Учебное занятие по теме "Семья. Семейные ценности". Модуль "Основы мировых религиозных культур", курс ОРКСЭ

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования образа целостного мира при разнообразии культур и религий через осознание ценности семьи в жизни каждого человека и знакомство с отношением традиционных религий к семье.

Задачи

  • Создать условия для формирования представлений о роли семьи в разных религиях.
  • Создание условий для воспитания чувства уважения к семейным ценностям и традициям.
  • Развивать умения сотрудничать друг с другом, работать в группах.

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, ватман, клей, готовые заготовки аппликации для создания модели родословного древа, карточки - домики.

Предварительная подготовка:

  • Изготовление дома с родителями своего генеалогического древа.
  • Проведение классного часа – представления своего древа.
  • Деление класса на группы. Каждая группа готовит сообщение об отношении к семье, браку в разных религиях.
  • Работа с толковыми словарями, энциклопедиями.
  • На урок приглашаются родители.

Продолжительность работы: 3 недели

Ожидаемые результаты:

Представление - ученик имеет представление о том, что такое семья, о семейных ценностях, об отношении религий к семье.

Отношение - осознаёт ценность семьи, с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к семье.

Стратегия поведения - соблюдает лучшие традиции своей семьи, с уважением относится к семейным ценностям.

Приложение.

Ход урока

Организационный момент. Создание позитивного настроя.

- Здравствуйте, уважаемые родители, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Пусть наш урок начнётся с улыбки и весь день у вас будет таким же светлым и радостным, как ваши улыбки.

Ученица исполняет песню “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова.

1.

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет...

Припев:

Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.

2.

И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!

Припев повторяется.

- Из песни, наверное, поняли, что наш сегодняшний урок посвящён самому дорогому, что есть у человека – семье. Какое отношение автора песни к семье, о каких радостях семейной жизни говорится?

- Какое же определение слову семья?

- Вы искали информацию в словарях, Интернете. Какое лексическое значение этого слова в толковых словарях?

(Словарь Ожегова: 1. Группа живущих вместе близких родственников. Семья из трёх человек. 2. Объединение людей, сплоченных общими интересами. Школьная семья.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. У нас хорошая, дружная семья.

Энциклопедический словарь: основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью).

- Какое общее определение мы можем дать слову семья? (ответы учащихся)

- Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Ученик: В семейном кругу.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

- Как вы думаете, как различные религии относятся к семье, семейным ценностям, традициям семьи? (Предположения детей)

- Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности, традиции, уважение друг к другу, взаимопомощь)

Работа в группах.

(Класс заранее делится на 4 группы)

А сейчас поработаем в группах. Послушайте притчу “ В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: “Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово...

Какое это слово? ( Понимание)

(Каждая группа выдвигает свои предположения).

Работа с учебником.

- Семья играет важную роль в нашей жизни. Именно в семье: от родителей, бабушек, дедушек человек узнаёт о традициях своего народа, своей страны, основах веры.

- Сейчас вы поработаете с учебником. Откройте учебники на странице 74-75, прочитайте.

(Чтение детьми “про себя”).

Проверка первичного восприятия:

- Что непонятно?

- Что интересного узнали?

- Каждый год 15 мая в нашей стране отмечается День семьи, праздник радостный, светлый.

Праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни. У праздника появился свой символ – ромашка.

А теперь каждая группа расскажет о семье в разных религиозных культурах.

1 группа расскажет о семье в православии.

- Другие группы посовещайтесь и ответьте на вопросы:

- Почему семью в православии называют малой Церковью?

- Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа расскажет о браке в исламе (сообщение группы)

- Остальные 3 группы отвечают на вопросы.

- Что узнали о воспитании детей в мусульманских семьях?

- Что является наиболее важным в семье мусульман?

3 группа подготовила интересный рассказ о браке в иудаизме (сообщение группы.)

- Что нового для себя узнали?

- Как называют по еврейским понятиям мужчину без семьи?

(Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, “нельзя назвать человеком”. По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: “Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется”

4 группа расскажет о семье в буддизме (сообщение группы).

- Что отличает семью в буддизме?

- Какое значение имеет семья для общины?

Обобщение:

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

- Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны)

- А какую семью хотели бы вы иметь в будущем?

(Рассуждения детей)

Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка.

Работа ребёнка с родителем в паре.

Ученица:

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова

Учитель:

- Действительно, в семье все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. У каждого в семье свои ценности.

- Давайте составим общие семейные ценности. А помогут вам в этом ваши родители. У каждого на столе вот такой домик “ Моя семья”. Обсудите между собой все пункты и заполните каждую строчку.

(Каждый ребёнок с мамой или папой заполняют домик. Несколько детей с родителями по желанию показывают свой домик и рассказывают о своей семье).

- Различаются ли ваши домики?

- Почему? (У многих одни и те же ценности)

- Какие?

Коллективная работа. Моделирование родословного древа.

- Ребята, в течение 3 недель, вы не только собирали информацию в библиотеке и Интернете, работали со словарями, но и составили своё генеалогическое древо.

Вот здесь на доске все они представлены. На классном часе каждый из вас рассказал про свою родословную.

- Для чего человеку нужно знать свою родословную?

- Чем отличаются ваши древа?

- Что общего у всех?

- Вместе с родителями составьте модель семейного древа.

(Из готовых заготовок, которые дети подготовили на уроке технологии, все создают объёмную аппликацию на ватмане).

- Посмотрим, что получилось.

Итог занятия.

На чем основаны нравственные отношения в семье?

- Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чем можем помочь, чтобы наши семьи были счастливыми?

- Для чего нужна счастливая семья?

Ученик: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Какой этап занятия вам больше понравился?

- Хотели бы вы ещё раз пригласить родителей на урок?

Домашнее задание: Найти пословицы разных народов про семью и обсудить с родителями их значения.

Всем большое спасибо, до свидания.