Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Министерством образования РФ от 17.06.03 подчеркивается, что готовность детей к обучению в школе заключается в формировании у детей качеств личности необходимых для успешного овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и других личностных качеств.
Мои наблюдения показали, что у детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук связаны с речевой функцией.
Что бы сформировать правильное и четкое произношение слов у детей, я стала искать более интересные и положительные моменты в форме игр.
Я составила преспективный план, специальное обучение может быть эффективным только тогда, когда оно проводится планомерно и систематически. Чтобы провести эту работу, я начала использовать специальные упражнения:
- Гимнастики для пальцев;
- Игры с пальчиками;
- Действия с игрушками и предметами;
- Массаж для пальцев;
- Игры с речедеятельностью. (Стихи, загадки, потешки, скороговорки, физкульт минутки).
Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Чем больше и лучше тренированы пальцы, тем скорее и лучше заговорить ребенок. Хочется отметить и другую важную сторону этой работы:
Игра на песке
Играя с детьми на песке, я использую предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем то же проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка, обогащаю словарный запас, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или в лесу, в море или на другой планете.
А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяя чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.
Связь с семьей во многом облегчают работу воспитателя, и ускоряет успехи ребенка. Результаты моего обследования доводиться до каждого родителя через индивидуальные беседы. Главная цель моей работы с родителями – обеспечить тесное взаимодействие ДОУ и родителей. Для этого провожу такие мероприятия:
– Родительское собрание по теме «ознакомление
с программой младшей группы», анкетирование.
– Обучающий семинар-практикум по теме: «Мелкая
моторика рук».
Познакомила с играми:
1) Пальчиковая игра со стишками.
2) Пальчиковая гимнастика с потешками.
3) Игра с тестом.
4) Игра пластилином, глиной.
5) Рисование с пальчиками.
6) Игра на песке с речедеятельностью.
Знакомлю родителей с книжками, с журналами, методикой. Оформляю для родителей в уголке стенды, папки-передвежки, советы, альбомы и т.д. Вместе с родителями готовлю развивающую среду. В конце учебного года я снова провожу обследования детей. По результатам обследования можно отметить, что дети успешно справляются с заданиями.
Развивая мелкую моторику рук у детей младшей группы, вместе с родителями корректируем недостатки речи. Проделанная работа показывает, что достигнуты и определенные результаты по развитию речи у детей.
Таким образом, совместными усилиями можно добиться высокого развития мелкой моторики рук и, соответственно, речи.