Цель: создать условия для формирования образа целостного мира при разнообразии культур и религий через осознание ценности семьи в жизни каждого человека и знакомство с отношением традиционных религий к семье.
Задачи
- Создать условия для формирования представлений о роли семьи в разных религиях.
- Создание условий для воспитания чувства уважения к семейным ценностям и традициям.
- Развивать умения сотрудничать друг с другом, работать в группах.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, ватман, клей, готовые заготовки аппликации для создания модели родословного древа, карточки - домики.
Предварительная подготовка:
- Изготовление дома с родителями своего генеалогического древа.
- Проведение классного часа – представления своего древа.
- Деление класса на группы. Каждая группа готовит сообщение об отношении к семье, браку в разных религиях.
- Работа с толковыми словарями, энциклопедиями.
- На урок приглашаются родители.
Продолжительность работы: 3 недели
Ожидаемые результаты:
Представление - ученик имеет представление о том, что такое семья, о семейных ценностях, об отношении религий к семье.
Отношение - осознаёт ценность семьи, с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к семье.
Стратегия поведения - соблюдает лучшие традиции своей семьи, с уважением относится к семейным ценностям.
Ход урока
Организационный момент. Создание позитивного настроя.
- Здравствуйте, уважаемые родители, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Пусть наш урок начнётся с улыбки и весь день у вас будет таким же светлым и радостным, как ваши улыбки.
Ученица исполняет песню “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова.
1.
Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет...
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
2.
И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!
Припев повторяется.
- Из песни, наверное, поняли, что наш сегодняшний урок посвящён самому дорогому, что есть у человека – семье. Какое отношение автора песни к семье, о каких радостях семейной жизни говорится?
- Какое же определение слову семья?
- Вы искали информацию в словарях, Интернете. Какое лексическое значение этого слова в толковых словарях?
(Словарь Ожегова: 1. Группа живущих вместе близких родственников. Семья из трёх человек. 2. Объединение людей, сплоченных общими интересами. Школьная семья.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. У нас хорошая, дружная семья.
Энциклопедический словарь: основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью).
- Какое общее определение мы можем дать слову семья? (ответы учащихся)
- Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Ученик: В семейном кругу.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Как вы думаете, как различные религии относятся к семье, семейным ценностям, традициям семьи? (Предположения детей)
- Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности, традиции, уважение друг к другу, взаимопомощь)
Работа в группах.
(Класс заранее делится на 4 группы)
А сейчас поработаем в группах. Послушайте притчу “ В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: “Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово...
Какое это слово? ( Понимание)
(Каждая группа выдвигает свои предположения).
Работа с учебником.
- Семья играет важную роль в нашей жизни. Именно в семье: от родителей, бабушек, дедушек человек узнаёт о традициях своего народа, своей страны, основах веры.
- Сейчас вы поработаете с учебником. Откройте учебники на странице 74-75, прочитайте.
(Чтение детьми “про себя”).
Проверка первичного восприятия:
- Что непонятно?
- Что интересного узнали?
- Каждый год 15 мая в нашей стране отмечается День семьи, праздник радостный, светлый.
Праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.
Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме, и к ним не прекращается паломничество православных христиан, просящих у святых помощи и покровительства в любви и семейной жизни. У праздника появился свой символ – ромашка.
А теперь каждая группа расскажет о семье в разных религиозных культурах.
1 группа расскажет о семье в православии.
- Другие группы посовещайтесь и ответьте на вопросы:
- Почему семью в православии называют малой Церковью?
- Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа расскажет о браке в исламе (сообщение группы)
- Остальные 3 группы отвечают на вопросы.
- Что узнали о воспитании детей в мусульманских семьях?
- Что является наиболее важным в семье мусульман?
3 группа подготовила интересный рассказ о браке в иудаизме (сообщение группы.)
- Что нового для себя узнали?
- Как называют по еврейским понятиям мужчину без семьи?
(Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, “нельзя назвать человеком”. По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: “Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется”
4 группа расскажет о семье в буддизме (сообщение группы).
- Что отличает семью в буддизме?
- Какое значение имеет семья для общины?
Обобщение:
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
- Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)
- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны)
- А какую семью хотели бы вы иметь в будущем?
(Рассуждения детей)
Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка.
Работа ребёнка с родителем в паре.
Ученица:
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова
Учитель:
- Действительно, в семье все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. У каждого в семье свои ценности.
- Давайте составим общие семейные ценности. А помогут вам в этом ваши родители. У каждого на столе вот такой домик “ Моя семья”. Обсудите между собой все пункты и заполните каждую строчку.
(Каждый ребёнок с мамой или папой заполняют домик. Несколько детей с родителями по желанию показывают свой домик и рассказывают о своей семье).
- Различаются ли ваши домики?
- Почему? (У многих одни и те же ценности)
- Какие?
Коллективная работа. Моделирование родословного древа.
- Ребята, в течение 3 недель, вы не только собирали информацию в библиотеке и Интернете, работали со словарями, но и составили своё генеалогическое древо.
Вот здесь на доске все они представлены. На классном часе каждый из вас рассказал про свою родословную.
- Для чего человеку нужно знать свою родословную?
- Чем отличаются ваши древа?
- Что общего у всех?
- Вместе с родителями составьте модель семейного древа.
(Из готовых заготовок, которые дети подготовили на уроке технологии, все создают объёмную аппликацию на ватмане).
- Посмотрим, что получилось.
Итог занятия.
На чем основаны нравственные отношения в семье?
- Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чем можем помочь, чтобы наши семьи были счастливыми?
- Для чего нужна счастливая семья?
Ученик: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Какой этап занятия вам больше понравился?
- Хотели бы вы ещё раз пригласить родителей на урок?
Домашнее задание: Найти пословицы разных народов про семью и обсудить с родителями их значения.
Всем большое спасибо, до свидания.