. Итог. Домашнее задание.
Логопед: Итак, ребята, чем мы занимались на занятии? Над каким звуком работали? А что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Молодцы! Дома раскрасьте снежинки, и с этим пригласительным билетом вы придете на школьную елку, где Дед Мороз вручит вам подарки. Спасибо за занятие!