Цель. Познакомить детей с творчеством Северного художника-баталиста Петра Петровича Павлинова.
Программные задачи:
- расширять знания детей о подвигах моряков – североморцев, воинов, защитников в годы Великой Отечественной войны на художественных образах;
- учить детей рассматривать и понимать произведения батальной живописи;
- воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за свой край.
Словарная работа. Тральщик, эсминец, крейсер, перископ, торпеда, надводный, багряный, камни-валуны.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий, географической карты ( Карское море, порт Диксон, полуостров Северный); рассказ воспитателя о катерах – тральщиках: переоборудованные суда торгового флота, предназначенные для поиска и уничтожения мин; чтение и рассматривание книг поэтессы И.В. Ядринцевой “О городе Полярном, о флоте легендарном”, “Атомный подводный флот”; беседы о Великой Отечественной войне; экскурсия в музей Северного флота.
Материал. Иллюстрации картин П.П. Павлинова: “Бой в Мотовском заливе”; “Бой защитников порта Диксон с фашистким крейсером “Адмирал Шеер””; “ Тральщик “Т-116” топит подводную лодку противника”; “ Подводная лодка “С-101” уничтожает фашисткую подводную лодку”; исторические данные. Фонограмма залпов пушек (аудиозапись). Макеты пушки и крейсера “Адмирал Шеер”(картон), штурвал, мачта, подзорная труба, синяя ткань или клеенка (море), имитация военной одежды для детей. Аудиозапись песни “ Прощайте скалистые горы” сл. И.Букина муз. Е.Жарковского; стихи Ирины Ядринцевой “ О городе Полярном, о флоте легендарном”.
Ход занятия
Воспитатель: “ Ребята, сегодня мы будем говорить о славных подвигах моряков-североморцев Северного Военного Морского флота в годы Великой Отечественной войны. Более 60-ти лет назад закончилась трудная и долгая война с фашизмом. Мы с вами родились в мирное время, и о тех тяжелых военных годах мы узнаем из кинофильмов, книг, фотографий. А многие художники посвятили этим событиям свои картины. Скажите, пожалуйста, как называют художников, изображающих вону, военные действия? Художники – баталисты. Я хочу познакомить вас с картинами нашего Северного художника-баталиста Петра Петровича Павлинова, который вместе с поэтессой Кольского края Ириной Ядринцевой расскажут нам в своих произведениях о блистательных победах моряков - североморцев и предлагаю отправиться в путешествие по картинам на военном корабле.
Дети строят корабль ( стулья), ставят штурвал, мачту и занимают места на корабле. Звучит песня “Прощайте скалистые горы” сл. И. Букина муз. Е. Жарковского. Воспитатель уточняет, что эта песня стада одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья.
Воспитатель:
В годы те военные, в годы незабвенные
Северный театр морской
Представлял за боем бой
“Маленький – удаленький” называли флот.
Видели, как доблестно он фашистов бьет.
И. Ядринцева
Воспитатель: “Подтверждением служит одна из картин Петра Павлинова “Бой в Мотовском заливе”. Возьмите, пожалуйста, в руки подзорные трубы.
Вопросы:
1. Что вы видите на картине?
2. Какие корабли вы видите вражеские или русские? Сколько?
3. Посмотрите левее. Что подсказывает, что это русские корабли?
4. С кем ведут бой русские корабли? Посмотрите вверх картины.
5. Как вы думаете, кто победил в этом бою? Как вы догадались?
Краткий рассказ воспитателя о картине.
Утром 30 июня 1941 года миноносцы “Куйбышев” и “Урицкий” вышли в Мотовский залив, чтобы оказать огневую поддержку защитникам полуострова Средний и были атакованы вражескими самолетами, начался бой. Наши моряки действовали сплоченно, четко, уверенно.
Динамическая пауза: “На корабле”
Стало палубу качать, ногу к палубе прижать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели – руки на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело, и расслабилось все тело.
Воспитатель: “В годы войны рыбацкие суда были переоборудованы в военные. О таком судне – тральщике рассказал нам художник в своей картине “ Тральщик “Т-116” топит подводную лодку противника”.
Дидактическая игра-моделирование: “Выбери правильный ответ”.
Вопросы:
1. Какой корабль ты видишь на картине? Самолет. Тральщик. Подводная лодка.
2. Бой с каким кораблем ведет тральщик? Подводный корабль. Надводный корабль.
3. Какое море изобразил художник на картине? Спокойное. Пенистое от взрывов.
4. Какими красками художник изобразил небо? Голубое. Синее. Красное. Оранжевое. Желтое.
Дети выбирают правильный ответ-карточку. Краткий рассказ детей по моделям.
Воспитатель: “А теперь, я “ оживлю” стихами одну из картин. Послушайте, пожалуйста, внимательно и постарайтесь определить, к какой картине подходят эти стихи.
Лодкам в море не до шуток:
Есть работа для “ малюток”
И для крейсерских больших.
Живы. Всплыли. Бой затих.
И. Ядринцева
Дети находят картину “ Подводная лодка “С-101” уничтожает фашисткую подводную лодку”.
Воспитатель: “Молодцы! Действительно, подводная лодка “С-101”, находясь в Карском море, обнаружила шум винтов вражеской подводной лодки, шедшей в надводном положении, и атаковала ее. Раздался сильный взрыв – вражеская подлодка была потоплена.
Вопрос: Как вы думаете, куда отправится наша лодка после боя? Как бы вы назвали эту картину?
Зрительная гимнастика:
1. Закрыть глаза, отдых – 10 сек.
2. Движения глазными яблоками:
посмотрели вправо - вверх; влево - вверх; вправо - вниз; влево – вниз – 3-4 раза.
3. Дети трут ладони, закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: “Художник Петр Павлинов нам поведал не только о подвигах моряков – североморцев, но и показал в своей картине “Бой защитников порта Диксон с фашистким крейсером “Адмирал Шеер””, как бесстрашно сражались за свою Родину артиллеристы.
Дети рассматривают картину.
Звучит краткий рассказ воспитателя.
В ночь на 27 августа 1942 года крейсер “Адмирал Шеер” был обнаружен у берегов порта Диксон, он открыл по порту артиллерийский огонь. Ответный огонь открыла береговая охрана.
Воспитатель: “Ребята, давайте понарошку “войдем в картину. По моей команде “Замри!” вы застываете перед картиной и несколько секунд рассматриваете её молча: А теперь, пожалуйста, найдите то место, через которое мы войдем в пространство. (Если дети затрудняются, следует подсказка: в картине надо найти камни). Оказавшись в пространстве этой картины, что вы слышите? Вдохните поглубже воздух и скажите: сем пахнет в воздухе? Ведь идёт бой, кругом все горит, взрывается. Посмотрите, как отважно сражаются наши бойцы. Ничто им не помеха: ни ночь, ни ветер, ни взрывы снарядов. Какое чувство вы испытываете, глядя, как они сражаются?
Композиционная игра.
Воспитатель: “Я предлагаю “оживить” эту картину, стать её героями”.
Пространство перед картиной превращается в игровую площадку.
Выставляется ширма или занавес синего цвета. Над ширмой, сзади, взрослый держит макет крейсера “Адмирал Шеер” - “плывёт к берегу”.
Камни – стульчики. На камни ставится макет пушки.
- 1 ребёнок – командир (даёт команды);
- 2 ребёнок – артиллерист (стреляет из пушки);
- 3 ребёнок – боец (подаёт снаряды).
- 4-5 детей – “брызги” воды от взрывов.
Остальные дети на корабле – зрители. Их задача – сравнивать композиции – ту, что на картине, и “живую схему” и корректировать.
Звучит фонограмма выстрелов пушек.
Командир даёт команды: - Орудие к бою! Огонь!
Прицел – 120! Огонь!
- За Родину! Огонь!
Имитируется попадание в цель – крейсер. Макет убирается.
Зрители и артиллеристы кричат: “Ура!”.
Воспитатель:
Боевой наш счёт открыт:
Крейсер вражеский горит -
Так расправились с фашистом
Молодцы – артиллеристы!
И. Ядринцева
Воспитатель: “Настало время возвращения из картины на корабль. Замрите! Раз, два, три, четыре, пять! Мы на корабле опять.
Вывод: “Сегодня, ребята, мы познакомились с творчеством художника – баталиста П.П. Павлинова, рассказавшего нам в своих полотнах о беспримерном мужестве моряков Северного флота в годы Великой Отечественной войны. И наше путешествие по картинам художника я хочу завершить стихами Ирины Ядринцевой.
Тяжела была война,
Но закончилась она.
Флот и армия родная,
Авиация морская,
И морские пехотинцы -
Вот кем Родина гордится!
Мы героев тех, что жизни,
Отдавали за Отчизну,
Не забудем никогда,
Ими Родина горда!